Что есть будем?

Общество, 08:30, 10 декабря 2016

Без господдержки аграрии сократят скот и посевы

Невыплата аграриям Забайкальского края, пострадавшим от летней засухи и осенних дождей, 350 миллионов рублей компенсации из федерального бюджета приведёт в 2017 году к снижению посевной площади более чем на 40 процентов и сокращению поголовья крупного рогатого скота почти на 30 процентов. Своим мнением по этому поводу с читателями поделился директор Забайкальского аграрного института Анатолий Вершинин.

Что есть будем? Вершинин Анатолий Сергеевич

Директор Забайкальского аграрного института, профессор, доктор сельскохозяйственных наук, заслуженный работник сельского хозяйства РФ, депутат Заксобрания Забайкальского края первого созыва.

После окончания Бурятского сельскохозяйственного института работал зоотехником-селекционером в колхозе «Путь Ильича» Кыринского района.

С 1977 года - на комсомольской и партийной работе.

С 1991 года - научный сотрудник, заместитель председателя НПС «Семена» ЗабНИТИОМС, генеральный директор ассоциации «Шерсть Забайкалья».

С 1994 года по настоящее время - в Забайкальском аграрном институте-филиале ФГОУ ВНО «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия».

Член Аграрной партии России.

В западне страхования

- Анатолий Сергеевич, как сложившаяся ситуация отразится на аграрно-промышленном комплексе региона?

- Ненастье нынешнего лета уничтожило в крае свыше 70 процентов посевов зерновых, ущерб превысил 1,1 миллиарда рублей. Без государственной поддержки из этой кризисной ситуации выйти сложно, а некоторым предприятиям просто невозможно, так как хозяйства еле-еле сводят концы с концами. И если сейчас тот же Приаргунский район - житницу Забайкалья - не поддержать, то его АПК будет отброшен на много лет назад. Хозяйства поменьше будут просто разорены.

- Почему в этом году аграрии Забайкалья могут остаться без компенсации?

- Ситуацию осложнили изменения в федеральном законодательстве, внесённые в декабре 2015 года и связанные со страхованием сельскохозяйственных рисков от природных катаклизмов. Они обязали аграриев страховать свои посевы, и те, кто это не сделал, поддержку не получит.

Забайкалье, как известно, зона рискованного земледелия,


а в народе наш край называют иначе - зона безнадёжного земледелия.


Возможно, это звучит чуть эмоционально, но верно. Агроклиматический потенциал нашего региона в два-три раза ниже, чем общероссийский, который, в свою очередь, намного ниже, чем в Европе, Канаде или США. Зная это, представители страховых компаний, естественно, не хотят рисковать и не идут нам навстречу. Что о нас говорить, если, например, отказано в страховании АО «Белореченское» и СПК «Усольский свинокомплекс» - хозяйствам Иркутской области, входящим в число лучших по России.

Со стороны производственников страхование тоже не принято «на ура». Почему? Во-первых, мы должны внести значительную сумму при нашей катастрофической нехватке денег. Во-вторых, возврат страховки всегда ниже, чем поддержка из федерального бюджета. В-третьих, приходится несколько месяцев ждать субсидии, что недопустимо в аграрном производстве. При заключении договоров страхования берётся в расчет базовая урожайность, а она у нас очень низкая. Не совсем прозрачна и методика расчёта ущерба. Кроме того, сама процедура забюрокрачена настолько, что если крупные сельхозпредприятия могут справиться с оформлением, то небольшие, где руководитель, фермер, бухгалтер и юрист - все в одном лице, её пройти не могут.

В итоге мы стали заложниками этой системы. Поправку в законодательство о том, что для получения господдержки предприятие должно быть застрахованным, надо убирать.

На западе - 300 долларов, в России - 90 рублей

- Если наихудшие прогнозы оправдаются, какое время потребуется крестьянам, чтобы восстановить поголовье скота и посевные площади? Смогут ли они стать конкурентоспособными?

- Не знаю, сумеет ли кто-нибудь ответить на этот вопрос. Например, мы уже двадцать лет не можем восстановить урон, нанесённый аграрному сектору серьёзными ошибками реформ 90-х годов, когда в Забайкалье кратно сократили посевные площади и поголовье. Живое производство восстанавливать очень тяжело.

Конкурентоспособными наши предприятия могут быть только при продуманной государственной политике. Вот сейчас случились санкции, и сразу обратили внимание на отечественных аграриев. А если б не санкции? Я так скажу: просто не было политической воли руководства страны.


Весь мир дотирует сельхозпроизводство в силу его специфичности.


В странах европейского сообщества государственные субсидии на один гектар составляют свыше 300 долларов, у нас - чуть больше 90 рублей. Ну, о чём тут говорить? Но даже такая поддержка ценна! А нас и её лишают.

- Мы ведь так и сельского жителя потеряем?

- Конечно. У нас в крае 35 процентов сельского населения, но если нет производства, значит, не на что строить жильё, школы, детсады. Раньше овцеводческие районы за счёт чего жили? До 40 процентов доходов давало овцеводство, и немалые деньги шли на соцкультбыт. Так что надо территории осваивать. А то ведь на нас не зря жадными глазами со всех сторон соседи смотрят…

- Есть ли у забайкальских аграриев перспективы для экспорта своей продукции в Китай?

- Думаю, соседи готовы на наших землях поработать, но здесь нам надо быть осторожными. Они свои земли довели до того, что их невозможно использовать. Что касается экспорта, рапс, выращиваемый племзаводом «Комсомолец», востребован. Шерсть востребована, её много уже продолжительное время идёт в Китай. Правда, торговать мы не умеем - покупают шерсть по очень низким ценам.


Особый спрос в соседней стране на качественную экологически чистую продукцию.


Тут потенциал безграничный, надо только грамотно торговать. Но полностью переходить на рапс и сою нельзя, надо обеспечивать население и продовольственным зерном, и мясной продукцией, а животноводство кормами.

- Анатолий Сергеевич, если господдержка всё же будет, какие перспективы открываются для забайкальского села? Каков потенциальный рост поголовья и посевных площадей?

- В недалёком прошлом мы имели свыше полутора миллионов гектаров пашни, 4,8 миллиона голов овец, более 800 тысяч голов крупнорогатого скота. Это не мифы. Это было на самом деле. Сейчас эти показатели кратно меньше. Пашни осталось 444 тысячи гектаров, овец - меньше полумиллиона голов, КРС - чуть больше полумиллиона.

Землю надо использовать. Задача увеличения поголовья овец до одного миллиона поставлена Натальей Николаевной Ждановой правильно. Губернатор права, что с учётом исторического наследия эта цель действительно достижима. Только не через два-три года. При нынешних реалиях минимум лет 15 потребуется. Это при хорошо организованной работе, при своевременной поддержке. Но задачу такую ставить надо!

И ещё. У нас 3,6 миллиона гектаров сельхозугодий - это 6 процентов от всех пастбищ России. Если в крае проживает 0,7 процента населения России, значит, Забайкалье - один из самых богатых регионов страны по обеспеченности пастбищами. Мы как-то анализировали совместно с учёными, и расчёты показали, что с этих пастбищ мы можем ежегодно собирать корма на суммы, равные двум-трём годовым бюджетам, выделяемым на аграрный сектор. Поэтому потенциал у нас хороший. Просто надо помочь привести его в действие.


Раиса Баженова

Руководитель агропредприятия «Дружба»

У нас в хозяйстве 8 тысяч овец, 472 головы крупного рогатого скота. Чтобы перезимовать нужно 7,5 миллиона рублей. Затем начнётся подготовка к посевной - а это и затраты на горюче-смазочные материалы, и на детали для техники. Семян почти ни у кого нет, денег на них тоже. А ещё электричество у нас дорогое. И необходимый кредит в банке не взять: хоть и хорошая кредитная история, но нужно залоговое имущество - новая техника и молодняк, а этого у нас, в лучшем случае, на 2 миллиона рублей. Если не будет помощи, многие предприятия разорятся, погибнут, люди из села уедут. Без поддержки государства нам не выстоять. (ТАСС)


Статья опубликована в газете «Экстра» №49 от 7 декабря 2016 года

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности