Здравствуйте, я – ваш стресс
О стрессе на работе как точке невозврата к самому себе.
Иногда сложно понять, где граница предела и где стоит сказать себе: «Стоп! Хватит!» И вовремя предотвратить последствия приближающего состояния стресса. Сегодня это слово – стресс – так плотно вошло в нашу жизнь, что мы называем им абсолютно все – как небольшое расстройство из-за незначительного конфликта, так и ситуацию, которая подводит нас к пределу.
Стресс, полученный на работе, усугубляется еще и тем, что из-за конфликтной ситуации, которую не всегда можно разрешить, мы вынуждены ежедневно погружаться в это состояние. Нередко это приводит к болезням сердца, нервов и даже несчастным случаям на производстве. Что делать? Как быть и как вовремя распознать у себя признаки стресса, чтобы избежать точки невозврата? На эти и другие вопросы в рамках круглого стола в гостях у «Забайкальской медиа-группы» постарались ответить известные специалисты в области медицины, представители бизнеса и власти.
О том, что нужно уважать работников и выслушивать их претензии
Работодателю важно понимать, что от того, как его сотрудники чувствуют себя на рабочем месте, в коллективе – будет зависеть производительность труда и качество предоставляемых услуг. Сотрудник должен чувствовать, что его уважают. Уважение может проявляться как в элементарном разъяснении, за что ему дают зарплату, так и в том, что его выслушают в нужный момент и разрешат ситуацию до начала конфликта и самого стресса, когда человек уверенно начнет двигаться к необратимым, порой, последствиям.
- Если в коллективе возникает конфликтная ситуация, особенно это характерно среди тех, кто оказывает услуги – и мы попадаем на то, что качество услуг падает, у человека происходит профессиональное выгорание. В какой-то момент, делая одно и то же каждодневно, он теряет смысл, «якорится» в этом состоянии и не может смотреть глобально, сколько хорошего и доброго он приносит. К примеру, воспитатели садов – приходят родители и они вечно в претензиях к воспитателям, также у людей очень часто претензии и к медикам, - рассказывает руководитель госинспекции труда в Забайкальском крае Юлия Шадурская.
Она отмечает, что никогда не сталкивалась в своей работе с тем, чтобы стресс был тем фактором, который учитывался работодателем при оценке качества услуг. Сейчас специалисты инспекции пришли к выводу, что, так или иначе, забайкальцы уделяли этому вопросу внимание, но не обозначали в данном контексте.
- Например, 90 % жалоб, которые поступают к нам - это жалобы, связанные с неразрешенными конфликтами внутри организации. Когда у работодателя не хватило мудрости выслушать работника и каким-то образом разрешить ситуацию. Я всегда говорю – разговаривайте с коллективом. Человек должен понимать, что у него в расчетке, за что он получает зарплату, за что и почему он получает или не получает премию. Людей надо уважать, надо уважать их человеческое достоинство. Когда человека уважают – он более комфортно чувствует себя на работе и результаты труда всегда будут более эффективны, чем у человека, находящегося в стрессе, - считает Шадурская.
Однако по ее мнению, исключить стресс только одним хорошим отношением работодателя невозможно. Так или иначе, медики, врачи, люди, которые занимаются добычей, предприниматели, продавцы, зарплата, которых зависит от выручки, – подвержены каждодневным стрессовым ситуациям. Если человек находится в состоянии стресса, он не может выполнять свою работу на должном уровне. Например, если это регистратура в поликлинике, или любое другое место, где принимают какие-либо документы – приходишь и встречаешь хамское отношение, но не потому, что человек так воспитан, просто в силу нехватки времени, сложной работы он испытывает напряжение и происходит некая внутренняя деформация. Он приходит в своеобразном защитном колпаке и не чувствует радости от самого процесса работы.
- И поэтому существуют службы психологической разгрузки, например, в учреждениях Забайкальской железной дороги - там есть комнаты отдыха. В Сбербанке есть список книг для прочтения, и когда сотрудник их осваивает, он получает премию – это хороший стимул роста. И, на мой взгляд, работодатели должны задуматься об этом факторе, как о влияющем на предоставление услуг, - сказала Шадурская.
О том, что страдают работодатели
Возможность получить стрессовую ситуацию есть и у работодателей – ведь именно они первыми на себя принимают внезапность проверок, их последствия, потому как на работодателе лежит большая ответственность – за весь коллектив – и риск получения стресса наиболее высок. Так считает омбудсмен по правам предпринимателей в Забайкалье Виктория Бессонова.
- В первую очередь, нужно говорить о предпринимателях, которые являются работодателями. У них не меньше факторов, которые бы вызвали стресс. И службы, которые помогают работникам, необходимы и руководителям. Много факторов – начиная с финансовой ответственности за свою компанию, за работников, по которым он должен вовремя заплатить налоги, оформить документы, а также – взаимоотношения в коллективе. Прежде всего, микроклимат зависит от работодателя, да, но это должен быть взаимный процесс. И если посыл, заданный изначально, не принимается – происходят такие ситуации, когда работник жалуется на своего работодателя, чаще уже бывшего, и идет с жалобами в инспекцию, - считает Бессонова.
Уполномоченный добавляет, что у работодателя много других возможностей получить стресс, в силу ответственности за процесс в целом. К тому же, у работника больше органов и структур, в которые он может обратиться за защитой и помощью – они, в основном, все на его стороне.
- Вопрос ведения бизнеса в состоянии вечных проверок – это еще один фактор. Когда у предпринимателя 12-16 проверок в год, это тяжело и с точки зрения эмоционального восприятия. К нам обращаются предприниматели после проверок – получив результат этих проверок, они понимают, что могут стать банкротом, а это коснется не только его, но и всего коллектива, а у работников есть семьи – это очень большая цепочка. И есть ситуации, когда мы может это разрешить в диалоге, но есть ситуации, когда люди не идут на контакт. И мы понимаем, что в ряде случаев необходима не правовая, не экономическая, а именно психологическая помощь, - сказала омбудсмен.
О мужчинах и женщинах, и тех, кто наиболее подвержен стрессу (о том, когда мужчина перестает быть мужчиной)
Как утверждает кардиолог первой городской больницы Читы Андрей Филев, мужчины наиболее подвержены стрессу, потому как у женщины больше возможностей эмоционального выхода – те же слезы.
- Женщины могут отреагировать эмоционально, заплакать, например, мужчины же все переживают в себе. Если мужчина начинает кричать – он уже не мужчина. Если говорить о практике работы, то в отделении кардиологии есть мужские палаты и женские. И любому кардиологу лучше вести мужскую палату в сто раз. Женская палата – это очень тяжело. Мужская палата – гораздо легче. Женщина всегда чем-то недовольна, масса претензий, эмоции, слезы и так далее, мужчина – он или совсем не жалуется, или чуть-чуть, - рассказывает Филев.
По утверждению доктора, стресс тоже бывает разный – хороший и плохой. И тот, и другой откладывают на человеке отпечаток – либо мобилизуют его, либо, наоборот, доводят на крайней черты.
- Плохим стресс становится в случае, если не реализуется. Женщина сама по себе может реализовать стресс различным эмоциональным путем, мужчина, чаще всего, стресс реализовать не может. А если реализует, то очень часто это достаточно тяжелая реализация. И поэтому стресс – проблема мужчин. А что касается проблемы стресса, то ситуация очень сложная, и заключается в том, что все мужчины находятся в состоянии напряжения с момента перестройки. Вся страна пребывает в состоянии стресса. Подведены итоги перестройки – продолжительность жизни мужчин уменьшилась на 20 лет. Как бороться со стрессом с точки зрения медицины? Надо прекратить реформы. Каждый год реформы – в медицине. Если взять врачей, то им нужно объявить мораторий на реформы на три года. Это касается также и образования, и системы МВД, и строительной сферы и предпринимателей. Изменения вредны для здоровья – люди не успевают принять правила игры. Печально, но самое сложное – жить в эпоху перемен, - добавил Филев.
С ним согласна и главный внештатный акушер-гинеколог края Марина Мочалова – стресс может быть позитивным, если он разрешается положительно. Для примера она привела случай из собственной практики.
- Я поехала с плановой командировкой в Агинское, по пути узнала, что еду на операцию, все к ней уже готово - акушер-гинеколог, хирург, анестезиолог должны быть к этому готовы. Мы приезжаем, работаем в команде, чувствуем друг друга и все заканчивается хорошо. Но после такого стресса, хоть и положительного, нужна психологическая разгрузка, - рассказала Марина Мочалова.
Она отметила, у всех людей разная стрессоустойчивость. И очень часто люди, говоря о стрессе, не подразумевают, что это такое.
- Если мы говорим о стрессовой реакции кратковременной, то она не всегда приводит к тем последствиям, которые называются стрессом. Если мы говорим о патологическом стрессе, то последствия могут быть опасны для здоровья. Я часто встречаю на консультативных приемах, когда из 10-12 человек две-три пациентки приходят фактически не за помощью акушера-гинеколога, а за психотерапевтической помощью. Пациентка обращается с одной проблемой, но понимаешь, через 10-15 минут приема, что проблема здесь совершенно другая и решать ее не акушеру-гинекологу. Ты плавно подводишь женщину к причине этой ситуации и выясняешь, почему такие жалобы возникли, - поделилась Мочалова.
Она также отметила, что среди медицинских работников наиболее частый синдром эмоционального выгорания наблюдается у врачей хирургического профиля, анестезиологов реаниматоров, акушеров-гинекологов.
- Мы часто говорим о том, сколько нам дает профессия, и сколько она забирает. Доктор, отработав 20-25 лет, уходит из специальности, хотя работоспособен, потому что эмоционально выгорел. Но это неправильно, такие люди должны оставаться в специальности.
Что делать и как спасаться?
Мы сами в ответе за свой стресс – к такому выводу пришли участники беседы. Но вывод был сделан не голословно, а подкреплен реальными доводами – как относиться к стрессу на работе и как с ним бороться. У Екатерины Борисовой – генерального директора сети детских садов в Чите - есть свои методы, которые она успешно применяет во избежание конфликтов со своим коллективом.
- При формировании своей команды я проводила анкетирование, где спрашивала о цели – есть принцип – когда цели человека совпадают с целями предприятия – это залог наиболее успешной работы. У нас в итоге остаются те, кто хочет достичь успеха, качественно предоставлять услуги и получать хорошую зарплату, и так сложилось, что я подобрала таких людей, и многие из них работают с самого основания. Коллектив небольшой – 22 человека, мы стараемся выезжать на природу вместе с семьями, практикуем совместные походы в кафе на какие-то праздники. И, конечно, вовремя выплаченная зарплата влияет на стресс. Мы разговариваем со своими сотрудниками, стараемся объяснять, выплачивать премии, когда есть возможность. Важно общаться со своим сотрудниками, спрашивать, что они хотят, и это снижает риски конфликтов и стресса. Также есть еще один фактор – недовольные клиенты. Были ситуации, когда при конфликтах мы встаем на сторону сотрудника и отказываем в предоставлении услуги, если клиент ведет себя абсолютно по-хамски. Здесь и работодатель должен стараться, и сам сотрудник, - считает Екатерина.
Тезисно участникам беседы удалось сформировать своеобразный свод правил, который так или иначе поможет человеку избавиться от состояния, близкого к стрессу, или же от уже полученного стресса:
- Принимать жизнь такой, какая она есть. Жизнь – это большой дар, и она, своего рода, как горный слалом – ты несёшься и не знаешь, что будет за поворотом. И это мастерство спуска – все, о чем тебе нужно помнить, это то, что у тебя есть твои дети, твоя семья. Это главное.
- Нужно уметь переключаться с одного на другое и видеть ситуацию шире. Помнить о своих близких и оценивать свою стрессовую ситуацию с точки зрения того, как ты его переживаешь. Мы во многом накручиваем себя – этого делать не нужно. Важно попробовать поменять угол зрения на проблему.
- Кроме того, необходимо помнить, что иногда в состоянии стресса силы организма мобилизуются - и тогда человек подбирает все свои внутренние ресурсы и способен не многое.
- В основе православия есть такие фундаментальные понятия, как принятие и абсолютная любовь – сочетание этих сильных человеческих чувств и дает контекст того, что ты смотришь этот мир с любовью, принимая его таким, какой он есть, и все ,что от тебя зависит, делаешь по совести.
- Нужно заниматься спортом. Не ради моды, или хорошей фигуры, а просто заниматься спортом – он отлично решит вопрос со здоровьем и со стрессом. Это, пожалуй, самый безопасный способ выплеснуть отрицательную энергию во благо.
- И не стоит забывать о том, что если конфликт на работе все-таки состоялся, есть возможность решить его двумя способами – обратившись в трудовую инспекцию за юридической помощью в разрешении конфликта, а также – за психологической помощью к специалисту, либо – в семью, окунувшись в любовь и заботу.
Сюжет ЗабТВ

Набережная Читы как решение городских проблем

ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Власть заплутала в критериях

«Берегите себя и своих близких». Дорожный коллапс снова в Чите

Чёрные лесорубы спилили лес на 3 млн рублей в регионе

Сколько времени в течение суток вы проводите в интернете? — итоги опроса ZAB.RU
