Читинский менталитет, Дарвин и развитие бурят-монголов
Интервью с известным забайкальским писателем Виктором Балдоржиевым
Виктор Балдоржиев, писатель, поэт, автор переводов с бурятского, в прошлом председатель Союза писателей Забайкалья. Сейчас Балдоржиев живет в уединении в селе Новая Заря, недалеко от Торейских озер. Но литературная жизнь в маленьком деревенском доме по-прежнему кипит. Книги бурятского автора изданы в Канаде и каждый день забайкальцу приходят письма и приветы из-за океана и со всей России. Помогает ему и Интернет.
- У меня никогда не было желания быть публичным человеком. Это даже как-то звучит нехорошо. Но, уважая стремление будущего родного края, можно дать себе какое-то послабление. Хотя Чита меня всегда пугает, и я стараюсь не иметь дел с читинским менталитетом.
- Чем вас так пугает «читинский менталитет», как вы выразились?
- Не пугает. Меня ничто и никто не пугает. Мне просто ЭТО не нужно. В мире так много интересного, кроме ЭТОГО. И в Чите, как и всюду, есть много НОРМАЛЬНЫХ людей. Говоря о какой ментальности, мы всегда имеем в виду те 200-300 человек, которые все время о чем-то говорят и говорят, но этим самым говорением только вредят всему Забайкалью. Умные люди – молчат и делают. В обществе, культуру которой съели хоббиты и орки, говорить о своей деятельности в области искусства и культуры как-то неудобно. Не правда ли?
- Расскажите тогда немного о сайте: «Мир Бурят-Монгола». Как давно вы его ведете? Аудитория, насколько я поняла, достаточно широка. Вы пишете – статистика блога более 150 000 человек…
- Сначала нужно сказать, что у нас Интернет очень слабый. А не то я бы создал несколько сайтов и охватил бы Сибирь и прочие территории. У нас скорость – как на заре эпохи Интернета. Это означает, что у нас невежественное руководство, которое не понимает, что надо создавать конкурентную среду, в том числе Ростелекому. Значит, это руководство не владеет ни компьютером, ни Интернетом, видимо, из комсомола вышли.
- И обратно не зашли…
- И из народа тоже давно вышли… Естественно, не зайдут.
- У вас в блоге есть замечательная фотография в степи на фоне стада верблюдов.
- Вообще, я не фотогеничный, такая природная уродливость вкупе с мыслительными способностями. А ту фотографию, о которой вы говорите, сделал Саша Леснянский почти 15 лет назад.
- Но вернемся к блогу, Виктор, извините, что без отчества.
- Отчество нормальным людям не требуется, им требуется Отечество. На самом деле блог создан был случайно. В 2011 году у меня возникла возможность пользоваться довольно сносным Интернетом. Я сразу создал пять блогов. Один из них – сначала «Русский мир бурят-монгола», потом – «Мир бурят-монгола». Долгое время он работал хаотично. А недавно, проанализировав ситуацию и посотрудничав с ARD (Аsia Russia Daily), я решил более серьезно заняться собственным блогом. И сразу – от 500 до 1500 посещений в сутки. С 2011 года набралось 150 000 визитов.
«Мир бурят-монгола» соответствует названию. Это – мой мир, мои воззрения. Мы не отряхнули прах прошлых глупостей, но уже обретаем свое, настоящее...
- В своих работах вы пишете: «После развала империи большая часть монгольского мира до ХХ века развивалась исключительно в границах своего сообщества. И только бурят-монгольский этнос оказался на пересечениях интересов России и Китая, идеологий и наций, языков и культур. Негативные, казалось бы, для этноса явления воздействовали на него таким образом, что сегодня именно бурят-монголы могут в перспективе способствовать либо развитию, либо исчезновению монгольского мира». Можете поподробнее это разъяснить?
- Это разное развитие бурят-монголов. Между нами говоря, те буряты, которые родились (даже просто родились) в национальных образованиях – будут всегда «национальнее» бурят, родившихся вне национальных образований. Естественный симбиоз ценностей Востока и Запада возможен только вне национальных образование, который с течением времени становится только территорией задержки развития, несмотря на все свои преимущества… Точно также намного продвинуты в бизнесе монголы Китая, чем собственно монголы МНР. Володя Ешеев, хамбо-лама, дид-хамбо лама, Виктор Балдоржиев и многие другие – все они родились и выросли в среде русских, украинцев и евреев. Чтобы говорить с большим миром, надо обладать надэтническим мышлением. Характерно, что при таком развитии, эти люди отвергают чуждые нравы и воспринимают национальную нравственность намного сильнее и активнее, чем бурят в национальных образованиях, культура которых перешла на сцену домов культур и эстраду. Например, с рождения говоривший на русском языке, я с 1999 года занимаюсь изданием книг на бурятском языке, без поддержки со стороны бурят, живущих в национальных образованиях, а сегодня публикую в своем интернет-журнале тексты на бурятском языке. И рекламирую их. И люди читают!
- Почему так?
- Потому, что это по Дарвину. Естественный отбор.
- Это дает толчок к развитию? Языковая среда, другой народ?
- Только это и дает толчок. Вы, да и вся Чита, очень слабо понимаете такие вопросы. Я же сказал – по Дарвину, а не по Ленину.
- Все-таки, мы разные люди.
Это еще слабо сказано. Мы совершенно разные люди. Не в смысле лучше – хуже, хорошо – плохо, просто разные, как и всё в природе.
- Вы немножко абстрагировались от мира в Новой Заре? Или, наоборот, с помощью Интернета получили больше простора?
- Да, получил больше простора. Но убивает слабый Интернет. Виной всему - руководство нашего района. Настоящий руководители должны создавать условия, где могла бы создаваться конкурентная среда. Но в Забайкалье, уверен, 85 процентов руководителей не владеют даже компьютером, не то чтобы Интернетом. У нас один «Ростелеком», обладает полной монополией. Конечно, расслабились и делают что хотят.
- Какие сайты вы бы создали, если бы позволяла скорость и техника?
- Не могу сказать навскидку. Но уверен, что охватил бы огромное количество людей. Скажем, Сибирь, Байкальский регион, Монголию, Бурятию, Якутию. Секрет прост: у меня пища хорошая, естественная, а не помои, как на многих сайтах. Ведь все, что мы творим - это духовная пища. А человек состоит из того, что потребляет. Мы предлагаем ему - свой мир, бери, владей, иди дальше! Остается индивидуальное развитие каждого.
«Надо твердо понять, что возврата к демократическому движению и нормальному, человеческому, разговору в нашем пространстве и в нашем времени больше не будет. Для возврата России и её чиновников к вопросу о разговоре со всеми на равных понадобятся, может быть, десятки лет?! Грандиозные достижения во внешней и внутренней политике откатывают нас все дальше и дальше от мирового сообщества. Никакие искренние взаимоотношения и законность уже не предвидятся, а ругаться и плеваться бесконечно - занятие невыносимое не только для культурных людей, но даже для нас» (из работ Виктора Балдоржиева)
Это тоже из вашей статьи. Все так плохо у нас?
- Почему плохо? Человеку всегда должно быть хорошо. А будет ли хорошо - это зависит от него самого. Значит, надо изолироваться от всего плохого. Это время очень хорошее: заставляет думать, обретать смысл. А тому, кто не думает (это 85 процентов?) этот СМЫСЛ дают, внедряют сверху. За этот СМЫСЛ человек, живший до этого бессмысленно, любому глотку перегрызет, сделает все, что ему скажут, лишь бы СМЫСЛ у него был. Убивать и воровать со СМЫСЛОМ или без - это большая разница!
Прочитайте статью Михаила Булгакова. Только поставил в блог. Четверг - у меня публицистика. Вообще распорядок у меня такой: понедельник - русская поэзия, вторник - русская проза, среда - перевод с бурятского, четверг - публицистика, пятница - бурятская поэзия, суббота - бурятская проза, воскресенье - криминал или что творит человек. Ну и между ними кое-что.
- Но мы же не можем ВСЕ изолироваться от всего плохого, все же не уедут в Новую Зарю, чтобы обрести смысл.
- Изолироваться можно везде и всюду. В Чите, в Нью-Йорке. Для этого надо работать, и не 12-15 часов, а головой. Вся радость человека в работе.
-Вот с этим я согласна.
- Особенно, если по библейски, плод труда не становится вожделением.
- Нашла интересную вещь на вашем сайте: рассказ-сценарий в жанре бурятский триллер «О том, как Уодхэ людоедов победил», рассказ-сценарий. Наверно, экранизация была бы хороша? Анимационная или киношная?
- Кстати, они вошли в мою книгу, которая недавно вышла. Называется «Голоса бездны». Все рассказы я писал именно как сценарии, чтобы было зримо. Надеюсь, когда-нибудь они обретут видимый вариант. Может быть, даже не при моей жизни. Но это будет обязательно.
- Может быть, подкинуть идею молодежи, которая сейчас снимает талантливое кино?
- Не знаю. Любая созданная вещь должна быть живой, сама ходить, летать, ездить, пробивать дорогу.
- Сама? Без помощи создателя?
- Да. Это единственное условие. И если это сделано талантливым человеком – то так и будет. Если этого не случится, это либо бездарность, либо непростительная ошибка. Но продвигать ничего не надо. Публиковать – да, показывать – да.
- А какая судьба сложилась у книги, которая вышла в Канаде?
- В Канаде у меня вышли две книги. Их, видимо, покупают, если мне предложили издать там вторую книгу. Это коммерческие проекты литературного агентства и издательства.
- Они на русском языке?
- Да. Я слышал от многих знакомых, что они купили. Их продают очень дорого – одна стоит 28 долларов, другая – 30 долларов. Мне идет 10 процентов от продажи.
- Это хорошо. Мало знаю забайкальских писателей, которые зарабатывают хоть какие-то деньги своим творчеством. А тираж книг какой?
- Я всю жизнь зарабатывал на жизнь текстами. Это моя судьба. Тираж «Голоса бездны» 1000 экземпляров, 420 страниц, твердая обложка. Люди звонят, просят оставить, а некоторые приезжают за книгой ежедневно.
Какой тираж канадских книг, я не знаю. Там их издают по требованию. Есть в мире такая система, в России только начинают. Но там присваивают ISBN, а у нас – нет, значит, книга паленая.
- Хозяйство вы не держите? Все-таки степь. Сам Бог велел стоянку...
- Нет. Наверное, я единственный бурят, который не держит хозяйство. Да и домом-то я обзавелся недавно. У меня никогда не было своего дома. Вот, перед самой пенсией купил дом, обустраиваю.
- Бродяга?
- Да, в Забайкалье мало мест, где я не был. Но и Дальний Восток, Амурская область, Сахалин, Корсаково, Невельск, где лежат на брекватере сивучи, Владик, Первая и Вторая речки, Благовещенск, где сразу за пляжем виден китайский город, Тамбовка, где бежит маленькая речка Гилюйка – это все мне интересно.
- Вернемся к вашим работам. В частности, вы задаетесь вопросом: «Смогут ли все монгольские народы стать трезвой, не курящей нацией, нацией, отвергающей все виды наркотиков, и нацией, каждый член которой осознаёт, что СМИ, особенно телевидение, - ментальные наркотики, разрушающие человеческую личность?». Здесь вы говорили о пристрастии к спиртному именно монгольских народов?
- Нет, я не говорил о пристрастии к спиртному монгольских народов, наоборот – говорю о том, что именно монгольские народы могут преодолеть эту беду, ибо, по нашим законам, до прихода русских мы не пили водку до 40 лет.
-Удается ли, находясь в Новой Заре, реализовывать крупные, масштабные проекты, может быть, есть новые идеи?
- Я же всю жизнь дружил с художниками, скульпторами, композиторами. Потом организовал группу «Союз искусств», которая должна была непосредственно заниматься идентификацией Забайкальского края и Нерчинского Завода, где сконцентрирована самая крутая история России. Когда-нибудь я поставляю там памятник, где будет надпись «Сюда пришла Русь – отсюда началась Россия». Уже есть проект. У меня есть опыт. И я ставил памятники с друзьями – скульптурно-архитектурные сооружения в селе Абагайтуй. Там памятник называется «Утвердившим рубежи России». 2007-2008 год. Инициатива Валентины Александровны Чипизубовой и жителей, скажем так, Забайкальского района. Еще один памятник (я тут разрабатывал концепцию и непосредственно помогал) в Шилкинском районе, в деревне Богомягково, это 1991-й год. Скульптор – Виктор Войнов.
- Жизнь привела вас обратно на родину. Это обдуманное решение или осознанная необходимость?
- Я родился на правом берегу Барун Торея, в маленькой деревушке Усть-Ималка, по-бурятски Адагай ферма – Последняя ферма. Мой отец основывал там школу. В 1948 году собирал по стоянкам детей от 7 до 17 лет. Здесь моя Родина. Не малая. Никогда слово Родина не пишите с приставкой - малая, это придумано моральными уродами. Я покинул Читу после смерти Михаила Вишнякова. Во многом мы с ним не сходились, но говорить-то нужно и жить нужно, вот мы и доживали с ним. Его не стало. И когда он еще болел, я понял, что Миши не будет, и сразу решил: после похорон навсегда покину Читу. Что и сделал.
На днях мне отправят из Санкт-Петербурга альманах «Русский мир», редакция которого пожелала опубликовать 20 или более моих стихотворений. Я смотрел авторов этого журнала и был в некотором смятении от того, что мое имя будет рядом с именами известных в мире поэтов и прозаиков.
В феврале я получу 40 книг из издательства «Скифия», которая также находится в Санкт-Петербурге. Это коллективный сборник, где также опубликованы мои стихотворения. Журнал «Тегин герл» из Калмыкии уже опубликовал подборку моих стихотворений. Омские друзья издают несколько томов поэтической антологии, посвященной ко Дню Победы. Я неоднократно обращался в Минкультуры края, писал в областную библиотеку с просьбой сделать подборку стихотворений забайкальских авторов для этой антологии. Не получив ответа, а сроки поджимали, я сам сделал такую подборку и отправил. Туда вошли около 10 наших авторов. Кстати, все книги организаторы издают в Италии, в городе Верона. Это будет вторая антология, в создании которой меня попросили участвовать. Первой была «Слово о Матери», в серии «Сибириада». Уникальные издания на бумаге верже. 20 авторских экземпляров я отдал в библиотеки района.
Одним словом, дел и конкретных результатов довольно много. Мы должны показывать свой мир остальному миру. Надо только задать самому себе единственный вопрос: «Излучаю я свет или поглощаю его?» От честного ответа зависит ВСЁ.

Набережная Читы как решение городских проблем

Грязь и лужи больше всего не радуют забайкальцев весной

ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Власть заплутала в критериях

Пьяный водитель врезался в дерево на Агинском тракте

«Берегите себя и своих близких». Дорожный коллапс снова в Чите
