13 сентября: «темные лошадки», раскрытая явка и «горячие точки» на карте выборов
13 сентября жителей 28-ми районов края ждут на пунктах голосования. Забайкальцы должны выбрать из 3 616 своих земляков 150 муниципальных глав и 2 189 депутатов. Оправдаются ли надежды, которые население возлагает на кандидатов и перепрыгнут ли порог явки претенденты на местную власть, предположил политолог Роман Амплеев.
- Каков Ваш прогноз явки избирателей на участки?
- Не более 15-17% по краю. Приятными исключениями могут стать Агинский, Дульдургинский, и Могойтуйский районы. Там особое отношение к выборам и количество ответственных избирателей выше.
- В чем причина низкой посещаемости пунктов голосования?
- В традиционно слабом интересе забайкальцев к местным выборам и в неудачно установленном Всероссийском дне голосования. Это, конечно, и последние теплые выходные месяца, которые кто-то использует для сбора урожая, а кто-то просто предпочтет провести на природе. И ломка десятилетиями сложившихся стереотипов: на выборы ходят либо в декабре, либо в марте. Отправиться 13 сентября на участок голосования – как выйти на Первомай в августе.
- Может, просто, избиратель не видит «своего» кандидата?
- Действительно, удивиться разнообразию принадлежности кандидатов к политическим течениям у забайкальцев и в этот раз не получится. Уже на этапе подготовки выборов можно было проследить тенденции, которые характерны для нашего края на протяжении длительного времени. Главная из них - отсутствие какой бы то ни было активности со стороны непарламентских партий. Исключением можно назвать только партию «Дело», которая выдвинула одного своего кандидата в Борзе. Пассивность остальных не победил даже внушительный, по меркам края, масштаб отдельных компаний – выборы мэра Краснокаменска, глав Нерчинского и Могойтуского районов. Более того, в Могойтуйском районе уже во второй раз совет формируется по смешанной системе, при которой половина депутатов может войти в него по партийным спискам, но и тут тишина.
- Почему такая безынициативность со стороны, казалось бы, оппозиционных сил?
- Видимо, нет у них потребности в активной политической деятельности. Как устоялось 20 лет назад, так и живут. Даже коммунисты, которые в последнее время проводили массовые (и не очень) акции протеста против политики правительства края, по численности выдвинутых кандидатов оказались лишь третьими, уступив «Единой России» и самовыдвиженцам. Видимо, в КПРФ есть вопросы по наличию способного идти на выборы кадрового резерва.
- Недавно депутаты регионального парламента заявили, что вынуждены ездить в села и районы, уговаривая людей баллотироваться на выборы. Это чувствуется по кандидатам?
- Иногда да. Хотя в большинстве случаев я бы так не сказал. Думаю, это подтверждает и наличие в общей структуре кандидатов более 29% самовыдвиженцев.
- Интересный момент. Самовыдвиженцы – всегда «темные лошадки» среди партийных кандидатов. Как можно охарактеризовать эту группу?
- Среди самовыдвиженцев довольно много предпринимателей. Учитывая объем полномочий депутатов сельских поселений, вряд ли их можно подозревать в намерениях каким-то образом поспособствовать своему бизнесу с помощью мандата. Скорее, это просто самая активная часть населения.
Попадаются временно неработающие. Хотя, для сегодняшних реалий забайкальского села такой статус - ни в коем случае не показатель маргинальности. Это люди либо ведущие собственное хозяйство, либо временно нетрудоустроенные.
Однако есть и те, кто не может предъявить даже аттестат об окончании 9 классов средней школы по причине отсутствия образования. Кстати, на прошлых выборах такие люди даже становились депутатами сельсоветов.
- А что касается судимости? Например, одного кандидата уже сняли с регистрации по причине наложенного на него судом ограничения.
- Таких немного. Но если кандидату не запрещено занимать должности в органах местного самоуправления и он указал наличие судимости, в этом нет ничего страшного. Тут главное условие – честность. Избиратель имеет право знать все о человеке, за которого голосует, даже если тот «оступился» давным-давно и уже погасил судимость.
- Каков возрастной состав кандидатов?
- В их рядах наблюдается положительная тенденция к омоложению. Во власть пытаются идти люди, которые появились на свет в 70-ые и 80-ые годы. Даже появилась «тоненькая прослойка» тех, кто «родом из 90-ых». Однако самая многочисленная категория – по-прежнему «семидесятники».
- «Новая кровь» чаще принадлежит к партиям или к самовыдвиженцам?
- Где-то 50% на 50%. И политические партии обновляют состав, и многие молодые люди набираются смелости «отправиться в одиночное плавание». Благо «политическое море» в нашем регионе довольно спокойное.
- Давайте перейдем к прогнозам. В каких районах развернется самая ожесточенная борьба?
- Будет интересно наблюдать за выборами главы уже упомянутого Могойтуйского района. За эту должность сражаются достаточно сильные соперники. Кроме того, в Нерчинском районе претенденты и на пост главы района, и на пост мэра Нерчинска выдвинуты партиями, кардинально противоположными по политическим взглядам.
- А какой политической силе удастся «усадить на места» большее количество своих представителей?
- Элементарная арифметика: кто выдвинул больше кандидатов – тот получит больше мандатов. Ничего не утверждая, напомню: 56% претендентов состоят в рядах «Единой России».
- Спасибо.
Небольшой снег ожидается завтра в Забайкалье
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
270 миллионов на 39 общественных территорий, а жители Соснового Бора ждут спорткомплекс
Крупная махинация со стройкой школ на Дальнем Востоке
«Под прицелом ZAB.RU»: чем запомнилась прошедшая неделя в Забайкалье