От огня добра не ищут

Происшествия, 09:10, 12 июня 2015

Погорельцы намерены отправиться в Москву за правдой

За Смоленкой, на отвороте к бывшей краевой больнице восстановительного лечения, идет строительство микрорайона для тех забайкальцев, которые потеряли свои дома в апреле этого года. Однако пока счастливыми обладателями квадратных метров значатся всего 60 семей. Остальные бегают по судам, прокуратурам, пишут жалобы в различные инстанции. А часть погорельцев намерена лететь в Москву, к самому Путину, так как найти поддержки на малой родине они не могут.

В списках не значатся

До сих пор большая часть погорельцев обивает судебные пороги. Многие из них с самого начала пошли по неверному пути – кто по собственному незнанию законов, кто по «наводке» различного рода юридических служб. Людям, потерявшим жилье, которое не было зарегистрировано на момент пожара, всего-то и надо было доказать факт проживания по сгоревшему дому. Так, по крайне мере, утверждал президент Владимир Путин. Однако формулировка в решении суда «Признать право проживания за Ивановым Иваном Ивановичем и членами его семьи», как оказалось позже, не является основанием для включения в список граждан, которым государство будет строить жилье. Судьи должны были четко указывать в решении суда: «Включить в список…». Поэтому в региональном министерстве территориального развития многим погорельцами, которые вроде бы имели на руках решения судов, отказали. Теперь они пошли по второму кругу – снова идут в суды, но уже просят включить их в списки.

Еще больше времени потеряли те забайкальцы, которым кто-то вдруг подсказал требовать в суде компенсации за сгоревшее жилье. Причем требовать от администрации сельского поселения Смоленское, от Читинского района, от правительства Забайкальского края, от МЧС… Суды, разумеется, повально отказывали в удовлетворении таких исков. И снова люди теряли драгоценное время.

История семьи Любови и Сергея Стоппов из поселка Забайкальский Читинского района – один из красноречивых примеров. Они прошли три заседания в Читинском районном суде, дважды им отказывал суд в признании фактического существования дома, один раз иск удовлетворили частично: факт проживания престарелой матери хозяина дома, инвалида I группы суд признает, а вот самих Стоппов – нет.

- Мы и свидетелей приглашали, и другие доказательства приводили – бесполезно, - рассказал Сергей Стопп. – Мы написали заявление в Минтеррразвития о включении нас в список, нам, разумеется, отказали. Тогда мы отправились в Центральный районный суд с жалобой на Минтер. И надо же – представитель министерства принесла в суд выписку из кадастра, что за нами числится квартира в Песчанке, мол, на этом основании нам и был отказ. А эту квартиру мы продали еще в январе 2013 года, на что и построили дом. Хорошо, что я в суд прихватил договор купли-продажи… Спасибо судье Розе Аксаненко, что она очень по-человечески отнеслась, не валила нас юридическими терминами, а вполне доступно разговаривала, в итоге даже представителя Минтера осадила – мол, зачем вы так с людьми… В итоге она принимает решение включить в список нас троих – меня, супругу и престарелую мать.

Про товарищество сытого и голодного

Те, чьи мытарства по судам закончились ничем, собираются искать правды в столице. На такой поступок решился, например, Антон Олсуфьев. 13 апреля сгорели сразу два дома – его площадью 174 кв.м. и рядом стоящий родительский размером 50 кв.м. На сегодняшний день они отстояли только право на компенсацию утерянного имущества и на восстановление жилья Антону и его семье. Родителям – отказано. Дело в том, что участок, на котором Антон построил родителям дом, оформлен на него. Соответственно, и суды, и прокуратура, куда они неоднократно писали жалобы, разводят руками – в постановлении правительства РФ от 30 апреля 2015 года, которое появилось через пару недель после пожаров, говорится вполне конкретно: восстанавливать жилье будут только собственникам. То, что для родителей Антона сгоревшее жилье является единственным – во внимание не берет никто.

- Фактически это было их жилье, построенное на их деньги, просто мы не успели переоформить. А теперь получается – можно вот так запросто сделать бомжами людей, которые честно трудились, заработали себе право на спокойную жизнь. Неужели у нас Конституция совершенно не работает, раз попираются наши гражданские права на жилище? – вопрошает Антон в аккурат накануне Дня Конституции. – Вот мы хотим отправиться в Москву, чтобы задать определенные вопросы гаранту Конституции – нашему президенту.

В подобной ситуации оказались десятки семей. В основном так и получалось, что дети начинали строиться, покупали соседние участки для своих родителей (или наоборот, родители становились инициаторами перебраться в сельскую местность и заманивали детей), оформляя их на себя. Теперь люди, чьи дома стояли фактически на чужих участках (пусть даже родственников) – официально являются бездомными, ведь большинство из них не имеют другой жилплощади.

Не подумайте, что сравниваю (ни-ни!), но на глаза попалась декларация о доходах нашего губернатора Константина Ильковского. В 2014 году он задекларировал три земельных участка (200, 764 и 100 кв м), два жилых дома (39,4 и 267,5 кв м), а также на праве собственности ему принадлежат четыре квартиры (91,7; 135,5; 114,4 и 168,6 кв м). Супруга главы региона имеет две квартиры (57 и 91,7 кв м). Или сведения о доходах за 2014 год полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе Николая Рогожкина, который прилетел в Читу сразу после массовых пожаров и вместо внятной поддержки обезумевшим от горя и страха людям, начал втолковывать им об их же халатности, по которой они и не оформили свои дома. Так вот, этот самый господин Рогожкин указал, что владеет 13 (!) земельными участками, 4 жилыми домами, 1/3 долей квартиры, тремя гаражами, баней, беседкой, двумя летними кухнями и шашлычной. Его жена задекларировала 9 земельных участков, 3 квартиры (одна из них в долевой собственности), 3 жилых дома, 4 гаража, 2 машино-места, баню и 2 конюшни. Сдается мне, что тут применим даже не закон сравнения, а простая русская поговорка про сытого, голодного и навеки отсутствующее между ними понимание. А еще в голове вертится фраза одного знакомого историка о том, что история циклична. А не за горами 17-ый год…

ЦИФРЫ

В Забайкалье предстоит построить 140 домов, приобрести 37 квартир. 16 квартир будут построены в здании бывшей больницы восстановительного лечения, а также 5 подлежат капитальному ремонту в поселке Ясная. Общее количество домов и квартир - 198. Из 140 домов в строительстве сегодня находится порядка 60.

29 мая деньги в размере 122 миллионов рублей поступили на территорию Забайкальского края. В общей сложности, по словам главы региона, заявлено 400 миллионов рублей, где 70 миллионов – это инженерная инфраструктура.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности