Мышка-«наружка»

Общество, 14:49, 26 ноября 2014

Кому выгодно, что читинские предприниматели теряют рекламные конструкции, а город – бюджетные доходы?

Реклама – это «локомотив», который тянет за собой бизнес. Однако предприниматели забайкальской столицы уже несколько лет не могут нормально продвигать собственное дело с помощью демонстрации товаров и услуг на улицах города. Вместо этого под натиском чиновников и подлых конкурентов им приходится одну за другой ликвидировать собственные рекламные конструкции.

Заглохший «двигатель торговли»

Ловушка, куда попали предприниматели, выглядит следующим образом: сроки, на которые они заключили договоры о размещении и эксплуатации стационарных рекламных конструкций, неумолимо истекают, но аукционы, где можно было бы вновь выкупить кусочек региональной или муниципальной недвижимости для размещения билборда, настенной вывески или иного «уличного» рекламного объекта, не проводятся уже несколько лет. Тем временем, сделанные на кровные деньги конструкции постепенно перемещаются в категорию «незаконные» и от бизнесменов требуют их демонтировать.

Начальник отдела муниципального контроля и аренды земли комитета по управлению имуществом администрации Читы Юлия Попова на вопрос: почему так долго не проводились аукционы на аренду городской собственности, поведала целую эпопею. По ее словам, чтобы организовать аукцион, необходимо оценить место размещения рекламной конструкции – тот самый клочок земли, кусок стены здания или иного объекта. Однако в 2012 году оказалось, что в городской бюджет на данные цели было заложено недостаточно средств. Предприниматели предлагали провести оценку за собственные деньги, но в комитете отказались, сославшись на отсутствие в законе нормы, позволяющей делать это за счет рекламораспространителей. Таким образом, в 2012 году аукционы состоялись только в отношении тех мест, на которые была проведена оценка на заключение договоров. Предприниматели, желавшие принять участие в аукционах, утверждают, что систематически выходили на ответственных лиц с просьбой не останавливать процесс арендования, но администрация все же «заморозила» торги.

Так продолжалось до 2013 года, когда, наконец, был назначен крупный аукцион. Однако кто-то из рекламораспространителей в надежде отстранить своего конкурента от участия, заявил в прокуратуру края, что ряд документов сфальсифицирован. Надзорный орган проверил заявки рекламных агентств на размещение конструкций и доказал, что на части согласованных проектов, действительно, стоят поддельные подписи. Мероприятие было сорвано.

Другие аукционы до настоящего момента тоже не проводились. Зато свои обязанности по вынесению предпринимателям предписаний об устранении рекламных объектов с истекшим сроком разрешений и ликвидации этих конструкций структурные подразделения администрации исполняли исправно. Понять чиновников можно – помимо «буквы закона», над ними довлеет прокуратура, требующая активно штрафовать рекламораспространителей, которые «самовольно разместили» конструкции. Однако бездействием городских властей воспользовались любители недобросовестной конкуренции.

«Болото» для предпринимателей

Как известно, в застоявшейся воде заводятся паразиты. Сложившаяся на рекламном рынке Читы «гнилая» ситуация также провоцирует некоторых бизнесменов на подлые поступки. Они обращают внимание контролирующих органов на конкурентов и быстро размещают на месте их снесенных конструкций свои собственные. Ликвидированные же рекламные объекты, по утверждению отдельных предпринимателей, вернуть невозможно. Впрочем, в городском комитете по управлению имуществом эту версию категорически опровергают. По словам Юлии Поповой, просто бывают случаи, когда предприниматели не могут подтвердить, что являются собственниками данных конструкций.

- После демонтажа конструкции, который производится за счет средств городского бюджета, ее хранят в течение месяца. До момента утилизации владелец может забрать рекламный объект, если докажет, что является его собственником. В число подтверждающих документов входят: договор купли-продажи, договор на установку данной конструкции, заключенный с рекламной организацией, договор на эксплуатацию, действие которого истекло и просроченное разрешение на размещение конструкции, если они позволяют однозначно идентифицировать рекламную конструкцию. Бизнесмену в этом случае необходимо предъявить: договор с собственником земельного участка, разрешение на установку, договор с подрядной организацией, размещавшей конструкцию и договор с рекламодателем, действующий на момент демонтажа, - отметила Попова.

В качестве способа избежать этого почти безнадежного процесса она посоветовала предпринимателям по сроку истечения договора ликвидировать рекламные объекты самостоятельно.

Рекламный «бизнес-план»

Пока муниципалитет искал деньги, а прокуратура разбиралась с фальсификаторами, 1 января текущего года изменилась законодательная ситуация.

- Сейчас ни региональные, ни городские ведомства не имеют права проводить аукционы на размещение объектов наружной рекламы на территории забайкальской столицы, не выполнив два условия ФЗ «О рекламе»: не создав схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках, а также на зданиях и ином недвижимом имуществе; не утвердив сначала на краевом уровне предельные сроки для заключения договоров на установку и эксплуатацию данных конструкций, а затем на городском уровне – конкретные сроки, - пояснила Юлия Попова.

По словам предпринимателей, они как Барон Мюнхаузен, вытягивали себя за волосы из бюрократического болота. В частности, ассоциации рекламных фирм за собственный счет разработали схему размещения рекламных конструкций на территории Читы.

- Понимая, что для муниципалитета это непосильная ноша, мы решили справиться самостоятельно. Заранее всю стоимость даже не просчитывали, но она более чем внушительная. Кто-то выделял транспорт, кто-то своих сотрудников, кто-то дизайнеров. Вечерами после работы и в выходные дни объезжали весь город, отмечали рекламные объекты, шагами мерили расстояние между ними. На составление черновиков для схемы ушло порядка трех месяцев, - поделился президент НКО «Содружество рекламных фирм Читы и Забайкальского края» Олег Васильев.

Каково же было разочарование создателей «городского путеводителя по наружной рекламе», когда документ вернули им на доработку. Оказалось, нужны координаты каждого отмеченного объекта. Снова «скинувшись» и наняв спецорганизации, авторы схемы занялись этой работой. Сейчас схема утверждена и даже размещена на официальном сайте администрации города, но пока не указаны конкретные сроки, на которые можно заключать договоры, предприниматели остаются в прежнем положении.

Дракон, проглотивший свой хвост

Предприниматели снова делают все, чтобы предельные сроки для заключения договоров на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций были установлены законодательным собранием как можно быстрее. Ассоциации рекламных фирм уже озвучили свою позицию первому вице-премьеру краевого правительства Алексею Шеметову.

- Вкладываться в конструкции никто не хочет. Во-первых, в течение пяти лет, на которые заключаются договора, рекламные объекты только окупаются, а уж потом начинают работать на прибыль. Поэтому мы предложили увеличить срок эксплуатации с 5 до 10 лет. Впрочем, с нашими законами и с таким вот отношением к предпринимателям нет никакой уверенности в том, что конструкция простоит столько, сколько положено. Вдруг завтра придумают еще какие-нибудь ГОСТы… - отметил Олег Васильев.

По словам консультанта отдела приватизации государственной собственности Департамента госимущества и земельных отношений Забайкальского края Владимира Емельянова, законопроект, устанавливающий длительность эксплуатации рекламных объектов весной уже вносился его коллегами на рассмотрение парламентариев. Однако было принято решение о доработке данного документа.

- Сначала хотели разрешить эксплуатацию рекламных объектов на срок не более 5 лет. Специалисты аргументировали это необходимостью оперативно подстраиваться под инфляцию и появлением возможности прекращать отношения с бизнесменами, которые будут нарушать правила аренды земли. Однако сейчас задумались о том, чтобы не «кошмарить бизнес». Второй вариант законопроекта предполагает заключение договоров на 10 лет для всех видов наружных рекламных конструкций, - пояснил Емельянов.

На момент написания материала документ был направлен на согласование юристам. В случае прохождения экспертизы, далее будет представлен губернатору края и вынесен на обсуждение в региональный парламент. Потом городские чиновники на основании этого закона утвердят собственные, «конкретные» сроки.

Хочется надеяться, что благодаря инициативе (и значительному финансовому вкладу) самих предпринимателей дело за три года сдвинулось с «мертвой точки». Однако пока одни законотворчествуют, а другие выжидают, многие бизнесмены уже лишились своих далеко недешевых конструкций и продолжают нести убытки. Хотя вместо этого могли бы приносить прибыль муниципальному бюджету. Найти виноватых в сложившейся ситуации – то же самое, что пытаться ухватить дракона, который проглотил собственный хвост. Впрочем, читинские предприниматели и не стремятся этого делать. Они неоднократно озвучивали свое отношение к взаимодействию с властями: «нам не надо помогать вести бизнес, просто не мешайте».

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"