Кошелев о повышении тарифов ТГК-14: Губернатор должна сказать свое слово

Экономика, 09:18, 10 ноября 2016

«На тепло у бизнеса денег нету!? Спасибо Ильковскому за это!»… Примерно в такую строчку можно перефразировать заявление и.о. министра территориального развития Забайкальского края Виктора Паздникова, которое 9 ноября «Забмедиа» передала пресс-служба губернатора. Напомним, в сообщении говорилось, что решение о росте тарифов на 35% на тепло для бюджетных организаций и юрлиц в свое время принял экс-губернатор Константин Ильковский на совещании, в котором участвовали все профильные министерства.

Вместе с тем, сам Виктор Паздников в то недалекое время занимал пост руководителя Региональной службы по тарифам (РСТ). Именно в документе за его подписью оговаривается поэтапное удорожание тепла, рассчитанное на три года. В результате в 2018 году забайкальские предприятия будут отдавать на 43% больше за эту услугу ТГК-14, чем в начале 2016 года.

О своем видении ситуации с повышением тарифов «Забмедиа» рассказал экс-заместитель председателя правительства края Алексей Кошелев, который в 2000-х, также как и Виктор Паздников совсем недавно, являлся руководителем региональной РСТ.

- Алексей Геннадьевич, вы, как человек долгое время занимавший руководящий пост в региональной службе по тарифам, как оцениваете данный рост цен на услуги ЖКХ? Мог ли Виктор Паздников, будучи главой РСТ, повлиять на это повышение и предотвратить его?

- Я руководил РСТ пять лет до 2008 года, и в рамках работы заместителем председателя правительства Забайкальского края курировал РСТ до 2012 года. При этом я еще был председателем правления РСТ, и все тарифы, проходившие через правление, подписывались мною почти 10 лет. Могу сказать, что на самом деле повышение тарифов, - эта тема системная, то есть повышаться, тарифы будут всегда. Но задача РСТ именно в том, чтобы проверить экономическую обоснованность расчетов и не допустить необоснованного повышения. При этом у РСТ хватает рычагов и для принятия правильных тарифов, и для проверки расчетов. В том числе они обязаны проверять фактически понесенные затраты тех предприятий, которым устанавливают тарифы. То есть они должны выезжать на предприятия и смотреть фактические расходы. При этом правление РСТ является независимым от губернатора органом. Даже руководитель тарифной службы, хоть и назначается губернатором, но согласовывается с Москвой. И отставку руководителя РСТ не может сделать один губернатор без согласия Москвы. То есть, это такая некая защита, чтобы региональные власти не очень влияли на того, кто принимает тарифы. Поэтому я считаю, что Паздников как раз и должен был защищать интересы потребителей.

Но проблема в другом. В том, что РСТ Забайкальского края за последние три-четыре года совсем потеряла свой кадровый состав. Там сегодня очень слабые работники, которые не могут ни проверить, ни обосновать, ни доказать энергоснабжающим организациям, в том числе ТГК-14, что у тех в расчетах стоят завышенные суммы и цифры. И отсюда сейчас все проблемы. То есть, у энергетиков сильные экономисты, а у РСТ сильных экономистов просто не осталось.

- Виктор Паздников ранее говорил, что повышение тарифов на тепло не коснется населения, а затронет только бюджетные организации и бизнес. При этом бизнесмены отмечают, что такой рост в конечном итоге все равно скажется на обычных гражданах…

- Действительно, населению тарифы не поднялись, потому что стояли предельные размеры повышения, установленные Москвой, и никто не хотел превышать эти ограничения. Это надо было бы согласовывать именно в федеральной антимонопольной службе в Москве, поэтому на это никто не пошел. А подняли остальным потребителям, по которым нет ограничения. Это бюджетники и прочие потребители, включая все юридические лица, индивидуальных предпринимателей и всех остальных, кто не оплачивает по тарифу, так называемому, «для населения». Практически, подняли всем, кроме населения. То, что действительно скажется, в том числе, и на населении, - это 100%. Все прекрасно понимают, что, если у тебя в расходах повышается одна статья, в данном случае оплата за отопление, то перекладывать, кроме как на конечную цену, если у тебя она до этого стояла с минимальной рентабельностью, больше некуда. Поэтому на ценах это сыграет 100%. В магазинах, в парикмахерских и так далее.

- Председатель регионального отделения «Опоры России» Юрий Кон 9 ноября на заседании общественного совета при прокуратуре заявил, что «такими тарифами можно задавить бизнес в Забайкалье, и предприниматели начнут уезжать». Согласны ли вы с ним, что все настолько серьезно?

- Я согласен с Коном в том, что бизнес начнет «схлапываться», потому что и так кризис, потребительские возможности у человека уменьшились, то есть народ стал меньше покупать товаров и пользоваться услугами. В это время, когда у тебя растут расходы, ты должен будешь от чего-то отказываться. Вполне возможно и закрытие части магазинов, и ликвидация, банкротство части юридических лиц.

Вообще, на самом деле непонятна позиция экономического блока правительства, потому что они должны были первыми защитить сегодня предпринимательское сообщество или, так называемый, реальный сектор экономики. Потому что последствия будут трехлетние. То есть, сейчас кто-то еще будет стараться выживать, подсокращаться и так далее, а в перспективе просто будут ликвидироваться и переезжать в другие регионы, где условия более благоприятные. Тот, у кого будет возможность, соответственно. А тот, у кого не будет, - будут просто закрываться и идти на биржу. Поэтому последствия для экономического сектора, конечно, очень тяжелые. Единственное, что радует, что это не всех касается, а только города. Но ведь и бизнес-то, в основном, в Чите весь, по краю его мало совсем.

- Кто, по вашему мнению, сейчас должен повлиять на эту ситуацию? Может быть, прокуратура или власть?

- Во-первых, прокуратура, которая должна наблюдать за принятием нормативных актов субъекта РФ. У них есть полномочия, они обязаны контролировать законность. Второе - это ФАС, который сейчас забрал полномочия бывшего ФСТ (Федеральная служба по тарифам - ЗМ). Причем федеральный ФАС, который может контролировать, в том числе, сейчас тарифы по регионам. Ну, и третье, все-таки, губернатор должна сказать свое слово. Кто-то же должен вмешаться и поставить на место, в том числе, и подотчетные тебе органы. Ведь все равно, как бы там ни было, РСТ отчасти подчиняется губернатору.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности