«Экстра-2002»: Первый визит Путина и 100 тысяч долларов китайцам
В преддверии 20-летнего юбилея «Экстра» продолжает читать свои публикации прошлых лет. Перелистывая страницы газеты начала нулевых годов, невольно замечаешь, что после непростых девяностых жизнь забайкальцев становится понемногу лучше и веселее. Сегодня мы вспомним, о чем писало наше издание в 2002 году.
Президентская рать - на джипах бизнесменов
Событием года становится приезд главы государства в Читу. Как пишет Алексей Будько в материале «Путный визит» в №36, Забайкалье перестало быть регионом, куда не ступала нога президента. «Утром 28 августа в Чите пошел дождь. Природа словно насмехалась над трудом сотен строителей, дворников и дорожных рабочих, буквально вылизавших столицу Забайкалья к приезду президента. Ливень смыл известь со свежевыбеленных бордюров и фасадов домов, мимо которых должен был промчаться кортеж президента. Потоки воды вымывали из дворов, в которые почему-то забыли заглянуть коммунальщики, на главные улицы города кучи песка и мусора…»
Автор отмечает, что одной из особенностей стало то, что свита Владимира Путина ехала… на частных джипах. Видимо, в гараже областной администрации не нашлось достаточного количества внедорожников, поэтому пришлось обращаться к предпринимателям города. «Сам президент мчался по Чите на бронированном микроавтобусе. Его сопровождал точно такой же автобус с вооруженными бойцами Федеральной службы охраны и длинный, как крокодил, лимузин «Мерседес». Все машины привезли за президентом на военно-транспортном самолете».
Основной целью приезда, как выяснилось, стал визит к военным. Путин провел несколько часов на полигоне окружного учебного центра в Песчанке, где ознакомился с боевой техникой и выучкой спецназа, а затем за закрытыми дверями провел в штабе СибВО совещание с командованием. В то же время на встречу с руководителями Читинской области и Агинского округа - Равилем Гениатулиным и Баиром Жамсуевым, глава государства уделил лишь порядка 40 минут. Спустившись с крыльца здания на Чайковского, 8, Владимир Владимирович взмахнул на прощание многолюдной толпе, скопившейся у обладминистрации, и был таков.
Депутаты подняли себе зарплаты
Избравшие годом ранее мэром Читы Анатолия Михалева депутаты оказались в центре скандала в октябре 2002 года. В материале «Дума особого режима» выясняется, что народные избранники решили повысить себе зарплаты. В ходе очередного заседания, обсудив за 15 минут текущие вопросы, парламентарии принялись бурно обсуждать прибавки за сложность и напряженность себе любимым.
Один из разработчиков проекта депутат Андрей Макаров на возражения коллег, выступивших против повышения окладов, ответил более чем емко: «Не все в этом городе мерится пенсиями стариков». В результате большинством голосов - 14 человек из 19 проголосовали «за». Оклад каждого из 11 депутатов, работающих на постоянной основе, возрос на 2000 рублей, что в то время примерно равнялось средней зарплате в Читинской области.
Вслед за гордумой, аналогичный документ приняли и депутаты регионального парламента. «За особые условия государственной службы» они повысили себе оклады на 100 процентов. Вот такая в те годы была власть особого режима.
После этой публикации в «Экстру» посыпались письма, полные возмущений простых жителей. Некоторые из них, в частности, открытое обращение педагогов Читинского педколледжа, были напечатаны в газете.
Похоронки с Кавказа
В 2002 году Россия все еще вела войну в Чечне, которую официально называли контртеррористической операцией на Северном Кавказе. Весной в Забайкалье пришли две «похоронки»: при исполнении своих обязанностей погибли силовики, находившиеся в служебной командировке. В конце марта во время патрулирования территории на фугасе подорвался старший лейтенант читинского СОБР Вадим Минин. «Ему не было еще и тридцати лет. Трагедия произошла за двое суток до окончания командировки. Без мужа осталась молодая жена…», - писал корреспондент Алексей Зверев.
Полмесяца спустя «Экстре» стало известно о гибели капитана ФСБ Александра
Ермоленко. Он ехал в головной машине колонны, когда автомобиль подорвался на мине и взлетел на воздух. Вместе с забайкальским чекистом, который находился в командировке лишь две недели, погибло еще двое человек.
Смертность достигла своего пика
Люди гибли не только на войне, и не в самом расцвете сил, но, к сожалению, и совсем не повидавшие жизнь. Так, отделу расследований газеты в №33 становится известно, что 12 июля на карантин закрылась областная детская больница. Причиной этому могла послужить смерть нескольких детей, отравившихся в роддоме испорченным молоком. Главврач, как и другие сотрудники медучреждения, отказались от комментария. Однако главный педиатр региона подтвердила страшную информацию: «Это штатная ситуация, летом такое происходит очень часто, и не стоит об этом писать в газету. Заболевшие дети были с ослабленным иммунитетом, и ничего криминального здесь нет».
Журналист Инга Есипова в этом же номере, в статье «Отчего умирают младенцы?» приводит чудовищные цифры: за 7 месяцев 2002 года в Читинской области умерли 154 ребенка в возрасте до года. Уровень смертности грудничков в Забайкалье тогда был на 15-20% выше, чем в среднем по России.
Впрочем, умирали не только на больничных койках. Более десяти дней в подвале жилого дома по ул. Бабушкина, 64 пролежал труп. Ирина Жигулина пишет, что до тела покойного никому не было дела: видели его и сантехник из домоуправления, и газоэлектросварщики. Автор статьи «Мертвые не потеют. А менты?» сама 13 августа позвонила в милицию после того, как жильцы сообщили в редакцию о находке. Корреспондент звонила и на следующий день, и дежурный вновь обещал отправить и опергруппу, и участкового. Труп неустановленного мужчины двухнедельной давности из подвала забрали только 23 августа лишь после того, как в «Экстре» вышла публикация о бездействии правоохранительных органов.
100 тысяч долларов - за ледовый городок
В завершении сегодняшнего обзора нужно сказать, что именно с 2002 года Чита вступила в эру ежегодного строительства ледовых городков китайскими рабочими. Той зимой из Хайлара прибыли 55 специалистов по снежной и ледовой скульптуре. Вот что пишет об этом знаменательном событии Яна Крапива: «В прошлом году над ледовым городком трудились всего пятеро читинских рабочих. И пока они создавали свой незамысловатый новогодний шедевр, в умах руководителей города бродили мысли о прекрасном. Увы, на протяжении нескольких лет прекрасное не могло родиться из-за бедноты города. На этот раз сто тысяч долларов нашлись, и появилась возможность пригласить к сотрудничеству специалистов из КНР». Отметим, что доллар США тогда равнялся 31,5 рублей.
«Добрые волшебники с магической надписью на спинах - China» тогда возвели Эйфелеву башню, светящийся изнутри Тадж Махал, Санта-Клауса на оленьей тройке и другие скульптуры. Все бы ничего, если бы не наши местные вандалы, которые еще до Нового года среди белого дня отломили руку Деду Морозу, оторвали голову одному из оленей в упряжке и украли красный фонарь, украшавший ладью. Впрочем, авторы ледовых сооружений особо не горевали: «Китайские рабочие только качают головами: они знакомы с русским менталитетом и такое поведение их не удивляет».
…С тех пор мало что изменилось: депутаты по-прежнему не отказывают себе в различных надбавках к окладам и прочих «золотых парашютах», а Чита на несколько дней преображается в лучшую сторону в случае визита первых лиц государства. Вот только вандалы, пожалуй, стали более изощренными - они теперь не только ломают скульптуры, но и запросто превращают некоторые ледовые композиции в общественный туалет, как это было прошлой зимой…
Статья опубликована в газете «Экстра» №35 от 31 августа 2016 года

Россия ускоряет реформу ТКО: новые правила для сортировки и переработки отходов

«Берегите себя и своих близких». Дорожный коллапс снова в Чите

Профсоюз предупредил о возможном снижении зарплат у сотрудников скорой в Забайкалье

Депутат Григорьев вновь поднял тему льготных лекарств

ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Власть заплутала в критериях
