VIP-адвокаты для «социально близких»

Политика, 08:49, 9 августа 2016

Клановая адвокатура проштрафившихся чиновников как ударная сила общественного влияния.

Стал замечать: как только высокопоставленный деятель оказывается за решёткой, в прессе появляется такое количество замечательных ему характеристик, что следователям впору не уголовное дело расследовать, а готовить материалы на награждение очередным орденом.

Замечательный человек, паря

Вот все ругали нашего регионального министра финансов Андрея Кефера пока он был при должности. И на митингах по поводу несвоевременных выплат зарплат бюджетникам вспоминали всуе не добрым словом, и в интернете оттягивались по нему. Но стоило следственному комитету возбудить уголовное дело против него по фактам превышения должностных полномочий, а врио губернатору снять его с должности, как посыпались самые лестные отзывы о чиновнике. И профессионален он, и компетентен оказывается. Даже крайком КПРФ, забыв о своих подзащитных учителях, месяцами не получавших своё жалкое жалование и вынужденных бастовать, засветился в этом сладкоречивом хоре и потребовал от врио губернатора вернуть Кефера на место. А бывший наш губернатор Константин Ильковский и вообще разразился в сетях комментарием о том, что, дескать, экс-министр - прекрасный финансист и порядочный человек, а действия регионального Минфина в период кризиса 2015 года были в высшей степени профессиональными. Между строк так и читается: награждать его надо, по службе повышать, а не уголовку шить. Впрочем, Константин Константинович в бытность свою губернатором и министра социальной защиты Георгия Реву называл «лучшим министром регионального правительства», умным, порядочным, душевным человеком. То, что «умный и порядочный» Георгий Рева злоупотреблял служебным положением, оказался не чист на руку, экс-губернатора не смутило. Во всяком случае, своей позиции он не изменил.

Конечно, во всёх коллизиях предстоит ещё разобраться суду. Но вот что здесь интересно. С одной стороны, наши высокопоставленные чиновники резко реагируют на преждевременные, с их точки зрения, обвинения (вплоть до истерики во время интервью, срывая с себя микрофоны и прекращая отвечать на вопросы), с другой – не гнушаются выступать коллективными адвокатами своих подследственных VIP-коллег, явно вмешиваясь в ход следствия. Они иногда, как это делали депутаты Читинской городской думы, пишут письма в следственные органы, в судебные инстанции, где перечисляют достоинства своих подследственных коллег, с пиететом отзываются о них в прессе, приписывают им огромные заслуги перед регионом и всей страной. Новоявленные адвокаты тем самым явно воздействуют на общественное мнение, а также пытаются повлиять на следователей и судей, склоняя их к смягчению наказаний.

И, надо признать, это не остаётся без внимания, работает. Иначе чем объяснить волокиту по делам подследственных важных персон. Вот, например, бывший зам. мэра Читы Вячеслав Шуляковский по мотивам коррупции был задержан ещё в феврале 2014 года. А дело всё тянется. Какая необходимость? Это же можно сказать и в отношении других бывших чиновников Татьяны Охрименко, Анатолия Куликова, Любови Клейнос, депутата Алексея Шуранова. И поважнее дела распутывают в более короткие сроки, а тут… Туману много, а дела мало. Забайкальцы, привыкшие к лояльности высокопоставленных чиновников к себе подобным, дорогим «социально близким» персонам, не удивятся, что фигуранты резонансных дел отделаются лёгким испугом.

«Он просто попал в беду»

Что говорить, здесь, на нашей забайкальской периферии, просто копируют то, что происходит на федеральном уровне. А там – то же самое. В каждом подобном случае коллеги проворовавшихся глав регионов по инерции, восторженно закатывая глаза, уверяют общественность, как в случае с главой республики Коми и одновременно главарём организованной преступной группировки (ОПГ) Вячеславом Гайзером: «Он приятный, открытый, демократичный человек, авторитет очень высокий. Многие, в том числе я, желают Вячеславу Михайловичу отбить все обвинения», - говорит и пишет в прессе член общественной палаты республики Коми Евгений Вологин. Ну, и т.д. Эпитеты интеллигентный, деловой, спокойный, рассудительный, непримиримый борец с коррупцией – так и сыплются их уст его сослуживцев, тиражируемые прессой.

Не успели арестованного за воровство мэра Владивостока Игоря Пушкарёва этапировать в Москву, а президенту РФ полетела петиция от группы артистов, среди которых и наш земляк Александр Михайлов. В ней они восхваляют мэра, поскольку он… так хорошо их принимал во Владивостоке в их творческой поездке! А потом и группа забайкальских одноклассников отметилась в том же духе.

Эмоции понятны. Но что подписанты могут знать о деятельности своего подзащитного? Расчет явно на реакцию общественного мнения. Поскольку все эти петиции предаются гласности.

Или вот по обвинению во взятке арестовали губернатора Кировской области Никиту Белых. Что тут началось! Его друзья, представители правых партий и соратники, шлют в Следственный комитет, в Генпрокуратуру и проч. послания, где рисуют Никиту Белых исключительно розовыми красками. Гендиректор «Роснано» и один из основателей СПС Анатолий Чубайс написал в Фейсбуке, что ему трудно поверить, что Белых мог взять взятку. «Мой друг просто попал в беду», - резюмировал он.

«Это (арест - авт.) подается как сочетание полной аморальности и фантастической глупости. Но это точно не про него», – говорит экс-член СПС Леонид Гозман. - Скоро выборы, власти нужен внутренний враг и лучшим врагом оказываются либералы». По мнению экс-члена СПС Бориса Надеждина, ситуация противоречит тому, что он знал о Белых, когда они вместе работали. По его словам, наличность имеет большое хождение и при желании с ней можно поймать любого губернатора, но «вопрос в том, на что эти деньги». Бывший сопредседатель «РПР-Парнаса» Владимир Рыжков вариант взятки исключает, полагая, что, скорее всего, речь идет о бизнесе, долгах или продаже имущества: «Белых небедный человек, и представить, чтобы он так глупо подставился, невозможно. Я до конца буду верить, что не относящуюся к коррупции операцию пытаются представить как коррупционную».

В общем, клановая адвокатура и здесь не оригинальна. Сплошные эмоции. Никто ничего не знает о сути дела, но все защитники хотят убедить общественность и правоохранителей в том, какой прекрасный человек Белых. Кроме того, чем ближе выборы в органы власти, тем больше в этих банальных воровских историях политики. Дескать, арест Никиты Белых – «это удар по либералам и усиление позиций силовиков».

Но по большому счёту дело здесь, очевидно, в другом – в вопиющей безнаказанности очень многих высокопоставленных особ. Громких криминальных историй с их именами и было, и есть немало. Но много ли мы можем привести примеров, когда элитные коррупционеры были осуждены и получили реальные сроки? Истории с бывшим министром обороны Сердюковым и его бравой помощницей Васильевой – яркие тому примеры. И их десятки на федеральном уровне.

На мой взгляд, причина явления в том, что государственные органы не борются, а в большинстве случаев симулируют борьбу с коррупцией. От следственных органов требуют эффективности – они находят фигурантов. Затем годами не знают, что с ними делать – то ли в суд передавать, то ли по-тихому заволокитить. От судов формально требуют «посадок» - они сажают, но… Сажают низшее звено, а верхнему находят причины, чтобы дать условный срок, освободить по амнистии и т.д. Избирательность правосудия здесь играет главную скрипку. Отсюда и вседозволенность чиновников.

В клане чиновников это хорошо знают. И потому, действуя по принципу «мерзавец, но свой», VIP-адвокаты используют все рычаги, чтобы отмазать VIP-коллегу.

Владимир Тихомиров

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности