«Экстра»-2000: Марта Бойд, «бомба» на Ленина-стрит и шапки из дворняг

Общество, 09:03, 21 августа 2016

Страна по-особенному встречала високосный 2000 год. Ничего не поделаешь – магия чисел с нулями! Кто-то боялся сброса данных компьютеров, кто-то вообще поверил предсказаниям о конце света. Не все понимали, что встречают не третье тысячелетие, а последний год XX века. Даже президент Борис Ельцин в новогоднем обращении к россиянам назвал 2000-й «магической датой в нашей истории, новым веком, новым тысячелетием», а потом и вовсе огорошил: «Я устал, я ухожу» и назвал имя преемника, возложив на Владимира Путина обязанности президента и председателя правительства.

«Хрен им с простоквашею!»

Сразу после «новогоднего подарка» россиянам от Бориса Николаевича в Чите родился первенец-2000 – почти четырёхкилограммовый Егорка Прохоров. Правда, городские власти ожидаемую квартиру маленькому читинцу не подарили. Мало того, вместе с радостью в дом мамы малыша Юлии Прохоровой пришла и неприятность: пока она была в роддоме, её скромную однушку обворовали.

«Экстра»-2000:  Марта Бойд, «бомба» на Ленина-стрит и шапки из дворняг

«Экстра» тем временем продолжала писать «о том, о чём другие молчат». Январь того года был очень холодным, и Борис Ветров решит узнать, что заставляет читинцев торговать на улице в 40-градусный мороз. «Я потеряла работу. Муж работает, но зарплату получает не вовремя, это заставляет выходить на улицу. Благо руки у него золотые, он делает из полиэтилена тетрадные обложки, вытачивает пемзу, этим и торгую. Заработки, конечно, небольшие, но на хлеб хватает», - рассказала журналисту 38-летняя Нина Григорьевна.

Пока замерзшая читинка хвалила своего мужа, в интервью «Экстре» директор ООО «Читаэнерго» Виктор Мясник хвалил себя сам: «Просто я – трудоголик… Зарплата, которую нам назначает Анатолий Борисович (Чубайс, руководитель РАО «ЕЭС России» - авт.) позволяет содержать семью и жить, по нашим меркам, нормально».

А вездесущий Ветров уже знакомился с другим горожанином. Это роющийся в помойке Колян, который поведал журналисту, как однажды нашёл среди мусора «Справочник юного скорняка» и наловчился шить, используя в качестве сырья не «зайцев и норку, а бездомных двортерьеров». Пищевые отходы нужны для откорма собак, ведь шкура костлявой дворняги не может пойти на изделие. Но… стоит псину покормить пару месяцев хотя бы раз в день, и уже сожительница Коляна продаёт шапку за 250, детскую шубку за 350, а унты – за 400 рублей. Налоги? «Хрен им (взгляд наверх) с простоквашею, а не налоги. И без меня не обеднеют – ещё не всю Россию разворовали», - так защищал свой бизнес Коля-скорняк.

«Путин – президент. Войтенко – губернатор»

7 мая состоялась инаугурация президента России Владимира Путина. Для забайкальцев же последний год XX века был просто «сверхвыборным»: предстояло избрать не только глав администрации области и округа, но и всех районов и сельских поселений, а также депутатов областной думы и органов местного самоуправления. Позже 2000-й назовут годом самых грязных выборов.

«Экстра»-2000:  Марта Бойд, «бомба» на Ленина-стрит и шапки из дворняг«Экстра»-2000:  Марта Бойд, «бомба» на Ленина-стрит и шапки из дворняг«Экстра»-2000:  Марта Бойд, «бомба» на Ленина-стрит и шапки из дворняг

Несколько месяцев шла настоящая информационная война, которую развязала группа профессиональных пиарщиков, нанятая одним из кандидатов на губернаторское кресло. Помните вывешенные на балконах белые простыни с красными надписями «Войтенко. Путин. Порядок» или «Путин - президент. Войтенко – губернатор»? За те простыни нищее читинское население получало сто рублей из избирательного фонда отставного генерала-пограничника Виктора Войтенко, пожелавшего стать губернатором Читинской области.

Как известно, в октябре губернаторы Равиль Гениатулин (57 % голосов) и Баир Жамсуев (89,3 %) будут переизбраны на свои посты. «Победа Равиля Гениатулина – на самом деле самооборона Забайкалья. Просто он оказался единственным, кто реально мог противостоять экспансии в нашу область москвичей. А голоса, отданные за него – это аванс. Аванс и надежда, что прежних ошибок он не повторит», - напишет в «Экстре» Анна Скорнякова. А проигравший Виктор Войтенко пожалуется ей в эксклюзивном интервью: «Моя команда работала против меня. Страшная грязь – это простыни на балконах. Я же хочу заняться реализацией своей предвыборной программы, которая должна осуществляться независимо от того стал главой или нет. Моя жизнь связана с Забайкальем…»

Кстати, смелая Анна раскритикует Равиля Фаритовича в своём материале «Ключи от бюджета», и (такого в практике забайкальской прессы ещё не было!) губернатор письменно ответит на её статью. При этом ни опровержения, ни оправдания у главы администрации не найдется. Зато 15 ноября в Москве подведут итоги Второго ежегодного конкурса деловой журналистики «Россия финансовая», на котором Анна Скорнякова получит заслуженный диплом лауреата и редкий по тем временам подарок - цифровой диктофон.

«А где тут у вас военный завод?»

8 мая грянет взрыв на артиллерийских складах возле Санкт-Петербурга, 21-го - на складе боеприпасов неподалёку от порта Ванино. 31 мая с пульта дистанционного управления сработает бомба на проспекте Жукова в Волгограде. 27 июня в Чите самодельное взрывное устройство обнаружат в магазине «Весна». Одна из версий - «так называемый «чеченский след». 9 июля произойдёт взрыв на городском рынке Владикавказа, 8 августа – в переходе метро под московской Пушкинской площадью...

Но у населения России взрывы ещё не ассоциировались с реальной террористической угрозой, а жители забайкальской столицы тоже пока не осознавали страшной опасности. Именно поэтому в августе Евгений Майский «заложил бомбу в центре города». И сделал вывод, что «в нашей «заповедной и непуганой взрывами Чите» это сделать легко.

На остановке «площадь Ленина» он и руководитель по связям с общественностью УВД Александр Абрамов, не таясь, оставили возле телефона-автомата сумку с муляжом противопехотной мины направленного действия. И что? Помимо гражданских лиц возле «сюрприза» постояли судебный пристав, милиционер, военнослужащие. Бдительности – ноль. Мало того, люди беззаботно проходили мимо даже тогда, когда журналист в открытую установил «бомбу» под афишную тумбу прямо посреди тротуара. И лишь через полтора часа «игры в зарницу» обнаружился сознательный гражданин – полковник в отставке Владимир Камолко.

Тем же летом Борис Ветров тоже решил проверить, насколько бдителен читинский народ. И если в песенке Высоцкого «вечно в кожаных перчатках, чтоб не сделать отпечатков…» «несоветский человек» «Джон Ланкастер в одиночку, преимущественно ночью, щёлкал носом - в нём был спрятан инфракрасный объектив…», то по читинской Ленина-стрит демонстративно днём продефилировала фигура в белых штанах и тёмных очках, которая, избирательным взглядом выхватывая из толпы жертву, обращалась к ней с явным «иноземным» акцентом: «Вы не подскажете, в каком населённом пункте находится крупный военный завод?». Что вы думаете? В завершении «Экстра-эксперимента» какой-то командировочный военный выдал «шпиону» все тайны ракет Телембы!

Между тем, ситуация в стране была нелегкой. Продолжалась чеченская война, и к последней субботе октября, которую в народе называют поминальной Димитриевской, «Экстра» опубликовала списки земляков, погибших в Афганистане и Чечне.

От «бичей» до профессуры

Наталья Скуратова в июле поднимет тему озера Угдан, которое «за 30 лет нашего небрежения, варварского отношения просто испохаблено, изгажено, заражено», и знаменитой угданской грязи. Автор расскажет, как в областную больницу №2 («спецуху») привезли заказанную грязь, и работники СЭЗ констатировали, что «её бактериальное заражение соответствовало свежему, фекальному». Проще говоря, это было чуть закамуфлированное… г-но».

«У журналиста в отличие от человека любой другой профессии есть одно замечательное преимущество: он умеет общаться с людьми самыми разными – от бичей до профессуры, от самого последнего забулдыги до высокопоставленного чиновника», - эти слова Ирины Жигулиной можно отнести ко многим журналистам «Экстры», но в первую очередь к Наталье Скуратовой.

Наташа была человеком, по-особенному одаренным свыше. Сильная, бесконечно трудолюбивая, она могла выковать слова в любые формы - с краями острыми, как стекло, или мягкими, как пух. Бог наделил её не только талантом мастерски складывать слова в предложения, предложения в газетные полосы, но и любовью. Особенно - к своей малой родине, ко всем героям её очерков и репортажей, к журналистскому делу. Перед этой любовью, как поражённые мишени, падали любые преграды.

17 октября 2000-го замечательного очеркиста и публициста Натальи Васильевны Колобовой (Скуратовой) не стало. Через год «Экстра» участвовала в издании её книги «Улётовская мозаика», в предисловии которой есть пронзительные строки: «…Журналисты живут недолго. Наталья же просто сжигала себя: трагическая судьба России, особенно на примере родных Улёт, разваливающихся на глазах, спивающихся и нищающих односельчан, сводила её с ума…»

«Марта, меня парни боятся…»

В июле корреспондент Надежда Седойкина открыла новую рубрику «Экстра-люди». Первым объектом её внимания стал читинский клуб дельтапланеристов, председатель которого Владимир Мудров рассказал читателям, что смертность у его подопечных такая же, как у альпинистов. В следующем номере Надиным собеседником стал заслуженный тренер по мотоспорту Сергей Губич, а вскоре – некто Максим, отважившийся присутствовать при родах своей жены. Надежда интервьюировала гастролирующих Валерия Меладзе, Наташу Королёву, Сергея Пенкина, встречалась с «Чай вдвоем», «ментами» Лариным, Волковым и Дукалисом.

«Экстра»-2000:  Марта Бойд, «бомба» на Ленина-стрит и шапки из дворняг«Экстра»-2000:  Марта Бойд, «бомба» на Ленина-стрит и шапки из дворняг

Особая «изюминка» «Экстры» - заслуженный тинэйджер Читы Марта Бойд (в миру всё та же Надежда Седойкина). Марте писали девчонки со всех концов области, просили совета: «Хочу, чтобы ты мне посоветовала, как себя вести с парнями? Дело в том, что я их постоянно отшиваю. Что делать, чтобы парни меня не боялись?»…

Вообще писем в редакцию приходило много. И не только проблемных. Знаете, сколько частных поздравлений было опубликовано в новогоднем номере? 520! Это не считая сообщений от GRIEF, SCOOTER, NEMO, «Демона», «Королевы Марго», «Реаниматора», «Князя тишины», «Блонды», «Странницы» и прочих членов «Переписки великих», «Клуба мыслителей» и «Фан-клуба». А что делать? Интернет ещё досягаем не всем, поэтому читинцы «чатятся» в «Экстре», и тираж в 41500 экземпляров расходится как горячие пирожки.

Клуб мыслителей

Пришла с тайги, дома повсюду бардак, пустые бутылки валяются повсюду. Вместо того чтобы лечь и отоспаться, мою грязную посуду, выгребаю хлам, мою полы. Что же вы делаете, мужчины? Или мне одной такой достался? /Странница/

«Экстра»-2000:  Марта Бойд, «бомба» на Ленина-стрит и шапки из дворняг«Экстра»-2000:  Марта Бойд, «бомба» на Ленина-стрит и шапки из дворняг

«Братская могила» - так в тюремном мире называют камеры смертников. В 2000-м под таким названием в «Экстре» публикуется новый роман одного из бывших криминальных авторитетов региона, лидера первомайской преступной группировки Олега Иконникова, приговорённого к пожизненному сроку лишения свободы. А Евгений Майский в одном из номеров расскажет, как 600 сотрудников правоохранительных органов принимали участие в задержании трёх преступников, которые, при сопровождении на дознание, напали на конвой, завладели автоматическим оружием марки «АК-74» и совершили побег из-под стражи.

В 2000 году было много событий. Журналисты «Экстры» вместе со своими читателями переживали за судьбу 118 подводников субмарины «Курск», затонувшей 12 августа в Баренцевом море, оплакивали погибшего журналиста Артёма Боровика, волновались за своих коллег во время пожара на Останкинской телебашне и за пассажиров самолёта Ту-154 Махачкала – Москва, захваченного чеченским террористом. А 31 декабря 2000-го встречали первый год третьего тысячелетия. В надежде на лучшее.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности