«Колеса» с бюджетным двигателем
Дефицитная казна, как выяснилось, вовсе не повод для бюджетных организаций и служб отказаться от покупки «люксовых» авто.
Несмотря на постоянные разговоры о поддержке отечественного производителя, экономии казенных денег и необходимости унять аппетиты, забайкальские руководители не спешат пересаживаться с «Крузеров», «Паджеро» и «Камри» на «Гранты» и «Патриоты». Более того, некоторые ведомства научились обходить федеральные законы, выдвигая «особые» требования для желаемых авто.
Экономия? Не, не слышал…
На официальном сайте госзакупок то и дело появляется информация о готовящихся аукционах на покупку совсем недешевых автомобилей. И требования к ним, которые забайкальские службы, фонды и ведомства считают необходимыми для комфортного передвижения, часто заставляют задуматься.
Недавно краевой департамент государственных закупок разместил информацию о проведении весьма сомнительного электронного аукциона. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Забайкальского края (ТФОМС) пожелал купить 5-местный автомобиль 2014 года выпуска, стоимостью почти 2 миллиона рублей. Кожаный салон, многофункциональный руль с кожаной отделкой, качественная аудиосистема, система помощи при парковке и всевозможные датчики должны, по мнению заказчика в лице забайкальского ТФОМС, непременно входить в комплектацию автомобиля для нужд агинского филиала. Покупать перламутровый внедорожник Фонд собирался из «средств ОМС». Но, как раннее сообщало «Забмедиа», заявку через некоторое время сняли с аукциона. Всему виной оказались сами сотрудники Фонда, которые «перепутали технические характеристики».
- Там наши сотрудники перепутали характеристики – совместили технические характеристики с одного автомобиля на другой. Планировалось купить Mitsubishi Pajero для агинского филиала. Это хорошая, надежная машина, она им необходима, так как они много ездят, в том числе, и в отдаленные районы края. Но будет ли проведен данный аукцион, я пока не могу сказать – нам вернули документы, решение будет принимать директор, а он сейчас в командировке, - сказал тогда заместитель директора ТФОМС края Владимир Полынцев.
Позже стало понятно, что и приезд директора фонда Алексея Бутыльского особых изменений в планы ТФОМС не внес. Информация об аукционе опять появилась на сайте госзакупок, причем фигурирует там тот же самый автомобиль, с тем же небедным убранством салона и ходовыми характеристиками. Даже если забыть о морали во времена дефицита бюджетов всех уровней (для руководства ТФОМС, как видим, это не важно), впору задать им более серьезные вопросы. Юридический анализ этой закупки, проведенный активистами из регионального отделения ОНФ (Общероссийского народного фронта), показал, что присутствуют в документации и признаки нарушения федерального законодательства.
Mitsubishi Pajero 4 - УАЗ Патриот
Без права на конкуренцию
При составлении аукционной документации в Фонде почему-то не обратили внимание на пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ, недвусмысленно говорящего о принципах, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки. В законе сказано, что «описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки». Мало того, что в ТФОМС открыто говорят о марке и модели желаемого автомобиля, из аукционной документации становится ясно, что Фонду просто необходима машина с «рамой, интегрированной в кузов». Есть сомнения, что хотя бы один сотрудник Фонда знает, что скрывается под этими словами. Но не это главное. Важно, что под это описание, учитывая остальные требования к автомобилю, подходит только Mitsubishi Pajero 4. О какой конкуренции тут можно говорить, если описание объекта покупки можно просто скопировать в техзадание?
- Установленные в техзадании технические характеристики не позволяют предложить к поставке иной легковой автомобиль. Это незаконно. А если исходить из принципов обеспечения конкуренции федерального закона № 44-ФЗ, то «контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем)», - объяснили в ОНФ.
Нужно ли говорить, что таким образом требования к поставляемому товару, установленные заказчиком в техническом задании, влекут за собой ограничение количества участников закупки и соответствуют продукции только одного производителя. Это противоречит и пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ, и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ, и противоречит статье 8 Федерального закона № 44-ФЗ.
Но обвинять ТФОМС в том, что они никак не могут унять аппетит тоже нельзя. В 2012 году краевой Фонд уже объявлял о покупке нового легкового автомобиля за 3 миллиона 228 тыс. рублей. Экономия, согласитесь, очевидна. Да и директор ТФОМС уверяет, что деньги застрахованных лиц на покупку машин они не тратят:
- У фонда ОМС есть средства, которые ежегодно выделяются федеральным фондом на управленческие функции, в частности – командировки, транспортные расходы, канцелярию, ЖКХ. Этот перечень ежегодно согласовывается и принимается каждая статья, исходя из которых и формируется наш бюджет. К примеру, мы не покупаем машины каждый год. Назрела необходимость заменить УАЗ, которым раньше пользовались сотрудники Агинского филиала, мы ее обосновали, и средства были выделены. А то, что мы тратим деньги застрахованных на покупку машин, это не правда, - пояснил Алексей Бутыльский.
Аварийная с немецким акцентом
Не пренебрегает комфортом и администрация Читы, которая даже на автомобиле «для нужд единой диспетчерской службы города, управления ГО и ЧС и так далее» не собирается экономить. В октябре этого года на сайте госзакупок была размещена информация о готовящейся покупке 9-местного автомобиля для администрации краевого центра за 1,75 миллиона рублей. Микроавтобус, судя по предъявляемым к нему требованиям, должен быть дизельным, с двигателем объемом не менее двух литров и мощностью не менее 140 лошадиных сил. Важными, не терпящими вариантов характеристиками, оказались и шестиступенчатая коробка передач, передний привод и размеры автомобиля не более 4892/1990/1904 сантиметров.
Даже по описанию понятно, что это должен быть исключительно Wolkswagen Multivan. Да и судя по документации при формировании НМЦ (начальной-максимальной цены) контракта, заказчик исходил из ценовых предложений ООО «Медведь-Запад» и ООО «Россо-моторс», являющихся официальными дилерами марки Wolkswagen. Но почему именно этот немецкий бренд? Для целей, которые озвучили в администрации города, вполне достаточно более бюджетных вариантов стоимостью до 900 тыс. рублей. Ряд официальных дилеров отечественных автомобилей подобного класса предлагает сходные автомобили в пределах этой суммы. Например, ОАО «ЧитаГАЗавтосервис».
Wolkswagen Multivan - УАЗ-452
Авто «без комментариев»
Как покупка подобных автомобилей увязывается с тяжелейшей ситуацией в Забайкалье, да и в стране в целом, откровенно не ясно. В поисках совести руководителей бюджетных организаций все чаще приходится сталкиваться с пресловутым «без комментариев». Совсем недавно таким «безкомментатором» оказалось краевое управление ФСИН России. Ведомство собиралось приобрести автомобиль за 1,5 миллионов рублей за счет федерального бюджета. Только вот объяснить людям для чего забайкальскому УФСИН именно такое авто с кожаным салоном, обогревом сидений, 3-зонным климат-контролем, ионизатором воздуха и прочими всевозможными датчиками в ведомстве отказались.
«Поставляемый товар должен быть не ранее 2014 года выпуска, новым (товаром, который не был в употреблении, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену основных частей, восстановление потребительских свойств), допускается наличие технологического пробега, связанного с проведением приемо-сдаточных испытаний и погрузкой, разгрузкой транспортного средства», - говорится в документации.
Портал «Забмедиа» самостоятельно проанализировал требования к автомобилю, которые изложены в аукционной документации. Судя по размерам кузова и салона, мощности и объему двигателя, дополнительным опциям желаемого автомобиля, речь идет о покупке новой Toyota Camry в комплектации «престиж». К слову, у официального дилера заказ этого автомобиля обойдется покупателю в 1 миллион 307 тысяч рублей.
В требованиях к автомобилю «для нужд УФСИН России по Забайкальскому краю» также указано, что он, помимо кожаного салона, ионизатора и датчиков дождя и света, должен быть оснащен аудиосистемой премиум-класса (10 динамиков), 7-дюймовым цветным LCD дисплеем на центральной консоли, шумоизолирующим ветровым стеклом с фильтром ультрафиолетовых лучей с зеленой тонировкой, камерой заднего вида с динамической разметкой и другими устройствами. Салон должен иметь отделку с вставками «под дерево».
Как слова губернатора края в эпиграфе этого материала соотносятся со всеми этими фактами, сложно сказать. И закон, и мораль, как видно, перестают быть руководством к действию для бюджетных ведомств и фондов. К сожалению, реакции от вышеупомянутых организаций мы вряд ли дождемся. Вся надежда на контролирующие органы, которые, как показала жизнь, все-таки начинают работать под давлением общественности.
Toyota Camry - Lada Priora