Свесили всех собак: как из ветврачей сделали ловцов

Общество, 11:40, 5 апреля 2016

«Служба по отлову собак? Подавала заявку на прошлой неделе. Почему еще не приехали? Ждете, когда еще кого-нибудь загрызут? Я в прокуратуру на вас пожалуюсь!» - такие звонки, со слов сотрудников Читинской городской станции по борьбе с болезнями животных, сюда поступают ежедневно. Каково людям гуманной профессии, которые должны лечить четвероногих, выслушивать обвинения от горожан и смотреть на своих потенциальных пациентов через прицел ружья, корреспонденту «Забмедиа» рассказал и.о. начальника станции Баир Базаров.

Он не сразу согласился на интервью. Объяснил: исполнять эти обязанности морально тяжело, а уж обсуждать – и вовсе никакого желания. Но все же назначил встречу.

Для тех, кто никогда не был на станции, объясним, что это небольшой деревянный дом на 6 комнат, который делит общий двор с ветеринарной клиникой. Еще есть гараж для служебной техники, больше напоминающий ветхий сарай. Его крыша, по словам сотрудников, со дня на день грозит обрушиться на трех «проживающих» там «железных коней». Различия между бюджетным и коммерческим учреждениями видно, в прямом смысле слова, с порога. Переступив последний, можно заметить, что на станции царит дух минимализма… финансового: скромное техническое оснащение кабинетов, полупустая аптечная витрина и фактически отсутствие персонала.

- Капитального ремонта в здании 1913 года постройки на памяти сотрудников учреждения не проводилось. Что касается штата, он и раньше большим не был, а когда зимой 2015-го региональным законом нас обязали отлавливать безнадзорных животных, два врача сразу написали заявления на увольнение. Сказали, что не будут этим заниматься. Остальные просто вынуждены были смириться – идти больше некуда, а семьи кормить надо, - провожая в кабинет, где не слышно трезвонящего телефона, рассказывает Баир Базаров.

Свесили всех собак: как из ветврачей сделали ловцовСвесили всех собак: как из ветврачей сделали ловцовСвесили всех собак: как из ветврачей сделали ловцовСвесили всех собак: как из ветврачей сделали ловцовСвесили всех собак: как из ветврачей сделали ловцовСвесили всех собак: как из ветврачей сделали ловцов

По пути вздыхает, что об этической стороне вопроса, несовершенстве законодательства и нищенском бюджете станции говорил уже где только мог – на Чайковского,8 (правительство Забайкальского края), на Бутина,39 (администрация Читы), в надзорных органах, перед микрофонами СМИ. Безрезультатно. Хотя и из краевой, и из городской администраций регулярно раздается про «полномочия, необеспеченные финансированием», следовательно, должны понимать, каково приходится бюджетному учреждению со штатом в 7 человек, на которое, по сути, взвалили обязанности целой службы. При этом, ни дополнительного денежного довольствия, ни кадрового подкрепления, ни технического усиления, как утверждает замглавврача, станция не получила.

- Когда начали поступать звонки, пришлось обязать одного из специалистов постоянно «сидеть» на телефоне и принимать обращения от населения, - продолжает Базаров кадровую тему. - Правда, сотрудники через несколько дней подменяют друг друга, потому что нервы не выдерживают постоянно слушать претензии, а порой - оскорбления и угрозы в адрес персонала станции. Другой врач регистрирует заявки. На вызовы выезжают двое. Остаются: один человек на приеме по мелким животным, один хирург и один - на выписке сопроводительных документов. В таком режиме работаем по 9 часов 5 дней в неделю. Была возможность взять за собственные средства учреждения еще одного ветеринара, но вместо этого решили нанять юрисконсульта, который отслеживает сроки исполнения заявок и ведет переписку с ведомствами. Иначе больше потратим на выплату штрафов.

Он кладет на стол журнал регистрации телефонных обращений. В графе «количество заявок» за полгода цифра, приближающаяся к 900. И это только устные. И это еще не конец рабочего дня. Письменные вместе с отчетами занимают целый шкаф. Таких документов на текущий момент 289. Каждый из них в среднем содержит 5-10 адресов, но если поступает из городского комитета ЖКХ или из районной администрации, то перечень мест обитания безнадзорных животных может растянуться на 60 строк.

«Путевой лист» отлова составляется ежедневно. В первую очередь, поясняет замглавврача, в него попадают адреса детских садов, школ и мест, где отмечались угрозы нападения собак на людей. По мере поступления обращений маршрут специалистов в течение дня корректируется.

Свесили всех собак: как из ветврачей сделали ловцовСвесили всех собак: как из ветврачей сделали ловцовСвесили всех собак: как из ветврачей сделали ловцовСвесили всех собак: как из ветврачей сделали ловцовСвесили всех собак: как из ветврачей сделали ловцовСвесили всех собак: как из ветврачей сделали ловцов

- Однако сколько собак удастся отловить, предсказать невозможно, - делится Баир Базаров. - Во-первых, массу времени приходится тратить просто на обнаружение животных, которые постоянно перемещаются в поисках пропитания или отлеживаются в укромных местах. Дальше – надо найти среди стаи собаку, приметы которой описывали в заявке, на месте рассчитать дозировку снотворного в зависимости от массы тела и, не вспугнув, выстрелить в нее капсулой. При этом наш служебный «УАЗ Патриот» животные, которые уже сталкивались с отловом, узнают по звуку мотора и спешат скрыться, остальные бросаются врассыпную после первого же выстрела. Так что отловить нескольких особей получается редко, а иногда не удается забрать даже ту, в которую попал сотрудник станции. Дело в том, что более крепкие животные могут успеть до начала действия лекарства забиться в какое-нибудь труднодоступное место, откуда их невозможно вытащить.

Замглавврача уверяет: ветеринары не имеют к потравам, вследствие которых собаки долго и мучительно умирают, никакого отношения. Используемый врачами препарат «Телазол» погружает животных в глубокий наркотический сон и они не испытывают ни страха, ни боли. Его сотрудники станции предпочли более дешевому обездвиживающему лекарству, при котором у собак наступает паралич, но они находятся в сознании. Конечно, есть более качественный «Золетил», но его стоимость – почти 3 тыс рублей за ампулу в 5 миллилитров, которой хватает на двух средних собак. То же количество «Телазола» обходится ветеринарам около 2 тыс рублей.

После того, как животное уснуло, его переносят в УАЗ. Приобретался данный автомобиль, естественно, для других целей, поэтому пришлось вложиться в переоборудование. Собак перевозят на станцию в переносной клетке, установленной в багажном отсеке. Базаров признается - поскольку животные характеризуются как агрессивные, при доставлении на станцию их усыпляют. Без вариантов. Трупы по договору ежедневно вывозят в скотомогильник в поселке Ивановка.

- Если бы существовал муниципальный приют – совсем другое дело – элементарно было бы, куда их отвозить, - поясняет ветврач. - Вопрос о содержании отловленных животных мы подняли сразу с получением полномочий, но в городской администрации ответили, что без субвенции от края создавать его не на что. Тогда попытались выйти из положения за счет перечисленных субсидий.

Баир Базаров вытаскивает несколько листов из стопки документов и указывает на две цифры: первая сумма в 360 тыс рублей была перечислена станции из бюджета края 11 сентября 2015-го, вторая в 408 тыс рублей – в ноябре того же года.

- Больше денег с момента выхода закона, которым нас обязали заниматься отловом и содержанием безнадзорных животных, учреждение не получало. Из 360 тыс рублей на приобретение препаратов мы израсходовали 73,5 тыс рублей, а остальные 299 тыс рублей направили на содержание собак в частном приюте Бориса Пахтанова. При этом весь бензин закупался за счет учреждения. Хорошо, хоть пневматическое ружье уже имелось… На 408 тыс рублей провели аукцион. В торгах участвовали две организации – ДМРСУ и ИП Горин. С последним в декабре заключили госконтракт стоимостью 395,6 тыс рублей на отлов 250 собак – 1583 рубля за особь. Все остальные расходы с того времени покрывались за счет собственных доходов учреждения, - утверждает Базаров.

Сейчас станция перед Борисом Пахтановым в долгу, который копится с декабря 2015-го. Замглавврача демонстрирует другой документ. Выделенных бюджетом денег хватило на содержание 33 собак в течение 2 месяцев при расходе 150 рублей в сутки на одну особь. При этом два других учреждения, которые были готовы принять отловленных животных, запрашивали 250 рублей в сутки и средства на строительство вольеров. Владелец же частного приюта безвозмездно оборудовал отапливаемые помещения и терпеливо ждет, когда с ним рассчитаются по задолженности. В настоящее время в приюте находится 26 собак разных возрастов, каждая из которых в активном поиске своего будущего хозяина.

- Каждая отловленная единица – на учете. Это же все – бюджетные средства. Сейчас мы стараемся найти деньги, чтобы выплатить Пахтанову долг. Своими силами тоже оборудовали во дворе несколько небольших вольеров. Если приходится усыплять самку, часто забираем щенков. По возможности, конечно. Раздаем. Жалко их… Сейчас вот двое сидят, троих удалось пристроить. Хорошо хоть потеплело, зимой такой возможности у нас нет. В этом плане хотелось бы конструктивно сотрудничать с читинским зоозащитниками и волонтерами. Пока, к сожалению, диалога не получается. Если бы они организовали приют на добровольных началах, сотрудники ветстанции готовы были бы оказывать посильную помощь в вакцинации и стерилизации животных, - уверяет Базаров.

Свесили всех собак: как из ветврачей сделали ловцовСвесили всех собак: как из ветврачей сделали ловцовСвесили всех собак: как из ветврачей сделали ловцовСвесили всех собак: как из ветврачей сделали ловцовСвесили всех собак: как из ветврачей сделали ловцовСвесили всех собак: как из ветврачей сделали ловцовСвесили всех собак: как из ветврачей сделали ловцовСвесили всех собак: как из ветврачей сделали ловцов

Краевые законодатели же, по словам замглавварча, никак не желают принимать во внимание, что принятый ими региональный закон противоречит федеральному «О ветеринарии». Базаров показывает разъяснение, которое дал его краснодарским коллегам заместитель министра сельского хозяйства РФ Евгений Громыко. В документе над подписью федерального чиновника черным по белому: «В перечень полномочий субъектов РФ в области ветеринарии не включено полномочие по отлову и содержанию безнадзорных животных». Из документа следует, что ветстанции обязаны заниматься отловом только в случае угрозы возникновения очагов особо опасных заболеваний, а вот предотвращать распространение безнадзорных животных и предупреждать биолого-социальные ЧС (нападения на людей) – обязанность органов местного самоуправления.

- Городская администрация имеет право регулировать численность безнадзорных животных при условии выделения финансовых средств из бюджета края. В частности, им рекомендовано создавать «постоянно действующие органы управления», уполномоченные решать задачи по защите населения от ЧС, то есть, во всех регионах этим занимаются коммунальные службы. Но почему-то наши законодатели видят проблему с другой стороны. Переложили ответственность на станцию, а власти Читы как сторонние заявители только направляют заявки – примите меры, ответьте в установленный законом срок. Получается, ветеринаров оставили один на один с общегородской проблемой. Между тем, другие обязанности с нас никто не снимал – имеющимся штатом проводим вакцинацию сельхозживотных, контролируем выпуск здоровой пищи на рынки и оказываем лечебные услуги. Сроки по вакцинации уходят, а специалисты вынуждены бегать за собаками и сидеть возле телефона. Кроме того, из-за отсутствия людей и свободного времени под угрозой срыва находится выполнение постановления краевого правительства по идентификации сельхозживотных, которая должна быть проведена до 1 мая на всех дачах и подворьях Читы. Я уже не говорю о том, что надо закупить аптечные препараты для лечения наших пациентов, а мы тратим все средства на отлов, - устало трет лоб Баир Базаров.

Он настаивает: понятно, что у всех свои трудности, но если «всем миром» не взяться за решение проблемы распространения бездомных животных и не разграничить «зоны ответственности», с ситуацией не справиться. Начинать, по мнению замглавврача, надо с изменения регионального законодательства. На себя ветеринары готовы взять только контроль над процессом отлова и содержания (в частности, отслеживание соблюдения принципов гуманного обращения с животными), а также оказание медицинской помощи собакам, оставленным в приюте для социализации.

- Что касается самих «ловцов», учитывая ограниченные возможности регионального и городского бюджетов, необходимо объявить тендер на поимку определенного количества собак среди желающих. Тогда не надо будет создавать спецучреждение, набирать штат, приобретать оборудование и специализированный автотранспорт, выделяя из и без того скромного бюджета края дополнительные финансовые средства. А вот содержанием собак должен однозначно заниматься муниципалитет, в чьем распоряжении находится земля, - поделился своей точкой зрения Базаров.

Свесили всех собак: как из ветврачей сделали ловцовСвесили всех собак: как из ветврачей сделали ловцовСвесили всех собак: как из ветврачей сделали ловцовСвесили всех собак: как из ветврачей сделали ловцовСвесили всех собак: как из ветврачей сделали ловцовСвесили всех собак: как из ветврачей сделали ловцов

Удастся ли ветеринарам убедить чиновников, неизвестно. Последним, кажется, нет дела до психологического состояния коллектива станции, вынужденного ежедневно ставить смертельные уколы десяткам собак, да еще самим оплачивать этот процесс, отрывая финансирование от лечения животных, а специалистов – от выполнения госпрограмм. Не особо, вероятно, их волнует и то, что вместо существенного прогресса в решении проблемы распространения безнадзорных собак в забайкальской столице наблюдается обострение отношений между жителями, зоозащитниками и ветеринарами. Неужели местная власть не может объединить эти три стороны и выработать действительно эффективную и гуманную тактику решения проблемы?

Фото автора

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности