Откуда золотишко? Из речки, вестимо…

Экономика, 10:38, 10 апреля 2015

Пока законодатели размышляют, золото уходит в теневой рынок

Вот что есть полезного в экономическом кризисе, так это то, что он заставляет вспомнить о, казалось бы, забытых идеях в экономике. Например, на днях председатель Заксобрания Забайкальского края Наталья Жданова предложила депутатам Госдумы вернуться к рассмотрению закона, который разрешит добычу золота индивидуальным предпринимателям.

Думай не думай, а золотишко моют…

Предложение не ново, и регулярно раз в пятилетку появляется на свет от руководителей разных рангов. Вопрос о легализации добычи частными лицами золота дебатировался и в федеральных структурах, и в региональных инстанциях ещё в кризисные 90-е годы, но так и не был решён. Губернатор Равиль Гениатулин тоже в кризисном 2009 году предлагал вернуться к «нестандартным решениям», дабы сохранить рабочие места, и одно из таких решений, по его словам, заключалось в том, чтобы «попробовать вернуться к практике добычи золота частными лицами». Помнится, в то же время с просьбой о праве выдавать лицензии на добычу золота там, где его слишком мало для промышленной добычи, и на выработанных месторождениях к президенту обратилось руководство Магаданской областной думы: «Это не столько повысит объем золотодобычи, сколько снизит социальную напряженность в колымских районах», - говорил тамошний губернатор. И бывший президент РФ Дмитрий Медведев тоже обещал подумать над предложением разрешить добывать золото всем желающим, дабы снизить социальную напряженность. Если «вольный принос» получит право на жизнь, сказал он, то любой безработный или пенсионер сможет отправиться за удачей.

На этот раз Наталья Жданова обратила внимание на то, что соответствующий проект федерального закона был принят в первом чтении еще в 2010 году. Депутаты Заксобрания направляли обращение к председателю Госдумы с просьбой вернуться к рассмотрению вопроса, однако этого до сих пор не произошло.

Конечно, наверху виднее, но в данном случае здравый смысл подсказывает, что какой смысл волокитить это дело! Будучи помощником бывшего депутата Госдумы РФ Виктора Войтенко автор этих строк был свидетелем такого случая. Виктор Петрович приехал к своим избирателям в п. Любовь, где расположен золотой рудник с тем же названием. Предприятие уже несколько лет не работало, и проблем в посёлке накопилось много. Первая встреча с жителями посёлка произошла так: к нему подбежал чумазый подросток в ветхой одежонке и предложил… купить у него золото. И цену назвал невысокую.

Выяснилось, что все жители посёлка, от детей и до стариков, только тем и заняты, что целыми днями в тёплое время года «мыли» в местной речушке золотой песок кустарным старательским способом, а потом сбывали его всем желающим. Скупали же золото по дешёвке заезжие «купцы», преимущественно смуглые парни с Северного Кавказа.

Впрочем, такую картину сейчас в Забайкальском крае можно видеть в целом ряде районов. Вот и по словам председателя нашего Заксобрания, в ряде районов края сложилась сложная криминальная обстановка в сфере незаконного оборота драгоценных металлов. Как она отметила, недавно внесенные изменения в Уголовный кодекс не позволяют привлечь к ответственности лиц за незаконную добычу промышленного золота, если сумма сделки не превышает 1,5 млн. рублей. В то же время количество золотосодержащих россыпей, имеющих запасы более 100 кг металла, сократилось в несколько раз. При этом количество объектов с запасами золота 10 кг и менее, не имеющих никакого промышленного значения, исчисляется тысячами. Отработка таких мелких объектов экономически целесообразна зарегистрированным индивидуальными предпринимателями – гражданам РФ в условиях упрощенного порядка доступа к недрам и льготного налогообложения.

В общем, если нельзя, но очень хочется, то можно. Что и происходит на практике. Точно сказать, сколько золота в результате уходит в теневой рынок, никто не берётся. Но если эту проблему мы всё равно преодолеть не можем, то, возможно, лучше такой рынок легализировать и возглавить?

А не вернуть ли в госказну «золото стариков»?

Старожилы края помнят, что ещё в 50-х годах в Чите и в других населённых пунктах была сеть небольших магазинчиков под названием «Скупка». И каждый мог принести туда и сдать по приемлемой цене золотой песок или любой «завалящийся» у него кусочек золота. Теперь ни песок, ни слитки не принимают. В ломбардах и ювелирных отделах можно заложить и сдать золотые украшения, но только по цене золотого лома, что, конечно, невыгодно.

Еще лет пятнадцать назад в администрации Читинской области готовилось постановление о регламентации добычи золота в регионе физическими лицами. Основывалось оно на имеющемся в этой отрасли опыте. До войны и какое-то время в послевоенное время (до середины 50-х годов) в области существовала система золотоприёмных касс. Старатели в частном порядке примитивным образом намывали золотой песок, сдавали его в эти кассы и на законных основаниях получали деньги. Была идея возродить такие кассы. В этом есть немалый экономический и социальный смысл. Кроме того, что сегодня практически незаконной старательской деятельностью занимаются сотни граждан, у населения имеется и так называемое «золото стариков». Это тот драгметалл, который десятилетиями лежит у людей в кубышках, и они не могут найти законного пути его реализации.

В проектах соответствующих документов схема выстраивалась достаточно простая: любому человеку, кто желал добывать и легально сдавать золото, достаточно было получить несколько разрешительных документов. Если есть лицензия на данное месторождение россыпного золота у определённого недропользователя, то требовался разрешительный документ администрации области, а также договор с недропользователем. Если речь шла об участке, на который лицензия не выдавалась, то необходим был разрешительный документ власти (администрации) района, на котором располагалась россыпь. Зарегистрированный старатель мог при таком положении спокойно в частном порядке работать, а потом прийти в золотоприёмную кассу и сдать песок-шлих. Там следовала небольшая лабораторная проверка, и человек получал деньги. Правда, предполагалось, что стоимость на золото должна устанавливаться несколько ниже, чем государственная цена. Но, как показывали в то время исследования, многие хотели иметь такую возможность легализоваться на золотом рынке. По такой схеме ещё в 1997 году в виде эксперимента работала Магаданская область, и в результате, как сообщала пресса, было получено за год около 10 тонн золота дополнительно.

Механизм действия системы в проекте постановления, подготовленного в своё время Читинской областной администрацией, был прописан детально. Предполагалось, что структура, которая должна была заниматься скупкой золота, обязана была иметь трёх учредителей: контрольный пакет акций должен был принадлежать областной администрации (комитету по управлению имуществом), второй учредитель – банк или инвестиционная компания, третий учредитель – золотодобывающая организация, которая располагает необходимой инфраструктурой для хранения, перевозки, охраны драгметалла и проч. Золотоприёмные кассы предполагалось открыть в областном центре, а также в крупных центрах основных золотодобывающих районов области. Эксперты считают, что это в нашем регионе могло дать дополнительно до 4-6 тонн золота в год.

Но задумка осуществлена не была. Постановление было опротестовано прокуратурой, которая посчитала, что оно не соответствует федеральному законодательству.

Нелегальное золото стремится за границу

Пока на том всё и остановилось. Где теперь этот законопроект? Ведь необходим чёткий механизм для осуществления индивидуального предпринимательства.

Проблема эта, понятно, касается не только нашего региона. По сообщениям, которые просачиваются в прессу, ежегодно на золотодобывающих предприятиях России разворовывается и нелегально вывозится из страны примерно 25-30 тонн золота. Почему это происходит? Замдиректора Центрального научно-исследовательского геологоразведочного института цветных и благородных металлов Анатолий Кривцов напоминал в своём интервью прессе, что ранее на каждом золотодобывающем предприятии работала специальная охрана, осуществлявшая контроль над конечной стадией добычи. Сейчас же это во многих золотодобывающих предприятиях, особенно в старательских артелях, утрачено. Кроме того, отметил Кривцов, золотодобывающим предприятиям часто стало невыгодно заниматься продажей золота, поскольку цена привязана к мировым тенденциям. Золото то падает в цене, то растёт – риск очень велик. В числе других мер, необходимых для сохранения потенциала золотодобывающих предприятий, Кривцов считает, что нужно восстановить систему сдачи частными лицами необработанного металла в скупку.

В нашей стране первые артели были образованы еще в XIX веке. А при советской власти они оставались одним из немногих очагов частной собственности – юридически артели приравнивались к кооперативам. Работа строилась таким образом: бригады и старатели-одиночки, приписанные к артели, добывали золото, сдавали его в общий котел. Затем металл перетекал в руки государства по фиксированной цене. Из полученных средств руководители артелей оплачивали работу старателей. Понятно, что самые лакомые участки отдавались государственным золотодобывающим предприятиям. И только тогда, когда месторождение было истощено, и промышленная добыча становилась нерентабельной, участок переходил артельным старателям.

Выдача разрешений индивидуальным золотоискателям – хорошее решение для увеличения занятости на уровне региона, говорят эксперты. «Мера действенная, - считает заместитель директора Экспертного института при РСПП Леонид Григорьев. – Если полиция перестанет бороться со старателями, а будет защищать их от бандитов, то такая работа может стать отдушиной для местных жителей».

В настоящее время весьма благоприятная ситуация для легализации частного предпринимательства в старательском деле – цены на золото высокие. Однако не только рост цен стимулирует добычу золота. Эксперты говорят о дальнейшем усилении инфляции в мире и, как следствие, об инвестиционной привлекательности золота.

А как у «акул капитализма»?

Сегодня пресса рассказывает, что во многих странах мира (Канаде, США, Австралии, Швейцарии и Италии) золото добывают не только промышленные корпорации, но и частные лица. Вот так, к примеру, выглядит предложение в Канаде: «Выставлена на продажу бывшая разработка золота на ручье вблизи города Доусон (территория Юкон). На ручье 18 золотоносных участков размером 150 на 300 метров. Встречаются самородки». Стоит участок не дороже внедорожника - $49 тыс.

Почему же эти страны так легко «распродают национальное богатство»? Дело в том, что россыпи с запасами менее 100 и даже 200 кг крупные предприятия не интересуют – развертывание добычи в промышленных масштабах слишком дорого, и такие небольшие извлекаемые запасы просто не окупаются. К тому же, чем больше золота добывают, тем больше остается таких «бедных» участков. Зато человек с самой примитивной техникой может намыть там достаточно металла, чтобы окупить оборудование и обеспечить себе хлеб с маслом. В США растущие цены на золото и повысившаяся безработица, как сообщает пресса, уже заставили тысячи американцев ринуться на рудники в Калифорнию и Аляску и попытать счастья там. Благо законы США позволяют каждому желающему купить лицензию и заняться этим трудным, но доходным делом.

А чем хуже мы?

Владимир Тихомиров

Из выступления в Госдуме РФ Николая Дудова, бывшего губернатора Магаданской области:

- Я вновь хочу поднять вопрос, связанный с тем, что на протяжении уже многих лет мы обсуждаем вопрос о вольном приносе. Даже есть поручение президента, которое он дал в 2010 году в отношении того, чтобы правительству поддержать этот законопроект. Первое чтение он прошёл, и сегодня, к сожалению, завис в профильном комитете, и судьба его непонятна в силу того, что есть на этот счёт разные мнения. Хотя я знаю, что и министерство экономического развития, и министерство природных ресурсов, и министерство внутренних дел согласовывают этот законопроект, но пока он не движется.

А что такое вольный принос? Это упрощённая схема, по которой могли бы сегодня индивидуальные предприниматели добывать металл. Это схема хорошо известна, существовала в России много лет. И даже для примера хочу сказать, что по похожей схеме, которая предлагается в этом законопроекте, в этом году, например, работали с вольноприносителями. Они добыли 240 килограммов золота, на человека получилось где-то по 600 граммов. Учитывая стоимость грамма, установленную Центробанком – 1700 рублей за грамм – можно увидеть, что в принципе неплохие деньги заработали.

Я, конечно, далёк от мысли, что сегодня эти вольноприносители получили всё сполна, потому что они работали под лицензией действующих предприятий в пределах горных отводов, которые им определены для добычи золота. Но если всё-таки перейти к проекту, о котором я говорю - он сегодня даст возможность привлекать большое количество желающих работать на земле, пополнять казну и тем самым обеспечивать ещё свои семьи.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности