Чиновник в интересном положении

Политика, 09:14, 21 марта 2016

Наступил пост, но у наших чиновников продолжается масленица: ничего делать не надо, на любой вопрос ответ один – нет денег.

Вот и на недавнем заседании Министерства территориального развития на вопрос нового врио первого зам. председателя регионального правительства Александра Кулакова министру Александру Бутырскому насчёт плана капремонта жилых домов ответ был краток: его нет, поскольку сборы с населения неясны, а краевой бюджет «находится в интересном положении».

Служители фальшивого бюджета

Ну, ничего интересного в бюджете нет – он отнюдь не обременён новыми доходами, а влачит жалкое существование. А вот чиновники нашего регионального правительства, похоже, сегодня и впрямь находятся в «интересном положении». Они есть, хоть и с приставкой врио, и их как бы и нет. Ибо что они вообще сегодня значат, если не могут решить ни одного вопроса по причине крайне истощавшего бюджета. Даже счета у школ разблокировать не могут, чтобы зарплату учителям выдать.

Напомним, что в текущем году его доходы должны быть исполнены в сумме 37 млрд. рублей, что несколько меньше даже бюджета 2013 года и примерно на 5 млрд. меньше, чем было исполнено в бюджете 2016 года (окончательных данных об исполнении бюджета за 2015 год пока нет). Зато госдолг уже превысил собственные доходы и стремительно увеличивается. События же развиваются таким образом, что даже этот куцый и по всем параметрам урезанный бюджет текущего года, судя по всему, имеет тенденцию к невыполнению. Это и неудивительно, ибо ещё Константин Ильковский не раз публично говорил о том, что правительство решилось на включение в бюджет текущего года необеспеченных доходов для «сбалансированности». Проще говоря, чтобы запудрить мозги федеральному Минфину. И кому как не Наталье Ждановой об этом знать. И не только знать, но и следует разделить по данному поводу ответственность, ибо именно возглавляемое ею Заксобрание принимало этот фальшивый бюджет с необеспеченными собственными доходами. Как говорится, приехали…

И если нынешний врио губернатора края уже не раз озвучила свой главный приоритет – «выплаты зарплаты бюджетникам и по социальным обязательствам» – то невольно встаёт вопрос: а за счёт чего? Не может же к каждому сроку выплаты зарплат федеральное правительство выделять круглую сумму, как оно сделало при назначении Натальи Ждановой на новую должность. В таком случае, какие источники у нашего временного правительства для этого «приоритета» имеются?

А вот это – великая тайна. И ни врио губернатора, ни другие министры и депутаты Заксобрания края никому ничего на этот счёт толком не объясняют. Все озабочены тем, как получить побольше денег от вышестоящего бюджета. Депутаты городского округа «Город Чита» отправили на эту тему запрос в правительство края. То, в свою очередь, уже в текущем году много раз сходило на паперть в федеральное правительство, кое-что Христа ради получило, но это капля в море. И каждая дополнительная подачка преподносится народу, как подвиг местных чиновников, которым предписано больше «пахать» в московских кабинетах власти.

И всё же - кто и когда чётко и ясно скажет: как и за счёт чего будет наполняться краевой и консолидированный бюджеты в части собственных доходов, ибо без этого все заклинания врио губернатора по поводу озвученного приоритета лопнут, как праздничный воздушный шарик на очередном громком фестивале в крае.

Без руля и без ветрил

Понятно, что при таком состоянии краевой казны все программы и стратегии, принятые в бытность губернатора Ильковского и председателя Заксобрания края Ждановой, не значат ровным счётом ничего. И, очевидно, не случайно мы от врио губернатора до сих пор не услышали даже намёка на какие-то стратегические планы и задачи, решив которые, можно будет высшему должностному лицу региона вообще забыть о своём «главном приоритете» - выплате зарплаты бюджетникам. Пусть этим в рабочем порядке занимается региональный Минфин и разного калибра бухгалтеры, а высшее должностное лицо должно организовать правительство края и все структуры администрации на решение действительно стратегических социально-экономических и культурных задач в развитии Забайкалья.

В самом деле, невозможно рассчитывать на наполнение краевого и консолидированного бюджетов при таком положении, когда почти все отрасли экономики стагнируют или деградируют. За прошлый год, например, рост объёмов производства в крае наблюдался только в добыче полезных ископаемых – и то далеко не во всех секторах. Зато значительное снижение допущено в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, сельском хозяйстве, строительстве, обороте розничной торговли и общественного питания, объемах платных услуг населению. При этом сократились реальная заработная плата и денежные доходы населения. Меньше стало инвестиций, затухает внешнеэкономическая деятельность. Половина предприятий края – убыточны. В текущем году положение в этих сферах складывается не лучше. Валить всё на кризис – самое простое и любимое занятие наших региональных чиновников. Но и самое бесполезное.

Неужели наши дорогие (в прямом смысле) чиновники края так бесплодны, что не видят никакого выхода их долговой ямы? Может быть, мы живём в мрачной и холодной тундре? Отнюдь нет. Забайкальский край вполне может стать самодостаточным. Здесь имеются богатые природные ресурсы: в недрах многочисленные полезные ископаемые, в наших лесах много ценной древесины, множество рек и озёр, у нас обширные поля и луга, пригодные для эффективного земледелия и скотоводства. Но парадокс заключается в том, что всё это природное богатство или не используется вообще, или используется крайне неэффективно. Мешают развиваться высокие тарифы на электроэнергию, но ведь в других регионах, в той же соседней Бурятии, эти вопросы положительно решаются.

Забайкальский край, как говорит опыт, идеально приспособлен для ведения овцеводства, мясного и молочного скотоводства. В советское время хозяйства имели 4,7 млн. голов тонкорунных овец (сейчас не более 500 тыс.), сотни тысяч голов крупного рогатого скота. Сейчас же большое количество мясной продукции поступает из других регионов страны, даже из Монголии, а доля собственного молока в крае (и это в традиционно молочном регионе!) составляет сегодня не более 10%. Неужели так и будем питаться с чужого стола, теряя бюджетные поступления?

При этом ничем, кроме аморфности наших руководителей, нельзя объяснить, что из года в год у нас хиреет пищевая перерабатывающая промышленность. Традиционное объяснение этого явления тем, что край испытывает большое конкурентное давление других регионов, что у нас в отрасли изношены основные фонды и проч. – не выдерживает никакой критики. Этим же надо заниматься повседневно (никто нам не заменит основные фонды), а не ссылаться на то, что у нас «бюджет находится в интересном положении».

Положение в социально-экономической сфере региона – более чем печальное. В этих условиях необходим сильный кризисный управляющий с опытом хозяйственной работы и прочными связями в деловых и правительственных кругах, с работоспособной командой управленцев. А не со странным набором чиновников «в интересном положении». И не соратник прежнего руководителя края по всем этим провалам и бедам - к тому же с намерением включить в свою команду давно отработанный и обанкротившийся в крае прежний «руководящий» материал – должен возглавить борьбу с кризисом..

Владимир Тихомиров

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности