Север становится ближе?
Шеметов впервые посетил Каларский район.
На прошедшей неделе первый вице-премьер краевого правительства Алексей Шеметов впервые побывал там, куда из Читы «только самолетом можно долететь» - в Каларском районе. Вернувшись из трехдневной поездки, он рассказал журналистам не только о планах, но, что гораздо важнее, о конкретных решениях по развитию забайкальского севера.
Даешь стране угля
Каларский район справедливо называют «кладовой» Забайкальского края. Удоканское месторождение меди, Апсатское – коксующихся углей, Чинейское – железотитанованадиевых руд, Култугинское – редкоземельных металлов. Запасы этих природных хранилищ подсчитаны весьма условно, например, балансовые запасы Апсатского месторождения составляют 495 миллионов тонн. При современном объеме добычи этих ресурсов хватит почти на 500 лет, а при намеченных – на 100-200! И это только те запасы, которые удалось разведать на лицензионном участке.
- Причем это высококалорийный уголь, который, в основном, используется в металлургии и всегда остается в цене, - отметил первый вице-премьер.
Разработкой месторождения занимается компания «Арктические разработки» - дочернее предприятие «Сибирской угольной энергетической компании» (СУЭК). Для региона этот проект не только крупнейший (объем инвестиций составляет 31,3 миллиарда рублей), но и наиболее позитивный: за три года добыча угля на Апсате выросла со 125 тысяч тонн до одного миллиона. До конца года месторождение принесет в казну Каларского района 36 миллионов рублей, а при увеличении добычи эта сумма будет расти.
Шеметов уточнил, что СУЭК рассчитывает выйти на уровень добычи в 3 миллиона тонн угля в год, но эти планы сдерживает слабая инфраструктура – прежде всего, транспортная и энергетическая. Отсутствие или низкая пропускная способность дорог, нехватка электроэнергии – общая проблема для всего Забайкальского края. К примеру, 8 октября заместитель гендиректора «Норильского никеля» Павел Федоров, выступая на совещании по вопросам развития Дальнего Востока, заявил, что из-за отсутствия транспортной инфраструктуры может быть сорван своевременный запуск Быстринского горно-обогатительного комбината на юго-востоке Забайкалья.
В Каларском районе – те же проблемы. Станция Чара не может пропускать более миллиона тонн угля в год. Решением проблемы, считает первый вице-премьер, могло бы стать создание полноценной станции на разъезде Кемен в 6 километрах от Чары. Инвестор готов взять это на себя.
- Обычно в крупных проектах российского уровня, когда речь заходит об инфраструктуре, доля необходимых вложений из федерального и регионального бюджетов превышает долю инвестора. Здесь иная ситуация: при оценке инвестпроекта в 23,5 миллиарда рублей частные инвестиции составят 20 миллиардов. Государству предлагают выделить 3,5 миллиарда рублей, и теперь наша задача – добиться включения этого проекта или в число территорий опережающего развития, или даже в финансирование из Фонда национального благосостояния, - сказал Шеметов.

Да будет свет!
Еще одна транспортная артерия, которую осмотрел первый зампред краевого правительства – заброшенная железнодорожная ветка к Чинейскому месторождению, от которой зависит и освоение Удокана. Восстановление дороги стало возможным после запуска президентом проекта БАМ-2.
- Я специально пролетел на вертолете и посмотрел – при нормальном финансировании, думаю, эту дорогу можно восстановить за год, поскольку все основные сооружения, например, мосты, стоят. Есть осыпи и провалы, но это решаемо, - заверил первый зампред краевого правительства.
По оценке специалистов, на реконструкцию 26 километров пути потребуется около миллиарда рублей. Вместе с Шеметовым Чинейскую ветку осмотрели и представители ОАО «РЖД», которое является собственником дороги.
- Коллеги приезжали убедиться в физическом состоянии и в том, что заявление Байкальской горной компании (БГК) по поводу возможности освоения Удоканского месторождения - реальный проект. Я думаю, нам с БГК удалось доказать это, - уточнил он.
В беседе с автором Шеметов добавил, что собственник Чинейского месторождения, управляющая компания «Союзметаллресурс», в этой поездке не участвовал. «По-моему, «Союзметаллресурс» переживает не лучшие времена», - сказал он, напомнив, что другим активом предприятия является «замороженный» Жирекенский ГОК.
Опасения вызывает и Катугинское месторождение. «Его собственник, может быть, в силу инфраструктурных ограничений, активности не проявляет. У нас к этому недропользователю появляется достаточно много вопросов. Мы изначально говорили, что мы проведем ревизию всех лицензий и будем проводить точечную работу с каждым недропользователем о том, что если уж взялся осваивать месторождение - осваивай. Не можешь - сдай в нераспределенный фонд, найдутся те, кому это будет интересно», - подчеркнул Шеметов.
В правительстве края убеждены: развитие транспортной инфраструктуры и освоение месторождений невозможно без новых энергетических мощностей. Первое движение здесь, наконец, началось: ФСК ЕЭС включило в инвестпрограмму до 2020 года строительство линии электропередачи Нижнеангарская – Чара мощностью 500 киловатт. В 2015 году начнется проектирование ЛЭП. Объем инвестиций в этот проект – около 30 миллиардов рублей.
- Как энергетик, я убежден: на таком отрезке, помимо линии, нужна генерация. Это позволит системе работать устойчиво, - сказал Шеметов. – Есть незаслуженно забытый проект строительства ТЭЦ мощностью 200 мегаватт «на борту» Апсатского месторождения. И есть договоренности о научном, технико-экономическом обосновании этого проекта.

Вагончик тронулся?
Когда говоришь об очередных планах по освоению Каларского района, представляешь ироничную улыбку его жителей – «завтраками» их кормили немало. Скептицизм понять можно: о каких грандиозных задачах может идти речь, когда, по данным краевого минтерра, свыше 1,5 тысяч человек на забайкальском участке БАМа живут в вагончиках, времянках, ветхом и аварийном жилье? «441 человек из 160 семей продолжают жить в вагончиках и времянках, оставшихся после строительства БАМа. Общая площадь такого жилья превышает 9,7 тысяч квадратных метров. Оно до сих пор встречается в трех бамовских поселках - Куанда, Икабья и Новая Чара», - добавили в ведомстве.
По информации Алексея Шеметова, в 2014 году на переселение этих людей планируется потратить около 130 миллионов рублей. Устаревшее жилье смогут покинуть более ста семей. По федеральной целевой программе «Жилье» власти рассчитывают приобрести свыше 2 тысяч квадратных метров жилья для 46 семей. На это потратят до 47 миллионов рублей. Еще 59 семей из прибамовских поселков Новая Чара и Икабья до конца года оставят свои аварийные дома в рамках региональной адресной программы. Она предусматривает переселение и ликвидацию 2,8 тысяч квадратных метров аварийного фонда. Финансирование программы составит 88,7 миллиона рублей, в том числе 79,7 миллиона из Фонда ЖКХ и 9 миллионов рублей из средств местного бюджета.
Шеметов уточнил, что благодаря реализации в регионе этой программы за три года, с 2011 по 2013-й, из непригодных для проживания и изношенных домов, расположенных в зоне БАМа, выехали 96 семей. «Это 243 человека. Они покинули этот район», - добавил он. Для них власти приобрели 5,3 тысячи квадратных метров жилья. На это потратили почти 140 миллионов рублей: 110,3 - из федерального бюджета, а 29,5 - из краевого.
На Забайкальском участке магистрали также действует программа по переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. В 2014 году в ее списки включено более тысячи семей из Каларского района, по территории которого проходит БАМ. Но по этой программе устаревшее и непригодное жилье ежегодно оставляют лишь по несколько семей.

Из интервью на радиостанции «Маяк»:
- Процессы, которые происходят в мировой и российской экономике, могут повлиять на планы, связанные с развитием Каларского района?
Алексей Шеметов: «Сложно оценить в будущем принимаемые решения - каковы они будут, будет ли продолжаться такое беспрецедентное давление или нет. Я думаю, что нет. Но, исходя из того пакета санкций, который сегодня действует в отношении Российской Федерации, они на наши планы не повлияют».
Илья Баринов
P.S. Оптимизм – это слово чаще других звучало в разговоре с Алексеем Шеметовым. Радует, что помимо оптимизма, у региональных властей есть план действий, который они отстаивают перед федеральными властями и инвесторами. Есть и конкретные решения по строительству мостов, детских садов, развитию ЖКХ. Возможно, все это, наконец, позволит забайкальскому северу стать ближе.
Прогноз погоды на 23 декабря
Прогноз погоды на 17 декабря 2025 года
Памятник Чингисхану в Забайкалье: шаг к примирению или новая линия разлома?
Парк МЖК в Чите встретил зиму во всей новогодней красоте
В Забайкалье спрос на уход за животными вырос в 2,5 раза