Девять забытых изваяний

Культура, 10:10, 14 мая 2008
Читинский бизнесмен Иван Дятлов с 1989 года хранит на территории своего предприятия девять интересных скульптур из гранита. Все это время работы талантливых художников, уже частично порушенные, но в целом прекрасные, остаются невостребованными, хотя представляют уникальную художественную ценность. Нередко это место называют “кладбищем скульптур”. И все же не хотелось бы, чтобы произведения искусства оставались в таком плачевном состоянии. “Философ” среди стройматериалов Чиновники от культуры по этому поводу ничего не комментируют. Заместитель председателя комитета культуры Читинской области Татьяна Жеребцова лишь посочувствовала судьбе статуй и их авторов, но сказала: - Обращайтесь не к нам, а в городское управление архитектуры. Грустно смотреть на то, как каменные творения стоят среди производственного оборудования и стройматериалов. По мнению скульптора Елены Дружининой, эти изваяния талантливы, но не завершены, а потому выставлять их преждевременно. Мне же показалось, что есть в них что-то авангардное. Ничего лишнего, только несколько говорящих о многом линий, и мы видим эмоции, настроение автора. Вот мать с младенцем, а чуть подальше от нее, за металлической конструкцией - гречанка с арфой и статуя, напоминающая сфинкс. Рядом еще несколько менее масштабных композиций. Посреди всей коллекции под ярким весенним солнцем - философ. Это потом Иван Дятлов объяснил, что скульптура называется “Философ”, а сначала мне показалось, что “Мечтатель”. Это ж надо так изобразить человека, чтобы подчеркнуть его думы о высоком: подавшийся вперед торс, голова, опирающаяся на руку подбородком, и неестественно поднятое к небу лицо… - Просто его надо увидеть, - остановился у “Философа” Иван Дятлов, - Это вам не “Рабочий и колхозница”, которых видно со всех сторон. Это вещь совершенно другого плана - философская. У художника свой взгляд: он показал, как из камня получается нечто красивое. Последствия симпозиума Предприниматель объяснил, что в 1989 году он был одним из спонсоров творческого съезда, который проходил в Чите по инициативе скульптора Юрова. Сегодня уже мало кто о нем помнит. Тогда его громко называли симпозиумом, Дятлов же определил событие скромно: творческая мастерская. Юров позвал своих однокурсников по ленинградской Академии художеств им. Репина. Полгода они работали в Чите неподалеку от Парка Победы. А потом разъехались, оставив свои произведения Дятлову. Вскоре скульптуру Юрова выставили напротив областной филармонии, где она и сегодня скромно пребывает - это знаменитый “Флейтист”. Остальные оказались ненужными. - Серьезные мероприятия так не проводят, - высказала свое мнение о симпозиуме читинский скульптор Елена Дружинина. - Обычно делают это более организованно - приглашают профессионалов серьезного уровня, чтобы те смогли оценить работы коллег. В общем-то, хорошее мероприятие для развития мастерства. Но можно было сделать и с умом. Поскольку Иван Дятлов был спонсором симпозиума, то обязался скульптуры пристроить - они могли бы украсить Читу. Да так ничего и не получилось. - Разговоров об этом было много, - рассказал Иван Григорьевич. - Но большие мужи решают большие проблемы, им не до мелких вопросов, каких-то работ художников. Поэтому мы просто будем выставлять фигуры в Парке Победы по мере его благоустройства. Приходите в июле-августе нынешнего года, и вы их там увидите. Главный архитектор города сомневается в том, что это возможно. - Проекта благоустройства Парка Победы еще нет, - заявил Валерий Логунов. - По идее, надо бы благоустроить всю прилегающую к Мемориалу территорию. А это не возможно, поскольку находится он в санитарной зоне центрального водозабора, у которого требуется определить и уточнить границы. Как рассказал Валерий Егорович, ОАО “Водоканал” планирует пробурить в зоне Центрального водозабора еще несколько скважин. И лишь когда будет проект определения его границ, можно будет приступать к проекту реконструкции Парка Победы. Видимо, это и имел ввиду Дятлов, когда говорил о больших проблемах больших людей. Для него, простого читинца, увлеченного искусством, все разговоры об уточнении границ территорий, проектной документации, определении собственника скульптур выглядят уходом от темы разговора. Кстати, в случае, если городские власти возьмутся за водозабор конкретно, ООО “Парк”, которым руководит Дятлов, рискует быть выселено из района Мемориала. Санитарная зона, понимаете ли. Эпилог А это значит в нашем случае, что девять скульптур талантливых мастеров, если на них не обратят внимание власти, авось да и умыкнут их под шумок. Кстати, уже не раз пытались. Кто попроще, тот через дыру в заборе тащил. Кто повыше рангом, тот использовал более изощренные методы давления на Дятлова. Более детальное изучение симпозиума 1989 года, как ни странно, требует серьезного исторического исследования, как будто это событие XVII - XIX столетий или даже более древнее. По всей видимости, форум проходил неформально. Скульптор Юров впоследствии эмигрировал в США. Иван Дятлов считает, что причина этого его решения была в невостребованности в России высокого творчества и тех художников, кто видит мир иначе, чем обыкновенный человек.
Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности