На читинском дне
Приют для бездомных в Чите нуждается в поддержке
Одноэтажное кирпичное здание в Антипихе на улице Каларской, 33, на первый взгляд ничем не примечательно - совсем не новое и, очевидно, нуждающееся в ремонте. Когда-то тут было общежитие силикатного завода, наркологическое отделение для подростков и даже столярная мастерская. Но сегодня это место стало временным домом для тех, кто оказался на краю жизни, на самом дне, но ещё не утратил надежду вернуться в общество, стать его частью, просто остаться человеком.
Первый блин…
Отставной военный, ветеран боевых действий Юрий Добрынин (имя изменено) так бы, наверное, и скитался по вокзалам. Однажды он развёлся, всё имущество оставил бывшей жене, жизнь пошла по наклонной, улица приняла в свои объятья. Но потом ему повезло очутиться в единственном в Забайкальском крае частном приюте для бездомных. Там он нашёл свою новую любовь, устроился на работу, встал на ноги и теперь живёт полноценной жизнью. У всех обитателей приюта, созданного некоммерческим партнёрством «Родная земля», разные истории, но их финалы, которые привели к дверям здания из белого кирпича, к сожалению, очень похожи.
- Мы и до марта 2013 года - когда взяли здание в аренду у государства - помогали бездомным. В декабре 2012-го некоммерческое партнёрство было официально зарегистрировано, а у нас уже был большой опыт в столь сложной, но нужной работе, - вспоминает руководитель НП «Родная земля» Марина Мыльникова. - После столярной мастерской нам достались горы мусора, стены в саже и выбоинах, холодные помещения - отопления ведь тоже не было. Но ничего, помаленьку обустроились, привели всё в порядок и начали принимать постояльцев.
Поначалу, признаётся Марина Сергеевна, совершили большую ошибку - заселили сразу толпу. Уследить за всеми было невозможно, бомжи перестали слушаться, стали закрываться в комнатах, пытаясь превратить приют в привычный для них притон.
Поэтому члены партнёрства быстро сориентировались и стали постепенно пристраивать новых обитателей на работу. Благо, есть такие предприниматели, которые готовы дать возможность трудиться бездомным и даже судимым. Например, всегда найдётся работа в сельскохозяйственной артели или на ферме. Кроме того, у «Родной земли» заключены официальные юридические соглашения с несколькими небольшими предприятиями. Некоторые из первых «клиентов» приюта так и остались жить на селе, кто-то вернулся. Тех, кто стремится выбраться из социальной ямы, тут называют перспективными - с ними хорошо работать, у них есть стремление. С другими, чей интеллектуальный и моральный уровень значительно снижен, приходится работать гораздо больше. Но и тут члены партнёрства рук не опускают.
Заработать на еду
Сегодня в приюте живёт шесть человек. Пока на улице лето - здесь есть ещё одно-два свободных места. Но вот зимой всё гораздо сложнее. Сердобольные сотрудники «Родной земли» идут на уступки, селят «клиентов» даже в библиотеке и в комнате гигиены. С наступлением тепла численность местных обитателей вновь приходит в норму.
Правила проживания достаточно просты: запрещено приводить посторонних людей, пьянствовать, открывать двери посторонним по ночам, заниматься развратом. На время отсутствия Марины Сергеевны, которая периодически и ночует в приюте, но всё-таки живёт в своей квартире, назначается администратор из числа проживающих, который более или менее может отвечать за свои и чужие поступки. К слову, если в приют попадает человек с криминальным прошлым, то его в обязательном порядке направляют к участковому Ингодинского отдела, дабы удостовериться, что новый постоялец не находится в розыске.
Вопрос с питанием в приюте также решается достаточно справедливо. Первые несколько дней новички едят за счёт тех, кто уже какое-то время тут пожил и уже устроился на работу.
После человек также должен устроиться хоть на какую-нибудь работу и потом делать взнос в общий котёл. И так по цепочке.
- При этом сначала мы пытались платить за электричество, но оказалось, что суммы вылетают невозможные. Я даже брала два раза небольшие кредиты, за электричество платила из своих, - делится Марина Мыльникова.
На данный момент долг накопился такой, что от электроснабжения здание отключили. Радует только, что отопительный электрокотёл, на содержание которого и приходилась львиная доля затрат, в этом году с помощью православной церкви удалось заменить на угольный, осталось только переключить инфраструктуру. Помимо РПЦ приюту помогают и волонтёры «Союза добровольцев России» - привозят еду, одежду. Отзываются и обычные граждане, но этого пока что недостаточно.
Спасённые жизни
По достоинству работу «Родной земли» оценило и управление по внутренней политике губернатора края, которое не первый год выделяет приюту небольшие субсидии. В этом году, например, субсидия пошла на создание кабинета медицинской реабилитации. Было закуплено оборудование, к работе готовы приступить три доктора, входящие в партнёрство «Родная земля», один из которых специально прошёл переподготовку на базе повышения квалификации врачей у Николая Говорина. Вопрос встал только по помещению. Чтобы лицензировать кабинет, нужно помещение, которое бы соответствовало всем нормам, но стоит аренда такого объекта в среднем 20 тысяч рублей в месяц. Этих денег у приюта, конечно же, нет. Первоочередная задача сейчас - погасить долги за электричество.
- Мы даже хотим провести акцию по сбору средств в городе. На днях я ходила в администрацию Читы. Там сказали, что мы можем проводить уличные концерты и так собирать деньги. Тем более часть музыкального оборудования у нас есть, часть предоставят нам общества глухих и слепых. В нашей организации довольно много авторов песен и исполнителей. Наверное, в ближайшее время мы такую акцию проведём, - подчёркивает Марина Сергеевна.
Вот так, перебиваясь с копейки на копейку, сегодня и живёт некоммерческий приют для бездомных в Антипихе. Хочет поставить забор из выделенных одним предпринимателем досок, да пока не может найти работников, планирует вернуть электричество и подключить отопление, да пока не может рассчитаться с долгами. Кому-то может показаться, что всё это зря, что вернуть бомжа с улицы к нормальной жизни невозможно, ведь нужно помочь ему восстановить документы, помочь пройти врачей и устроиться на работу. На самом деле это реально.
За время работы приюта на Каларской, 33, через его стены прошло уже 172 человека.
Из них около трети смогли вернуться к обычной жизни, найти кров, трудоустроиться, завести семью. А это более чем полсотни спасённых человеческих судеб. Пусть в масштабе Забайкальского края эта цифра кажется небольшой, но даже один спасённый человек - это много, десятки спасённых - уже подвиг.
Главное в этом деле - неравнодушие. Сегодня помочь приюту для бездомных в Антипихе может каждый. Крупицей внимания, какой-то мелочью, но помочь. Достаточно просто этого захотеть и понять, что те, кто оказался за чертой, когда-то были такими же забайкальцами, но стали бездомными со сложной судьбой.
Артём Стромилов
Статья опубликована в газете «Экстра» №26 от 29 июня 2016 года
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
Долговые ухабы на пути развития
Из собачьего кошмара в добрые руки. Как спасали Черныша от собственного хозяина
В четырех районах Забайкалья ввели ЧС
Природоохранный прокурор о трагедии в зоопитомнике «Амодово»