Тарифная удавка
Предприниматели в шоке от новых цен на тепло
В октябре 2016 года читинские предприниматели, получившие от ТГК-14 квитанции за отопление за сентябрь, были крайне удивлены увиденными там цифрами. Плата за тепло в одночасье выросла, как на дрожжах, а у некоторых бизнесменов, чьи офисы «вмонтированы» в жилые дома, даже в 5-8 раз.
Как оказалось, это была не ошибка - тариф действительно увеличился ещё летом. Правда, как заявил экс-руководитель Региональной службы по тарифам Виктор Паздников, только на 35%, причём обычных граждан это не коснулось. Тем не менее, отсюда два вопроса: каким образом РСТ одобрило такой рост своим приказом, ведь 35% для единовременного повышения - это тоже немало, а также, почему фактический рост платы в квитанциях оказался куда больше озвученной процентовки.
И вновь Ильковский
- Тарифы на тепло поднялись на 35% не для всех категорий потребителей, а только для бюджетных и прочих потребителей, - пояснил бывший глава РСТ Паздников, который сегодня исполняет обязанности министра территориального развития края. Под «прочими», ясное дело, понимаются предприниматели. Дело в том, что тариф, в данном случае на тепло и горячую воду для населения, сильно «задрать» и не получится, так как ежегодно государство вводит предельную планку повышения.
А вот для бизнеса и бюджетных организаций такой планки нет.
Вероятно, поэтому сейчас плата за одну потреблённую гигакалорию тепловой энергии в Забайкалье для бизнесменов практически в два раза выше, чем для рядовых граждан. И этот отрыв будет расти. В приказе РСТ от 30 ноября 2015 года сказано, что тариф повысится ещё и к январю 2018 года, составив 2564,85 руб/гкал. Это при том, что в январе 2016 года тариф был 1789,81 рубля, сейчас - 2416,25 рубля. Общий рост к 2018-му составит 43%.
- Решение о предельном росте тарифов на 35% (в 2016 году - авт.) на тепло для бюджетных организаций и юридических лиц Забайкалья принял экс-губернатор Константин Ильковский. Такое решение было принято для того, чтобы возместить регулируемой организации (ТГК-14 - авт.) выпадающие доходы - разницу между экономически обоснованными затратами организации на производство, передачу и сбыт тепловой энергии и денежными средствами, полученными ею по утверждённым тарифам, - пояснил позже Виктор Паздников.
По информации источника «Экстры», знакомого с ситуацией, прежде чем принять столь «судьбоносное» решение, Ильковский встречался с несколькими людьми, входящими в число владельцев генерирующей компании. О чём говорили бизнесмены и, на тот момент, губернатор края - неизвестно, но волей-неволей в голову приходят самые разнообразные мысли о чьей-то прямой заинтересованности в том, чтобы узаконенно обложить бизнес в Забайкалье непомерной «данью». Кроме того, ни в коем случае нельзя списывать со счетов Региональную службу по тарифам, которая просто-таки создана для того, чтобы отстаивать наши с вами интересы и не давать монополистам-энергетикам неоправданно повышать тарифы. Ведь даже кандидат на пост главы РСТ согласовывается с Москвой, чтобы меньше зависеть от главы региона, и увольняется точно также - через одобрение столицы. Но есть ли эта независимость в реальной жизни?
Как в Коми?
- У РСТ хватает рычагов и для принятия правильных тарифов, и для проверки расчётов. В том числе они обязаны проверять фактически понесённые затраты тех предприятий, которым устанавливают тарифы. Но проблема в другом. В том, что РСТ Забайкальского края за последние три-четыре года совсем потеряла свой кадровый состав. Там сегодня очень слабые работники, которые не могут ни проверить, ни обосновать, ни доказать энергоснабжающим организациям, в том числе ТГК-14, что у тех в расчётах стоят завышенные суммы и цифры. И отсюда сейчас все проблемы. То есть, у энергетиков сильные экономисты, а у РСТ сильных экономистов просто не осталось, - рассказал в интервью порталу «Забмедиа» экс-зампред краевого правительства Алексей Кошелев, руководивший РСТ Читинской области на протяжении пяти лет до 2008 года.
Получается, рычаги есть, но нет возможности отстоять интересы бизнеса, а может и вовсе - нет желания. К сожалению, все прекрасно помнят недавнюю ситуацию с задержанием главы Коми Вячеслава Гайзера. Ему, а также ещё нескольким крупным чиновникам региона, в том числе экс-главе местной Службы по тарифам, в сентябре 2016-го было предъявлено обвинение в мошенничестве и организации преступного сообщества. Население Коми писало многочисленные жалобы на резко возросшие тарифы на ЖКХ. По версии следствия, этот рост объясняется тем, что чиновники получали определённые суммы от ресурсоснабжающих организаций за, так скажем, закрытые глаза.
Хочется верить, что в Забайкалье всё по-другому, но, как бы там ни было, рост тарифов уже произошёл, и эффект от этого действия почувствуют все - не только бизнесмены, но и обычные граждане, которые покупают товары в магазинах, получают услуги. Предприниматели просто не смогут не отразить новые затраты в конечных ценах на продукцию, в убыток работать никто не будет.
Бюджетный поток
Многократный рост платы связан не только с пресловутым приказом РСТ, но и с изменившейся системой подсчёта норматива потребления тепла, которой занимаются сами энергетики.
Например, в некоторых офисах в Чите, где нет приборов учёта тепловой энергии, ещё в 2015-м средняя плата высчитывалась, исходя из того, что было потреблено, скажем, 2 гигакалории за месяц. А теперь, по новым нормативам, то же помещение стало почему-то потреблять 10 гигакалорий. Но это тема для отдельной публикации, которая обязательно появится в одном из следующих номеров «Экстры».
Поэтому остаётся обратить внимание на ещё один немаловажный факт, который, как будто бы, все стараются обойти стороной. Рост тарифа коснулся не только бизнеса, но и бюджетных учреждений, за которые, что следует из названия, платит бюджет. Быть может, и РСТ, и правительство края забыло, что даже при прошлых ценах за тепло денег порой не хватало, что приводило к блокировке счетов школ, учреждений культуры и так далее. А как же быть теперь?
Ведь тарифное бремя напрямую ляжет на плечи нашего трещащего по швам бюджета.
А если власти не справятся - будут новые заблокированные счета, задержки зарплат, растущие кредиторки больниц, а также учителя, выбивающие свои заработанные деньги только с помощью решений суда. В этой ситуации своё веское слово должна сказать недавно избранный губернатор края Наталья Жданова, обещавшая исправить ошибки предшественника и не допустить социальных катаклизмов.
Вот только найдётся ли эта политическая воля, если учесть, что глава региона практически окружила себя энергетиками. Чего только стоит работа на посту первого заместителя председателя правительства Александра Кулакова, некогда возглавлявшего ТГК-14. Отчего и не удивительно, что сегодня власть о бюджетных организациях молчит, а энергетические монополисты уже качают бюджетные деньги в свой карман, причём на вполне законных основаниях. Только представьте эту картину - деньги в виде растущего потока из казны краевой перемещаются в мошну частную, а тот, кто должен этот поток контролировать, сидит на берегу, да ещё и открывает побольше вентиль. Не правда ли, ужасает?
Статья опубликована в газете «Экстра» №46 от 16 ноября 2016 года