Слуги двух господ. О бизнесе Ильковского и Забелина
Наши госслужащие делают вид, что они служат народу, а тот якобы не догадывается, что стоит на первом месте в сфере их интересов.
«Нельзя одновременно служить Богу и Мамоне (богатству)», говорится в библии. В приземлённом варианте это выражено Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ». Чиновникам при прохождении госслужбы запрещено лично или через доверенных лиц заниматься предпринимательской деятельностью и управлять хозяйствующими субъектами
Бизнес за семью печатями
Если нельзя, но очень хочется… Появившаяся недавно в прессе информация, как и каким бизнесом владеют и управляют бывший губернатор Забайкальского края Константин Ильковский и руководитель администрации г.Читы Владимир Забелин – в сущности, секрет Полишинеля. Все об этом хорошо осведомлены, сей факт является постоянным раздражителем в обществе, предметом обсуждения и фактором недоверия большинства людей к руководителям, которые должны в своей деятельности на первое место ставить служение людям, делать их жизнь более благополучной, обеспечивать социальную защиту нуждающимся. И здесь нет ничего нового и неожиданного, ибо ещё накануне Октябрьской революции 1917 года люди выходили на демонстрации с лозунгом «Долой министров-капиталистов!». И сегодня достаточно посмотреть на декларации Ильковского и Забелина, в которых отражены многомиллионные доходы, становится ясно, что и на каком месте у этих госслужащих стоит в приоритете.
Губернатор и глава администрации крупного города (сити-менеджер) – это не просто должности. Это должно быть делом жизни, когда рабочий день не делится на служебное и личное время. Тот, кто идёт на эти выборные должности, должны хорошо понимать, что с вступлением на такую стезю, ты уже не принадлежишь себе ни днём, ни ночью – ты отвечаешь за всё, что происходит в крае или городе.
Но самое печальное здесь то, что успешные, возможно, предприниматели зачастую рассматривают госслужбу как дело не главное в своей жизни, вспомогательное, а основным является их первый «господин» – его величество бизнес и крупный доход. Они просто по определению не способны не только понять, но и почувствовать всю степень незащищённости людей, их материальную нужду, и посему с лёгкостью необыкновенной, как это сделал Константин Ильковский, идут на ущемление даже законных прав и льгот заслуженных или обездоленных своих сограждан.
А когда, как мы видим, наш «сити-менеджер» Читы работает «от и до», а дождавшись выходных, спешит по месту своего бизнеса куда-нибудь в Борзю или в Нерчинск, где занимается проблемами добычи драгметаллов, сельскохозяйственного производства или транспорта – какая уж тут забота о вверенном ему городском хозяйстве! Около пятнадцати принадлежащих ему фирм – это не шутка. Да и в самой Чите у сити-менеджера имеются фирмы, которыми де-факто надо так или иначе руководить. Хотя формально, на бумаге, ими руководит его брат. Когда же думать о городских коммунальных сетях, чистоте города или качественном обеспечении жителей услугами ЖКХ? Заклинания по поводу того, что, дескать, все права по управлению фирмами переданы другим людям, как это делается в таких случаях – от лукавого. Мы прекрасно знаем, что происходит на самом деле.
Отсюда можно сделать вывод, что на насущные проблемы города времени остаётся мало. Чем, например, объяснить, что в микрорайоне «Северном» ООО «Чита-Девелопмент» должен был, согласно документам, построить спортивно-оздоровительный центр, а в результате помещение заняла торговая организация «Привоз»? Или, например, Владимир Забелин назначил главой Железнодорожного района Игоря Калмыкова и при этом, оказывается «ничего не слышал», что ранее, будучи предпринимателем, его протеже на земле, взятой в аренду под спорткомплекс, построил кафе. Свежо предание… Невольно приходит на ум, что здесь мы имеем дело не с заботой о рациональном использовании возможностей, а о неком корпоративном интересе.
Вот и наш бывший губернатор Константин Ильковский постоянно подчёркивал, что он или избавился от своих активов, или передал их в чьё-то доверительное управление. Но сейчас выясняется, что, напротив, будучи губернатором, возможно, кое-что из бизнеса даже приобрёл в Забайкальском крае. Значит, голова его была занята совсем не заботой о благе народа, а о собственном благополучии.
Их пример – другим наука
Впрочем, стоит ли всему этому удивляться: наши региональные и муниципальные руководители ведут себя так потому, что у них есть отличный пример в высшем эшелоне власти. Они просто его копируют, разве что в другом масштабе.
Год назад эксперты составили список самых богатых семей российской политической элиты. В этой «золотой сотне» 49 мест заняли семьи депутатов Госдумы, 31 место – члены Совета Федерации, а оставшиеся 20 – семьи сотрудников администрации президента, губернаторов и т.д. Из года в год их богатство растёт.
И вот что здесь бросается в глаза. Богатейшие госчиновники, депутаты даже особо не скрывают за третьими лицами весь свой бутафорский камуфляж. Оказывается, жёны чиновников становятся всё более «успешными в бизнесе». Если в 2009 году только жена мэра Москвы Лужкова заслужила титул миллиардерши, то в последующих, в том числе кризисных годах таких уже стало несколько. Например, супруга депутата Госдумы, затем губернатора Тульской области Владимира Груздева «заработала» за год 1,8 млрд. рублей (доход его самого - 445 млн. рублей). Жена бывшего губернатора Приморского края Сергея Дарькина, артистка Приморского краевого театра Лариса Белоброва с окладом в 15 тыс. рублей в месяц «заработала» за год 1 млрд. 76 млн. рублей. Список можно продолжать. Жёны госслужащих легально играют роль «фигового листка» фантастических доходов своей сильной половины. Мужья оформили на них свой бизнес и крупные пакеты акций – и теперь вроде как не они, а их кроткие жёны-домохозяйки «зарабатывают» сотни миллионов и даже миллиарды рублей в год.
В этих декларациях, по моему, выражено всё презрение к народу. И демонстративное бесстыдство, и цинизм, и издевательство над законом и здравым смыслом. Слышится усмешка чиновников: вы хотели, чтобы в рамках антикоррупционных мер госслужащие декларации публиковали? Ну, вот вам декларации – и наши, и жён наших любимых. Переваривайте. Что дальше? А мы живём и трудимся, как прежде, в рамках Закона о госслужбе. Наши жёны – это уже наше личное золотое достояние. Они талантливы и удачливы. Это они нас делают миллионерами и миллиардерами. В рамках упомянутого закона.
И за всем этим – звон валютного металла и пустозвонство власти. Примета времени.
На днях во время отчета перед Госсоветом временно исполняющий обязанности главы республики Коми Сергей Гапликов высказал своевременную мысль: «Если чиновникам нравится самим заниматься бизнесом, то они могут смело уходить в отставку. Но совмещать госслужбу и бизнес, путая, как говорится, свою шерсть с государственной - не получится».
Что тут добавить? У нас в регионе пока получается.
Владимир Тихомиров
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
Прогноз погоды на 8 декабря 2025 года
Гороскоп для жителей Забайкальского края на 8 декабря
Прогноз погоды на 7 декабря 2025 года
Плановое отключение электричества ожидается сегодня в Чите