«Моана»: Двое в лодке, не считая петуха
Диснеевские принцессы – это не просто персонажи. Для миллионов девочек это образцы для подражания, и поэтому очень интересно наблюдать, как они менялись со временем: от скромной Золушки и пассивной в прямом смысле Спящей красавицы до отважной Мулан и умной боевой Белль. И только одно всегда было общее – обязательный принц. Выйти замуж – вот конечная цель любой девочки, даже если она, как в «Принцессе и лягушке», собирается стать бизнес-леди. И вот встречайте: Моана, дочь полинезийского вождя с готовой судьбой, которая в одиночку пересекает море, чтобы найти полубога Мауи и спасти от гибели родной остров.
То, что романтической линии в этом мультфильме не будет, понятно, начиная с трейлера: героев-любовников так не рисуют. И зря: здоровенный, самодовольный Мауи, например, под конец вполне тянет на то, чтобы в него влюбиться, хотя у него нет смазливого лица. В этом, собственно, часть замысла – как и в рисовке Моаны, крепкой здоровой девчонки, которая ничего не слышала про великолепие тонких лодыжек. Disney наконец-то выпустил откровенно ненормативную сказку, где женщина не просто играет активную роль. Она следует за своим предназначением, которое заключается отнюдь не в любви – это может и подождать. Сперва надо понять, что ты можешь. А для этого придется многому научиться – и вот герои «Моаны» учатся. Да-да, вместе, буквально сидя в одной лодке посреди океана.
Сложно придумать более идеальную метафору для равенства и сложно найти более прекрасное ее воплощение в массовом кинематографе – ну, если не считать «Безумного Макса», конечно. Джон Маскер и Рон Клементс, заговорившие, как и Джон Миллер, после долгого молчания, обращаются к зрителям (и прежде всего зрительницам) с той же самой историей, только изложенной совсем иначе. «Моана» буквально сияет радостью жизни, переливается десятками красок, все здесь живое – даже океан, даже татуировки на теле Мауи. Кстати, именно в них живет его Совесть, которая объясняется исключительно жестами, и это отдельное произведение искусства, хотя бы потому, что татуировки в компьютерном мультфильме сделаны вручную. «Моана» вообще поразительно красива и гармонична во всем, начиная от рисовки и кончая сценарием, в котором даже полоумный петух и умильный поросенок играют свою роль, а герои под конец поразительно меняются и обретают силу не столько спасти мир, сколько изменить его.
Отдельно стоит сказать о музыке: ведь, как и любой классический мультфильм от Disney, «Моана» еще и мюзикл – над чем герои, правда, сами подшучивают. Все песни здесь написаны новозеладцем Опетайей Фоаем и рэппером Лин-Мануэлем Мирандой, который создал знаменитого «Гамильтона». Вышло нечто как минимум интересное, действительно запоминающееся. Возможно, в оригинальной озвучке это звучит интереснее, но и в дубляже вышло хорошо, хотя очень хотелось бы услышать, как поет Дуэйн Джонсон. С другой стороны, сияющий краб-Лагутенко тоже то еще благолепие – как и 14-летняя Зина Куприянович, озвучивавшая Моану. Которая теперь не просто войдет в пантеон диснеевских принцесс в качестве непринцессы, но и станет образцом для подражания маленьких зрительниц. Пусть она пока одна на два десятка – это ничего. Главное, что ветер переменился даже в такой абсолютно консервативной студии, как Disney.
Клара Хоменко
Посмотреть расписание и купить билет можно в «Афише Забмедиа»