Оскандалившаяся оптимизация
Из властных кабинетов реформы в здравоохранении выглядят иначе, чем изнутри.
Главный итог форума Общероссийского народного фронта (ОНФ) «За качественную и доступную медицину», выявил, на мой взгляд, главную проблему: оценка так называемых реформ нашего российского здравоохранения со стороны руководителей отрасли и народа радикально отличается друг от друга.
Люди обращаются к врачам реже, умирают - чаще
Форум был представительный, в нём приняли участие сотни пациентов и врачей, даже сам Владимир Путин, он широко освещался в СМИ, и вот что сразу выявилось: проблемы, которые там поднимались, оказывается, типичны не для отдельных регионов, а для всей страны. И становится ясно: чиновники от отрасли по всей России жёстко выполняют рекомендации, которые идут из самого центра – правительства РФ, а конкретно – из Министерства здравоохранения страны.
Очевидно, этим и можно объяснить ту «смелость» и наших забайкальских чиновников, которые в ущерб самым насущным потребностям людей, желая урезать бюджетные средства, вовсю занимают сокращением медицинских услуг. И делают это только для того, чтобы отрапортовать вышестоящим начальникам: бюджет здравоохранения «оптимизирован» на такую-то сумму, ваше задание выполнено.
Чем это оборачивается в жизни? Сопредседатель штаба ОНФ Забайкальского края Николай Говорин, доктор с сорокалетним стажем, докладывал почтенному собранию и президенту страны просто потрясающие факты. «Мы видим, - говорил он, - что в 2015 году произошло увеличение смертности: мы потеряли на 27 тысяч людей больше, чем за аналогичный период прошлого года. Важным является тот факт, что в разных регионах были по существу выявлены одни и те же проблемы. Здравоохранение после проведения реформ под названием «оптимизация» стало напоминать своеобразное горлышко, хотя термин «оптимизация» – это улучшение, это поиск лучшего. Но в сознании и врачей, и населения сегодня термин «оптимизация» имеет противоположное значение. Уменьшилось количество посещений людьми больниц и поликлиник на 7,7 миллиона посещений. Объединение поликлиник привело к тому, что снизилась доступность для населения приёма у врачей-специалистов. Людей беспокоит нехватка врачей-специалистов, возрастает роль платных услуг в медицине, возникают очереди пациентов, очередь в поликлиниках и больницах. И особенно болезненной для людей является проблема роста платных услуг. Только за последние полгода люди стали платить за платные услуги в здравоохранении на 13 процентов больше, на 25 процентов увеличились их траты за лекарственные препараты…».
Николай Васильевич приводил ещё много очень тревожных фактов, в конце концов предложил наложить мораторий на лжеоптимизацию в этой сфере. Но министр здравоохранения страны Вероника Скворцова имеет, разумеется, свой взгляд на медицину в стране. Она тоже оперировала фактами и цифрами, которые, очевидно, должны греть наши души и успокаивать. По всей стране создано несколько сот специальных детских центров по работе с детьми после выявления заболевания, строится 32 перинатальных центра, появляются центры высокотехнологичной медицины, уровень здравоохранения в целом повышается с точки зрения подготовки персонала, наполнения оборудованием… Финансирование остаётся на уровне 3,6% от ВВП…
Прав, очевидно, был великий философ, когда говорил: «Во дворцах думают иначе, чем в хижинах».
Минкульт важнее диспансера?
Если послушать и нашего регионального Министра здравоохранения Михаила Лазуткина – всё в отрасли нормально, никаких особо тревожных фактов и тенденций к ухудшению нет. Как-то он даже пригрозил подавать в суд на журналистов, которые будут говорить о каких-то «ликвидациях» медицинских учреждений в крае. Дескать, нигде ничего не ликвидировали, не сократили, а лишь исключительно «оптимизировали».
Но вот только последние факты. Ещё недавно был в центе Читы, по ул. Анохина, ГУЗ «Краевой кардиологический центр». Прежнее руководство Минздрава края сделало в своё время доброе дело: подобрало отдельное здание, отремонтировало, обеспечило современным оборудованием. Получилось неплохое по нашим региональным меркам медицинское учреждение, многим сердечникам помогло, многим бы и дальше помогало. Сделано это было как раз с целью разгрузить очень тесное кардиологическое отделение краевой клинической больницы. Но власть решила его «оптимизировать» и всё вернуть на «круги своя». При этом губернатор лично издал предписание очистить помещение. Оно, очевидно по его представлению, больше пользы принесёт в виде офиса одного из многочисленных министерств правительства края – а именно Министерства культуры: чиновники должны работать в комфортных условиях. Люди, конечно, возмутились, а им объяснили: никто ничего не ликвидирует, просто диспансер перевели в краевую клиническую больницу. На правах бедного родственника. Теперь у кардиологов, а главное больных, нет своего обжитого и неплохо оборудованного центра, а есть некое приспособленное помещение. Зато чиновникам, занимающимся повышением культурного уровня населения, хорошо и уютно...
Уж чего-чего, а объяснять чиновники умеют. Вот закрыли хирургическое отделение на базе ГУЗ «Городская больница №2». Ветераны пос. Восточный забили тревогу. И не мудрено. С 1958 года работало отделение, многим шахтёрам врачи здоровье вернули. А теперь за помощью надо ехать в Читу. Когда министра здравоохранения края попросили помочь, он нашёл объяснение: дескать, «недовыполняется план работы круглосуточной хирургической койки». Активность хирургическая низкая. Койки «простаивают». Но это же непорядок, когда больных меньше стало. Медикам надо добиваться, чтобы их было значительно больше! В общем, и здесь главное – не больные ветераны, которые ещё к неудовольствию краевого министерства здравоохранения, в шахтёрском посёлке остались, а план, работа койко-места, хирургическая активность… Значит, чтобы выполнить план, следует «оптимизировать» учреждение. Думаю, с таким подходом это удастся сделать очень быстро – в койках скоро некому будет лежать вообще. Вот тебе и «оптимизация» бюджета.
Да, с точки зрения оптимизаторов всё идёт как надо. Меньше посещений врачей – больше экономия финансовых средств. А то, что смертность только за 7 месяцев текущего года увеличилась на 1,7% - это же детали, главное – план по койко-местам. Вот у нас в крае даже в госпитале для ветеранов войны и труда начинают продумывать вопрос, как увеличить количество платных услуг, поскольку сокращается выделение денег из страхового фонда на лечение ветеранов. Может быть, этот госпиталь вообще приватизировать и лечить там только богатых пациентов? Тогда проблем с деньгами точно не будет. А ветеранов можно и «оптимизировать».
Есть во всём этом явление, которое лично я никак объяснить не могу. Ведь всё перечисленное и многое другое в этом же роде бьет по самому чувствительному – по здоровью людей. Видя это, народ озлобляется, он смотрит на наших краевых руководителей уже не как на своих лидеров, а скорее как на врагов. Но, похоже, ни краевое правительство, ни руководство медицинской отраслью это не интересует. Они упорно гнут свою линию: отбирают специализированные здания здравоохранения под офисы чиновников, объединяют несколько медучреждений в одно, снижая доступность к врачам, сокращают бюджет здравоохранения, искусственно вынуждают людей обращаться за помощью к платной медицине… Хотя при более внимательном подходе к реформам в отрасли можно было бы найти более оптимальный и менее болезненный подход к решению проблем.
Вот здесь-то и не хватает нашим руководителям искусства настоящей оптимизации в реальном смысле этого слова.
Владимир Тихомиров
Сильный мороз ожидается в Забайкалье
Прогноз погоды на 7 декабря 2025 года
3I/ATLAS: загадочная древняя комета или артефакт инопланетян?
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
Прогноз погоды на 8 декабря 2025 года