На грани катастрофы
Почти никто не вспоминает об этой службе, пока не случается столкнуться, не дай Бог, со страшным. Или когда нужно вывезти из отдаленного района тяжелобольного. Я говорю о краевом Центре медицины катастроф.
Насколько поверхностные у обывателя представления о работе Центра, я осознала, побеседовав с его директором Петром Громовым. Сложился, к примеру, стереотип, что медицина катастроф – это непременные вертолеты или самолеты, которые, как волшебники, прилетают в труднодоступные места спасать людей. На самом деле, ежедневная работа ГКУЗ «Забайкальский территориальный Центр медицины катастроф» - это консультативно-выездная работа с районными больницами, а также образовательная деятельность, которую проводит учебно-методический центр.
Час полета – сто тысяч, жизнь - бесценна
- Основную повседневную нагрузку у нас несет клинический отдел, который в простонародье называют санавиацией. В том числе, мы применяем онлайн-консультации. Ну и, конечно, частенько вылеты и ежедневные выезды. У нас существует также подстанция в Краснокаменске, она вплетена в структуру краевой больницы №4 как функциональное подразделение и, по зоне ответственности, как структура службы медицины катастроф, она подчиняется нашему Центру. В зоне ее ответственности восемь районов юго-востока края, - говорит директор Центра.
Что касается той самой санавиации, то своего авиатранспорта у Центра нет, есть только автомобили. По словам Петра Громова, это два типа машин - реанимобили для эвакуации носилочных больных, в которых можно осуществлять не только транспортировку, но и оказывать необходимую медицинскую помощь. Второй тип – это оперативные машины, которые обеспечивают срочный выезд бригады на место с целью оказания экстренной консультативной и практической помощи нашим коллегам в районах. Также эти машины используются для оперативных выездов персонала службы медицины катастроф к местам чрезвычайных ситуаций.
- На авиатранспорт мы заключаем контракт с поставщиками авиауслуг на территории Забайкальского края. Пока у нас в регионе мы можем заключать такие контракты только на аренду самолетов. На вертолеты МИ-8 мы заключаем контракты с нашими соседями – авиакомпанией республики Бурятия. У нас уже отработанный регламент: поступает заявка из района, подтверждаем обоснованность вызова на место эвакуации и затем делаем запрос в авиакомпанию. Там тоже нужно удостовериться в метеоусловиях: из-за гроз у нас прошлым летом отменялись несколько вылетов. Это такие ситуации, которые ни от кого не зависят, только от высших сил. После подтверждения заявки мы осуществляем полет. Самолеты, как правило, используем АН-2, но есть еще один самолет, у него несколько ограничены возможности по эксплуатационным характеристикам, есть определенные требования к состоянию посадочной полосы, которые отсутствуют во многих районах, - отмечает Петр Громов.
- Насколько дорого Центру медицины катастроф обходятся вылеты?
- Хотелось бы, чтобы было подешевле, но, исходя из того, что у нас единственный поставщик услуг, и мы делали запросы по соседним регионам - цены за полетный час примерно везде одинаковые. В основном, это - проблема с заключением контракта на вертолет, потому что нам приходится оплачивать дорогу из Бурятии до Забайкалья, потом осуществление санзадания и дорогу обратно. Полетный час вертолета стоит около ста тысяч рублей. У самолетов час стоит раза в два дешевле. Но жизнь человеческая бесценна, поэтому, при необходимости мы не считаемся с этими затратами. Главное - обеспечить доступность медицинской помощи населению края.
Люди и манекены
Петр Громов проводит для меня небольшую экскурсию по классу учебно-методического центра. Манекены, с которыми учащиеся отрабатывают навыки первой помощи, на первый взгляд выглядят жутковато. Один, с отстегивающимися конечностями - на нем можно тренироваться ставить уколы (даже внутривенно), накладывать жгут при переломе. Другой – для дыхания «рот-в-рот» и непрямого массажа сердца – с электронным модулем отслеживания правильного выполнения. Мне демонстрируют правильную технику и предлагают тоже попробовать реанимировать «пострадавшего», модуль показывает, что я все делаю верно. А еще есть манекен ребенка, который имитирует ситуацию с закупоркой дыхательных путей. Мне показывают, как правильно взять дитя, с какой силой и куда надавить, чтобы инородное тело выскочило. В общем, и статью написала, и полезный навык получила.






- За прошлый год обучение прошли около 500 слушателей. В основном, это - сотрудники экстренных служб, наши коллеги из Управления МЧС, Управления МВД, ГИБДД, то есть те, кто первыми оказываются на месте аварии, катастрофы и вынуждены столкнуться с необходимостью оказания первой помощи.
Поскольку не так давно в нашем крае произошло несколько крупных чрезвычайных ситуаций (в Большой Туре, в Красном Великане), не могу не спросить главу Центра, готово ли учреждение к каким-то еще более глобальным, не дай Бог, катастрофам?
- Глобальными катастрофами будет заниматься не только наш Центр, потому что это небольшое подразделение. Здесь, в первую очередь, будут привлечены все силы здравоохранения Забайкальского края. По тем же центральным районным больницам мы сейчас проводим работу по проверке и приведению в соответствие сил и средств медицины катастроф в муниципалитетах. К, примеру, в Большой Туре наши медработники отработали, я бы сказал, на высоком уровне. Выводы, которые были сделаны по итогам ликвидации последствий в Красном Великане, позволили нам внести определенную корректировку в профилактику чрезвычайных ситуаций, чтобы учреждения государственного здравоохранения были готовы к ЧС , - говорит Петр Громов.
Центр медицины катастроф, действительно, небольшое учреждение. Штатная численность предполагает 150 человек, но штат укомплектован не полностью. Кроме того, часть сотрудников работает на основе внешнего совместительства.
- Это специалисты высокой квалификации. Центр привлекает и сосудистых хирургов, и отоларингологов, и торакальных хирургов, то есть тех узких специалистов, которые будут востребованы в той или иной клинической ситуации.
«У нас неопасный регион»
- Я слышала, что регионы делятся по классам опасности, к какому классу относится наш край?
- Да, существует такая градация. Это зависит от технического потенциала, который несет в себе тот или иной регион. Относительно нашего региона – у нас на территории нет ни опасных химических или радиационных производств, ни атомной электростанции, ни космодромов. В этом плане у нас достаточно благополучный регион.
- А выезжают ли сотрудники Центра медицины катастроф в другие регионы помогать при чрезвычайных ситуациях?
- Да, у нас были приграничные случаи, когда мы осуществляли помощь республике Бурятия. Точно так же соседние регионы отказывают и нам помощь, когда из Тунгокоченского района пару раз возили в соседнюю ЦРБ в Бурятии пациентов. Мы оказываем помощь гражданам Российской Федерации, и не важно, не принципиально, где они ее получат. Экстренная помощь повсеместно оказывается бесплатно, в каком бы субъекте пациент ее не получал.
- Вы в работе используете обезболивающие наркотического характера. Федеральная служба по контролю за наркотиками постоянно ужесточает требования к хранению и использованию таких медицинских средств. Не мешает ли это работе, не возникают ли проблемы с УФСКН?
- Со всеми службами мы работаем в тесном сотрудничестве, с УФСКН также. Все сотрудники при приеме на работу проходят у них проверку, встают на учет, все помещения нашего Центра регулярно проверяются. Все они соответствуют тем нормативам, которые предъявляет российское законодательство к учреждениям, ведущим оборот наркотических и психотропных препаратов. В этом плане мы исключительно законопослушные граждане, которые все нормативы соблюдают.
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
Строительство лукодрома в Чите профинансируют кредитом на 1,78 млрд рублей
3I/ATLAS: загадочная древняя комета или артефакт инопланетян?
Прогноз погоды на 7 декабря 2025 года
Депутаты: «Спасибо ЗабТВ», глава Минздрава края: «ЗабТВ - желтая пресса»