Малыш в бюрократическом стане
Чем больше совещаний по малому бизнесу, тем меньше становится бизнесменов.
Вновь в Кремле был большой разговор на заседании Госсовета по развитию малого и среднего предпринимательства. Большие мужи в чине членов правительства, федеральных министров, глав регионов озабоченно говорили о том, почему бизнес, несмотря на все потуги, не развивается, а пикирует вниз? Подобных совещаний было не счесть, а он пикирует. Отчего же?
Рисковое дело
И Дмитрий Медведев, помнится, будучи президентом страны, говорил о том, что бюрократия на всех уровнях «кошмарит» малый бизнес. Об этом постоянно твердят сами предприниматели. А в Чите, например, год назад была даже инициатива группы забайкальских бизнесменов установить памятник «новому русскому», как родоначальнику отечественного бизнеса, но не удавшемуся, несмотря на свой малиновый пиджак и массивную золотую цепь.
Ну, всю эту романтику с малиновыми пиджаками и золотой атрибутикой не грех и оставить истории, а вот настоящему делу, без которого не обходится ни одна страна в мире, надо не памятники ставить, а помочь, наконец, встать на ноги. Ибо и на самом верху, наконец-то (спасибо санкциям) до глубины души осознали, что без малого бизнеса, как без воды – «и ни туды, и ни сюды».
Вот и сам Владимир Путин на заседании Госсовета не выбирал выражений и говорил как есть. Вклад в ВВП страны, говорил он, не превышает 21%, а в развитых странах эта доля, по меньшей мере, 50%. Доля его в обороте продукции всего 25%, а инвестиции – всего 6%. И мы видим, говорил он, что люди не спешат браться за это дело, и всего 6% граждан решили рискнуть. Почему? Предприниматели обивают пороги чиновничьих кабинетов, выпрашивают то, что им должны предоставить без всяких барьеров. К примеру, указывал президент, мы давно говорим о необходимости доступа к инфраструктурным ресурсам: это и прозрачные правила присоединения к газовым и энергосетям и иным коммуникациям, и предоставление на льготных условиях неиспользуемого государственного или муниципального имущества. Однако в итоге бизнес буксует, деловая инициатива гаснет.
Молодёжь вообще предпочитает не связываться с этим делом, опасаясь волокиты и налоговых неожиданностей, прессинга бюрократов и других рисков. Более того, наметилась тенденция к оттоку работников из малых и средних предприятий. При этом эксперты отмечают рост занятости в неформальном секторе экономики. И выводы президента были понятны, хоть и не новы: создание благоприятной деловой среды в каждом регионе и муниципалитете по всей России, говорил он, является ключевым условием для развития малого и среднего бизнеса. Не будет этого – не помогут никакие льготы, никакие преференции и никакие гранты. Не нужно создавать каких-то структур для того, чтобы они с бизнесом работали, вымогая что-то или ставя кого-то в сложное положение. Нужны –это ключевая вещь – прозрачные механизмы работы с бизнесом, понятные для всех и контролируемые обществом. Что это значит? Начинать свой бизнес должно быть легко, а рисковать и ошибаться не страшно. Не нужно будет тратить время и силы на сбор справок. Достаточно купить патент и приступить к работе. Если банковские ставки высокие, значит, нужно субсидировать какие?то виды деятельности. Есть разные предложения, в том числе предложение распространить двухлетние налоговые каникулы на все физические лица, которые открывают новое дело.
Вот так говорил президент, и я ловлю себя на мысли, что нечто подобное говорилось и на прежних заседаниях и совещаниях самого высокого уровня, а результата нет. Другие участники заседания Госсовета на этот раз были ещё категоричней. А некоторые известные личности не скрывали эмоций. «Мы расстреляли весь малый бизнес. Только в 1964 году было расстреляно три тысячи человек. Они занимались малым бизнесом. И за все годы советской власти – миллионы. При Ельцине 100 тысяч расстреляли во дворах. Разборки. Он заработал деньги, идёт домой, его убивают у подъезда. Поэтому страх», - говорил Владимир Жириновский.
«У правительства отсутствует реальная стратегия развития нашей экономики и поддержки малого и среднего бизнеса. И особенно мы испытываем тяжёлый кадровый кризис, связанный с продвижением талантливых деловых людей, - отмечал Геннадий Зюганов. - Давайте повсеместно создадим сельхозрынки, и вы увидите результат. Что касается доходных отраслей. Есть блестящие поручения президента по лесной промышленности. Но почему опять всё это буксует? Ведь в каждой лесной области по 400–500 малых и средних предприятий. Забирает УПР за 18 рублей гектар целые огромные делянки, а малому и среднему бизнесу отдаёт по 250–450 рублей этот гектар в эксплуатацию, а у того никаких оборотных средств, и всё вырубают и вывозят».
Правая рука не знает, что делает левая
Так что перспективы памятника предпринимателю остаются обещающими. Данная идея, мне кажется, отражает ностальгию инициаторов о «золотом веке» постсоветских бизнесменов, варивших свои миллионы в мутной воде хаоса 90-х в сфере примитивной коммерции. Не удивительно, поскольку и по сей день в структуре малого и среднего бизнеса торговцев у нас в крае 41%. В регионе функционируют около 10 тысяч объектов розничной торговли, 7 крупных розничных рынков. Только за два года предприятий торговли у нас было открыто 250. Растёт их количества и в текущем году. А вот в сфере строительства занято всего 12% бизнесменов, в бытовом обслуживании населения – 7%, в обрабатывающих производствах (там, где создаётся товар) – 6%. В развитых же странах, напротив, доминирует неторговый бизнес. Но у нас он чахнет. Так что если уж исходить из актуальности проблемы, то памятник забайкальскому бизнесмену должен быть в виде трудяги с измученным лицом, а вместо золотой цепи на шее удавка с надписью «налоги и сборы».
И это не преувеличение. Власти говорят о развитии малого бизнеса правильные слова, но как будто специально делают всё возможное, чтобы задушить его и индивидуальных предпринимателей (а последних в крае всего 26,2 тыс. человек), занятых в сфере производства товаров и услуг, налогами и сборами. Например, все мы помним, какой удар два года назад был нанесён малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям более чем двукратным увеличением социальных отчислений. В результате количество предпринимателей в стране, в том числе и у нас в крае, уменьшилось кратно. Бизнес-сообществу с большим трудом кое-что удалось отстоять. А следом на подпись президенту России из Федерального собрания был направлен закон с поправками в Налоговый кодекс, по которому малый бизнес и индивидуальных предпринимателей, работающих по упрощённой системе налогообложения, должны были обязать платить налог на имущество организаций. До сих пор Налоговый кодекс полностью освобождал от уплаты этого налога тех, кто использовал «упрощёнку».
Началась новая битва малого бизнеса за своё существование. Предприниматели обратились к президенту РФ с просьбой заблокировать внесение упомянутых поправок. Что их волнует? То, что базой для расчёта налога на имущество должна стать кадастровая стоимость объектов недвижимости – офисов, кафе, парикмахерских и т.д. Она обычно превышает инвентаризационную стоимость в 18-20 раз. Так что собственникам этих помещений не поздоровится. Арендаторам недвижимости также придётся платить повышенную цену за помещения. По прогнозу экспертов нововведение будет способствовать активному уходу малого бизнеса и ИП в теневой сектор и росту цен на товары и услуги.
Каково положение в настоящее время? Доля численности работников, занятых на микропредприятиях, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности экономически активного населения составила 20,5%, что ниже значения аналогичного показателя по Российской Федерации (26,3%). Численность субъектов малого и среднего предпринимательства на одну тыс. человек населения в среднем по краю составила 29,2 единицы, что тоже ниже значения аналогичного показателя по Российской Федерации (40 единиц).
Ну, это цифры. А каковы тенденции развития малого бизнеса? Количество предпринимателей в прошлом году только в Чите уменьшилось на 19,5%. По всему краю – ещё больше. И что же можно было ждать после того, как федеральная власть более чем в два раза – до 36 тыс. рублей в год – повысила ставки страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, которые составляют основу малого бизнеса? Мало того, что почти каждому пятому предпринимателю пришлось бросить своё дело или уйти в тень (что более вероятно), но на середину сентября прошлого года почти 10,5 тыс. ещё действующих работодателей МП и предпринимателей не уплатили страховые взносы.
У нас в Забайкальском крае дело с малым бизнесом обстоит хуже, чем в любом регионе СибФО, не говоря о всей России. И те самые «хозяева», которые хотят жить по-новому, исчезают как класс. По данным Забайкалкрайстата в 2010 г. у нас в крае было зарегистрировано 5515 малых предприятий с численностью 46722 человека. А в 2012 году – уже только 5403 МП, где трудились 42196 человек. В 2013 -2014 годах произошёл резкий отток из малого бизнеса людей. Вот есть такой показатель: коэффициент официальной ликвидации предприятий (отношение количества ликвидированных организаций к среднему количеству учтённых организаций). Если в 2010-2012 годах он колебался от 5,9 до 3,3, то в 2014 г. – 7,4. Высок он и в текущем году. Хотя, конечно, речь идёт только об официальных данных. А сколько малых предприятий прекращают свою деятельность, не проходя официальной ликвидации – попросту бросают своё дело, распускают рабочих и начинают новую, уже теневую деятельность, не платя никаких налогов! О том, что малые предприятия гибнут, говорит и такой факт: в 2010 году инвестиции в основной капитал МП составили 1 млрд. 140,1 млн. рублей. А в 2012 г. – только 630 млн. В 2013 и 2014 годах из-за резкого оттока людей из малого бизнеса этот показатель снизился кратно. Можно не сомневаться, что по итогам 2015 года эта цифра будет ещё ниже.
В то же время региональная власть, вслед за федеральной, объявила малый бизнес приоритетом, о чём не раз заявлял Константин Ильковский. Останется ли это красивой фразой или можно рассчитывать на реальные дела?
Владимир Тихомиров

Профсоюз предупредил о возможном снижении зарплат у сотрудников скорой в Забайкалье

«Берегите себя и своих близких». Дорожный коллапс снова в Чите

Россия ускоряет реформу ТКО: новые правила для сортировки и переработки отходов

ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Власть заплутала в критериях

Фигуристы из Читы победили на соревнованиях «Кристальный лёд»
