«Вне себя»: Битва не тортов
Кулинарные метафоры при описании художественного произведения всегда отдают адской пошлостью: за слова типа «вкусный текст» надо бы штрафовать вилами и пламенем. Тем не менее, в случае «Вне себя» приходится признать, что именно кулинарные метафоры тут подходят лучше всего. А именно: Режиссер Тарсем Сингх взял две части вчерашней картошки «Вспомнить все», смешал с частью комедий про омолодившихся стариков, все густо залил соусом «Шестого дня», который тоже не то чтобы очень свеж. Жаль, что забыл сыпануть хоть немного «Суррогатов» для придания какого-нибудь вкуса – и это говорит нам, что Сингх уже не торт.
Выражаясь проще, «Вне себя» это совершенно проходной и вторичный продукт, лишенный хоть какой-то оригинальности. Нельзя сказать, что он совсем уж плох: здесь есть экшен, есть Бен Кингсли и есть какой-никакой Райан Рейнольдс. Но все это никак не может спасти положения: фильм плотно сидит в болоте из штампов и сто раз виденных ходов. Все эти рояли в кустах мы уже много раз видели и совершенно точно не раз ели. Грызть в сто сорок пятый раз историю о том, как попытка занять чужое тело не привела ни к чему хорошему – как минимум скучно. А в случае «Вне себя» и еще и забавно – как это всегда случается, когда сценаристы пытаются взять за точку отсчета высокую науку.
Тут все зависит от режиссера и подхода: Бессон снимает разудалый бред про обезьянку Люси, Нолан заплетает все извилины и выезжает на масштабности, Сингх же всерьез пытается продать зрителю драму про совесть и ответственность. Что у него, разумеется, не выходит.
По-другому не могло и случиться при таком сценарии и актерском составе. Сценарий слишком схематичен для истории духовного перерождения и тяготеет больше к боевику, чем к психологической драме. Что же касается актеров, то требовать от Райана Рейнольдса, чтобы он сыграл Бена Кингсли – это даже не смешно. Собственно, вся драма и заканчивается в тот момент, когда Кингсли удаляется в сторону кладбища. А дальше становится понятно, что фокус не удался и в новом теле живет кто угодно, только не этот жесткий и отточенный старик. Рейнольдсу банально не хватает мастерства, чтобы изобразить человека, который построил Нью-Йорк, и уж тем более у него не получается изобразить его трансформацию от хищника к альтруисту. Единственное, что у него получается – это драться и водить машину. В результате «Вне себя» окончательно переходит в боевик, но боевик опять же настолько вторичный и предсказуемый, что на это просто грустно смотреть.
Единственная загадка «Вне себя», которая до самого конца остается нерешенной, это какая серая социально ответственная муха укусила Тарсема Сингха. Куда делся склонный к ярким краскам и нестандартным решениям режиссер? Откуда взялся тот человек, который на полном серьезе вещает во всех интервью, что пытался с помощью своего нового фильма решить значимые для общества задачи и поднять серьезные вопросы? Увы, никакого внятного ответа на эти вопросы нет. С другой стороны, очевидно, что талант не сдашь в камеру хранения: «Вне себя», при всех своих чудовищных недостатках, не совсем плохое кино. Да, оно выветривается из памяти сразу после просмотра, да, в нем от силы пятнадцать минут эстетики, да, оно не способно увлечь. Но, по крайней мере, оно не скучное – а «Суррогаты» все же были скучны донельзя. С другой стороны, там была какая-никакая, да оригинальная мысль.
Чистая ничья.
Расписание сеансов смотрите в «Афише»
Степан Комаровский
3I/ATLAS: загадочная древняя комета или артефакт инопланетян?
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
Прогноз погоды на 8 декабря 2025 года
Мужчина спасён на пожаре дома в Нерчинске
Прогноз погоды на 7 декабря 2025 года