Китайский бизнес с лицом матрешки
Если въезжать в Маньчжурию без проволочек, не стоять на границе сутками, то ощущение родного и до боли знакомого соседнего городка не пропадает. С тех пор как процветал в Забайкалье тряпично-челночный бизнес, Манчьжурия изменилась и похорошела.
«Печеное мясо Олег» и шоколад «Аленка»
Вежливый тост про «какой красивый город», сказанный читинцами на официальном приеме во время 13-ой Международной научно-технической выставки, был встречен китайскими друзьями искренними улыбками. Здесь вообще с удовольствием упоминают договоренности Путина в Пекине.
Ситуация, когда из Маньчжурии в Забайкальск с помощью «кэмэлов» везли разнообразное тряпье, изменилась кардинально. Маньчжурия стремительно переориентировалась на китайских туристов с юга, с Гуанчжоу. Сейчас лето и приезжих особенно много. Они с любопытством гуляют по торговым улочкам, которые еще пестрят русско-китайскими вывесками типа «Печеное мясо Олег» или «Чай у Володи».
Для страждущих шопинга девочек в возрасте от 12 до 80 лет есть большие торговые центры. Цены там совсем не гуманные, но и товар кардинально отличается от времен китайского ширпотреба в лучшую сторону. Сумка со скидкой, например, стоит почти 300 юаней (3 000 рублей), джинсы – 200 (2 000 рублей).
- Те магазины, которые исторически продавали какие-то китайские товары, перестроились на продажу российских. Все уже подведено к посещению китайскими туристами с юга. За прошлый год Маньчжурию посетили около 2,5 миллионов человек. В настоящий момент туристические китайские компании организуют туры в Краноскаменск, в Борзю. В Читу очень редко, но стараются вопрос этот тоже решить, - рассказывает президент Торгово-промышленной палаты Забайкальского края Андрей Марков. - Приходится перестраиваться под новую ситуацию, потому что Маньчжурия построена как туристический город и вся его инфраструктура «заточена» под туристов. Теперь сюда приезжают не россияне, а китайцы. Как нам сказали, такое уже было 15 лет назад. И раньше тоже покупался российский товар, сюда приезжали россияне, продавали шинели, шляпы и так далее. Ситуация повторяется только с продуктами.
Целые улицы в торговом городке теперь продают только российский товар. Особенно любят русские конфеты, шоколад «Аленка». Рассказывают, что стали подделывать даже читинскую минералку.
- Китайские туристы любят покупать шоколад, конфеты, муку, масло. Они у вас очень вкусные, - рассказывает улыбчивый китайски парень Гуаси Ли.
Два года назад случился «бум» на российские медовики. В Маньчжурии огромными партиями брали забайкальский, иркутский, бурятский сладкий товар. «Бум» прошел. Китайцы пригласили русских технологов и открыли собственные цеха «сладкого счастья».
Иркутский кондитер Андрей Сергеев не очень жаждет передавать соседям из Поднебесной секреты собственного мастерства: «Все китайцы, которые к нам подходят, говорят: «Давайте откроем производство здесь». Не очень интересно открывать производство в чужой стране, раскрывать технологии, секреты производства. Нам это невыгодно. Приезжайте к нам, будем работать».
Китайское лицо матрешки
Даже в магазинах с продукцией местного производства за окном стоит китайская матрешка. Не зря огромная 30-метровая кукла выросла и в парке развлечений. На самом деле – это гостиница. «Матрешечный бизнес» в Маньчжурии ведут десятки лавочек.
Читинская художница и предпринимательница Ольга, приехав сюда для участия в научно-технической выставке, распродав картины, сережки и брошки из экспозиции, неожиданно получила выгодный контракт. Работу на два месяца с заработной платой 80 тыс рублей. Наниматель также обеспечивает питание и проживание. От забайкальской мастерицы требуется… расписывать матрешек. Причем делать это напоказ, на публике. Задумка такая: приходит народ в магазин, и видит, что деревянные сувениры здесь расписывает настоящий русский мастер. На самом деле «олицетворить» столько матрешек, сколько продают здесь каждый день, Ольга бы не смогла физически. Главное в ее работе «светить лицом», то есть на работу читинка устроилась не столько художником, сколько моделью. Коллеги по цеху предупредили женщину, что с работодателями надо быть аккуратнее - могут обмануть и недоплатить.
Самые дешевые матрешки в маньчжурских магазинах – с наклейками поверх деревянной основы. Самые дорогие – расписные. За почти метровых больших кукол с 30 матрешками внутри просят до 4000 юаней (40 000 рублей).
Кстати, на улицах Маньчжурии стало в несколько раз меньше русских. Доходит до того, что на славянское лицо реагируют как на достопримечательность. Просят сфотографироваться. Российская туристка, блондинка и красавица Мария, к которой за день уже шестой раз подошли с фотоаппаратом, взялась подсчитывать прибыль.
- Если б я за фото по 10 юаней брала, как Микки-Маус, я б уже озолотилась, - смеется Маша.
Человек в костюме Микки-Мауса, промышляющий в районе парка мамонтов, действительно берет за фото 10 юаней (100 рублей).
Трудный пропуск в свободную экономическую зону
Читинский предприниматель Максим Зайцев в этот раз пробует ввезти в Китай недорогую российскую косметику. Рассказывает, что в КНР торгует с 2008 года. Успешно ввозит в Маньчжурию большие партии продуктов, сейчас пробует работать в открывшейся свободной экономической зоне. Подразумевается, что предпринимателям, работающим через зону, будет предоставляться льгота - определенное количество товара на сумму не более 8000 юаней не будет облагаться пошлинами. На словах хорошо, на деле препятствием для бизнесменов становится российская таможня.
- Таможня требует письмо от фирмы правообладателя торговой марки товара. Я ввожу майонез, купил у оптовой фирмы - не дает подтверждающее письмо. Я же когда покупаю майонез в магазине, не прошу документ от правообладателя! - возмущается Зайцев.
Неизвестно в какую сторону в следующий раз вывернет маньчжурский бизнес. Пока соседи успешно выплыли и из экономического кризиса, и из последствий ливня, которым их накрыло пару недель назад.