Кто - «ретрансляторы», а кто - СМИ

Общество, 20:19, 26 января 2017

Некогда влиятельная организация «Союз журналистов России» (СЖР) в последние годы не играет существенной роли в работе редакций и журналистов. Уверен, с этим коллеги не поспорят. Все, что сейчас имеют члены Союза, - это красивые корочки, которые действительны на территории всей страны и иногда, по старой памяти, открывают некоторые двери. Всё! Сегодня журналисты - народ саморегулируемый, причесать всех под одну гребенку не получится. В последнее время забайкальское отделение СЖР оживилось, представители правления приняли активное участие во встрече СМИ и губернатора, а 25 января провели круглый стол «Власть и СМИ: пути взаимодействия». Инициатива радует, но вот тон общения с трудящимися по цеху, на мой взгляд, не задался.

У каждого своя война

Пришли представители практически всех краевых СМИ, руководители пресс-служб разных структур и ведомств. Не проигнорировали сбор и высокопоставленные чиновники - присутствовал вице-премьер края Дмитрий Кочергин.

Началось с выступления нынешнего главы регионального отделения Александра Потяева. С большим уважением отношусь к Александру Викторовичу, но на этот раз он явно переборщил.

Дословно: «К сожалению, в последнее время стали нередкими конфликты между структурами власти и СМИ, которые приводят к информационным войнам и нередко вводят в заблуждение различные слои общества... К некоторым забайкальским СМИ (особенно Интернет-ресурсам) есть претензии у власти и общества по поводу объективности и правдивости при подаче информации, ангажированности, нарушения норм этики... Достаточно часто используются методы искусственного сгущения красок, которые изначально вызывают в массовом сознании отрицательную реакцию на действия властей. Порой мы видим и откровенную агрессивность со стороны СМИ... Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей навязывать свои оценки обществу, является деструктивной».

Коллега, вы серьезно? Я, может, чего-то не понимаю, но о каких конфликтах, какой войне идет речь? Не буду говорить за других, но «Забайкальская медиа группа» («ЗМГ»: портал «Забмедиа», телеканал ЗабТВ, газета «Экстра») никогда не объявляла войну власти как таковой. Иначе это уже анархия.

Да, мы ведем непримиримую борьбу с преступностью, коррупцией, халатностью, хамством, злоупотреблением во власти, социальной несправедливостью, с непомерной жадностью монополистов и т.д. А не это ли одна из главных задач СМИ? Вскрывать нарывы, в надежде не выздоровление системы.

Если власть считает, что, публикуя новости, статьи, сюжеты о том, как чиновник брал взятки или полицейский избивал задержанного, а депутат пьяным раскатывал на джипе по городу, СМИ раскопали топор войны, то простите - это проблемы власти, а не вопрос журналисткой этики или профессионализма.

«Некоторые» «агрессоры»

Далее, кто же эти «некоторые» СМИ, которые, по мнению власти и правления отделения СЖР, выступают агрессорами? Слово «некоторые» звучало постоянно и от коллег, и от гостей из власти, но никто так и не сказал, кто же эти «некоторые». Друзья, давайте я вам помогу. Все же очевидно: «некоторые» - это «Забмедиа», «Чита.ру», «Экстра», телеканал «ЗабТВ», «Вечорка». А в целом - СМИ, которые неподконтрольны власти. Вряд ли, говоря об агрессорах, намекали на проправительственные «Азию-Экспресс», «Забайкальский рабочий» или ТК «Альтес». Меня всегда умиляли высказывания правительственных СМИ, которые рассуждают о желтизне, непрофессионализме, погоне за «горяченьким». Коллеги, давайте с вами поговорим об этом, когда вы окажетесь в свободном плаванье в условиях рынка. Отпустите цепи, концы которых идут от Чайковского, 8 или Бутина, 39. Удержитесь на плаву агентством «добрых новостей», тогда и порассуждаем.

И тут без обид, коллеги, как сказала на встрече директор все того же ТК «Альтес» Карина Канунникова: «У каждого из нас свой сегмент рынка, свой рыночный механизм, у кого-то это кликабельность, которая неизбежно материализуется в финансы, у кого-то контракты, у кого-то господдержка и, в принципе, это нормально. И уважать друг друга или не уважать за это мы не можем. Это способ существования».

Но если у коллег есть причины отстаивать свою позицию, идентичную учредительской, то, на мой взгляд, для отделения СЖР навешивать ярлыки агрессоров просто непозволительно. Больше скажу, это напрямую противоречит уставу СЖР, один из пунктов которого гласит: цели и задачи деятельности СЖР - поддержка независимости и плюрализма средств массовой информации; противодействие любым попыткам установления прямой или косвенной цензуры.

Правда – ничто, имидж - все

Теперь о положительном имидже Забайкалья. Дискуссия вокруг этого вопроса плавно перетекла с недавней встречи СМИ и губернатора. Вице-премьер правительства Дмитрий Кочергин уверен, что будущее края формируют СМИ.

- Создавать положительный имидж - общая задача, чтобы к нам приходили инвесторы, не боялись сюда приезжать люди, туристы. Нужно найти золотую середину. Понятно, что есть коммерческие интересы, реклама - это все понятно. Но нужно понимать, что мы создаем образ будущего. Предлагаю коллегам серьезно над этим задуматься и при формировании информационной повестки исходить из того, что в этом регионе жить нашим детям и образ будущего формируется средствами массовой информации, - сказал он.

С мнением Дмитрия Валерьевича не согласился шеф-редактор ИА «Чита.ру» Андрей Затирко. Коллега справедливо заметил, что не нужно сваливать всю ответственность за будущее региона на плечи СМИ: «СМИ - это не тот механизм, который должен делать будущее. Мы освещаем настоящее. Если в нашем настоящем пьяный полицейский устраивает драки на улицах, мы не можем про это не писать. Естественно это будет темой «номер один» в регионе. И мы обязаны показывать эти пороки. У нас регион проблемный, и мы не можем писать целый день про хорошее, когда происходит плохое. Вы говорите про объективность. Так, вот это объективность такая. Объективность не всегда хорошая».

Мне кажется, что формирование положительного имиджа края у нынешнего правительства уже превращается в идею фикс. Да, поймите же, мы не против положительного Забайкалья. Мы только за, если к нам потянутся люди, инвесторы начнут вкладывать деньги. Ведь мы работаем на местном рынке, нам продавать рекламу и, чем больше тех, кому нужна реклама, тем лучше. А кто сказал или, может, проверял, что если замалчивать негатив, все изменится к лучшему? Скорее наоборот, наступит пустота и безнадега. При этом разные индивиды будут сидеть в креслах, и делать вид, что все хорошо.

Что вы нам предлагаете? Молчать, когда замы мэра берут взятки? Игнорировать сообщения о драках с полицейскими? О насилии в садах и школах? Молчать о халатности медиков? О бездействии властей с бутлегерами? А мы считаем своим гражданским долгом говорить об этом. Более того, каждый день на практике мы доказываем пользу такого подхода. Когда инвалид после нашего материала наконец-то получает квартиру, жители барака - новую крышу над головой, а автолюбители - асфальтированную дорогу.

Никогда не забуду пример из свой практики, когда чиновницу привлекли к ответственности за мошенничество (отняла у старушки квартиру). А все началось с того, что генерал полиции, будучи на даче, случайно прочитал об этом материал в «Экстре», где сообщалось, что полиция неоднократно отказывала в возбуждении дела, и преступнице удается уйти от ответственности. Или последний пример с беспределом ТГК-14. Признайте, если бы не «некоторые» СМИ, то монополистам удалось бы оставить грабительские тарифы, которые окончательно бы загубили малый и средний бизнес в крае.

Приятно, что старожилы забайкальской журналистки это видят и понимают.

- Бывает, пришел опытный управленец с идеями и начинает правильно и грамотно что-то менять в лучшую сторону, или пришел случайный человек – просто некого было назначить. И он счастлив от своего назначения, лепит откровенную чушь и доволен этой чушью. Пусть это увидит губернатор, пусть это увидит Заксобрание, пусть это увидит население края и, может быть, наступят позитивные изменения, - сказал член правления Забайкальского отделения СЖР Александр Баринов.

При этом, стоит отметить, что власти в упор не видят или предпочитают не замечать, когда «некоторые» СМИ говорят, пишут о хорошем. Для примера почитайте на «Забмедиа» спецпроекты «Принципы жизни», «Ручная работа», «Чита историческая» о замечательных земляках и памятных местах, посмотрите проект «Вот это кадры» на ЗабТВ или хоть один выпуск авторской программы Ирины Трофимовой «Чай, не город» о том, как живет забайкальская глубинка, проект «Я помогу» также достоин внимания. И у коллег подобных проектов масса, но этого не замечают.

Школа молодого чиновника

Есть за что сказать организаторам встречи спасибо. За тему доступности действующей власти. Александр Потяев несколько раз сделал на этом акцент.

- В последнее время есть случаи сокрытия информации и необоснованного удаления журналистов с некоторых мероприятий, - сказал он.

Пора прекратить чиновникам прикрываться ведомственными актами о закрытых заседаниях. И на эту тему отлично высказался все тот же Александр Баринов: «Дмитрий Валерьевич (обращение к вице-премьеру правительств - прим. ред.), проведите «школу молодого бойца» для чиновников – «закрытыми» заседания по всем законам могут быть только в случае, если они касаются вопросов обороны и государственной безопасности. Депутатский корпус вообще должен быть всегда открытым. Его избрало население. Чиновничество – то же самое. Как только двери закрываются, возникают подозрения в коррупции. Никаких причин закрыть двери перед СМИ не должно быть в вопросах, которые касаются обычной жизнедеятельности, в том числе, распределения бюджетных и прочих денег. Это должно остаться в прошлом, и связано с начальными шагами Вашей команды. Больше ничего подобного просто не должно быть».

Интересно, что этим словам Александра Олеговича аплодировали всего два человека из десятка присутствующих. Опять же это были представители «некоторых» СМИ - я и Андрей Затирко. Остальные сдержанно промолчали.

Для полноты картины добавлю, что звучали в адрес СМИ действительно справедливые замечания по фактам явного непрофессионализма журналистов, особенного молодого поколения. Признаю, есть такое, когда в погоне за значимыми фактами, в борьбе за оперативность выходят оплошности, а порой журналист попросту не бывает готов к пресс-конференции или не может внятно задать вопрос министру. Ну, а министры у нас не ошибаются?

В таких случаях, мы всегда готовы быстро исправить ошибку. В «ЗМГ» нет редактора, который бы проигнорировал сообщение о том, что его корреспондент допустил фактическую ошибку. Другой вопрос, когда дело касается авторского мнения, оценочного суждения - это право отведено нам по закону «О СМИ». Если кого не устраивает, пишите опровержение, обращайтесь в суд и т.д. Мы всегда открыты к диалогу, врагов во власти у нас не было, нет, и не будет.

И в завершение, когда руководитель отделения СЖР в присутствии коллег цитирует слова председателя фонда защиты гласности Алексея Симонова, о том, что СМИ вовсе никакая не «четвертая власть» и говорит о том, что СМИ всего лишь «ретранслятор» между властью и обществом, у меня находится один ответ: действительно, кто-то - СМИ, а кто-то - «ретранслятор». Для меня власть - есть чувство долга перед читателем, зрителем, слушателем. Во все времена журналисты добивались признания, благодаря профессионализму, беспристрастности и честности. А когда ты на пайке у власти, то какая тут беспристрастность?

Лично я не отделяю себя от общества. Но, если так пойдет и дальше, то с таким Союзом, в экстазе которого не понятно, где власть, а где СМИ, мне не по пути.

С уважением, Андрей Коптеев

Член Союза журналистов России

P.S. Меня спрашивали, нужны ли подобные встречи в дальнейшем? Наверное, да. Но, пока, лично для меня, больше пользы было в разговоре (уже после совещания) с руководителем пресс-службы губернатора края Еленой Назаровой о том, как нам работать дальше, нежели от самого мероприятия.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"