Заболтанный завод
Почему в нашем крае не находит продолжения ни один проект развития производства?
Думаю, если бы в Забайкальском крае все экономические проекты, о которых руководство всегда громко заявляет, были реализованы, наш регион был бы процветающим с реально наполненным бюджетом. Но на деле получается так, как в известной кинокомедии: весь пар уходит в гудок, а на движение парохода вперёд уже нет мощности. Данная статья – начало цикла о задуманных, но нереализованных проектах на территории нашего края с попыткой разобраться в причинах.
С глаз долой – из сердца вон
Недавнее сообщение о том, что советник губернатора Сергей Селезнёв совместно с другими акционерами ОАО «Машзавод» в грубой форме заставили генерального директора предприятия Сергея Ганичева покинуть свой пост должно было, на мой взгляд, вызвать немалую полемику и бурю страстей. Ибо это по сути одно из последних промышленных предприятий краевого центра, которое, судя по ранее озвученным Ганичевым намерениям, реально можно было возродить, вдохнуть в него новую жизнь и выпускать современную продукцию. Сейчас же, по словам Ганичева, акционеры преследуют другие цели, явно корыстные: то есть хотят «получить авансы под госзаказы, распродать территорию и имущество предприятия, а в итоге закрыть завод через банкротство».
Обвинение более чем серьёзное. Но ни руководители Забайкальского края и города Читы, ни акционеры с тех пор не проронили ни слова: ни опровержений, ни разъяснений не последовало. Это более чем странно, учитывая то, что в крае в декабре прошлого года было образовано региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России». Тогда первый зам. председателя регионального правительства Алексей Шеметов с пафосом говорил, что создание регионального отделения - исторически значимое мероприятие, поскольку на территории края появился новый общественный институт, который позволит консолидировать всех участников машиностроительной отрасли. «Это институт, - говорил он, - который будет защищать интересы в части размещения заказов, единой государственной политики уже на законодательном уровне, это тот институт, который будет защищать интересы персонала и студентов машиностроительной отрасли. Считаю, что сегодняшняя дата станет той отправной точкой, с которой начнётся восстановление машиностроительной отрасли Забайкальского края».
Красивые слова, не правда ли? И как их совместить с тем. что изгнание деятельного руководителя Читинского машзавода не вызвало никакой реакции ни у г-на Шеметова и всего правительства Забайкальского края во главе с губерн6атором Константином Ильковским, ни у избранного председателя регионального отделения Андрея Яковлева. А главное, никто ничего не может толком сказать – прав ли был Сергей Ганичев, бросивший резкие обвинения в корысти в адрес акционеров или нет. Поразительная тишина со стороны всех причастных к делу невольно порождает немало догадок и слухов.
Нет завода – нет проблемы
Вопрос: нужно ли краю, а точнее его руководителям, это предприятие? Или лучше всего обанкротить завод по примеру Читинского КСК, распродать оборудование, отправить станки в металлолом, а рабочих на биржу труда – и с глаз долой. Земля в центре города, очевидно, представляет немалую ценность, которую можно выгодно реализовать в интересах кучки – нет, не акционеров в полном смысле слова, а просто корыстных дельцов.
Как это похоже на разграбление (иначе не скажешь) десять лет назад крупнейшего предприятия Забайкальского края – Петровск-Забайкальского металлургического завода. Тогда наши региональные деятели привезли из Москвы неких новых «хозяев», заявивших о своём намерении возродить предприятие, а потом под носом у власти отправили оборудование и станки на металлолом в Китай, вывели все активы на свои счета и в одну ночь просто исчезли из города. Сотни людей остались без работы. Характерно то, что никто этих жуликов и не пытался искать, хотя были известны все их имена и места обитания. Возможно потому, что они хорошо поделились награбленным с нашими региональными начальниками?
Но ведь, по крайне мере, на словах новые руководители края проявляют заинтересованность в читинском машзаводе. Напомним, в апреле прошлого года Константин Ильковский провёл совещание, посвященное деятельности ОАО «Машзавод», обеспечению его госзаказами и дальнейшему развитию. Тогда он подчеркнул, что встречается с собственниками предприятия с единственной целью – помочь ему выйти из кризисной ситуации.
- Существует множество способов выхода из кризиса, - сказал он. - Мы готовы поддержать любую вашу идею, мы можем активно подключиться к лоббированию заказов для завода. Вы должны провести серьёзную работу – составить возможный список продукции, которую способен выпускать завод, составить перечень компаний, которые могут быть заинтересованы в вашей продукции, вы должны начать вести переговоры с возможными партнёрами. Мы окажем поддержку и содействие.
После этого, судя по первым шагам гендиректора завода Сергея Ганичева, такие инициативы последовали, были оптимистические заявления с его стороны о намерениях возродить производство, конкретные предложения. Да и главный конструктор ОАО «Машзавод» Владимир Козарез говорил, что работа по поиску покупателей продукции постоянно ведётся. Так, например, ранее был подписан перспективный план развития с ОАО «ВНИИ - Холодмаш - Холдинг», предусмотрено производство десятков холодильных машин.
- В рамках соглашения мы отказались от иностранных комплектующих,- говорил он, - чтобы удешевить готовую продукцию. Сейчас на заводе есть всё необходимое для производства таких установок, но партнёры стали выбирать иностранных производителей. Но в адрес завода поступают заявки с судостроительных ремонтных предприятий, ведутся переговоры с Центральным конструкторским бюро (г. Москва), Магнитогорским машиностроительным заводом.
На упомянутом совещании Константин Ильковский ещё раз обратил внимание представителей ОАО «Машзавод» на то, что основная цель для собственников завода – составить перспективный план развития, где определить конкретные задачи региональной власти. И не раз повторил, что лично он и всё правительство будет оказывать предприятию всю посильную и возможную помощь.
Как видим, из множества способов выхода из кризиса выбрали самый радикальный – разрубили гордиев узел. То есть, видимо, попросту решили прихлопнуть предприятие, чем и решить проблему. На глазах руководителей края некие личности, приближённые к губернатору, изгнали активного гендиректора, готового работать ради возрождения предприятия, не предложив ничего дельного взамен. И пока – никакой реакции со стороны руководства края и Союза машиностроителей России.
Есть ли в этих действиях рациональное зерно? – жители края имеют право знать. Будем ждать разъяснений.
Владимир Тихомиров
Долговые ухабы на пути развития
В четырех районах Забайкалья ввели ЧС
Природоохранный прокурор о трагедии в зоопитомнике «Амодово»
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
Из собачьего кошмара в добрые руки. Как спасали Черныша от собственного хозяина