«Притяжение»: Дорогого стоит

Культура, 15:38, 27 января 2017

Федору Бондарчуку у нас не доверяют, как и российскому кино, и надо признать – есть за что. Но предубеждение не доводит до добра, и вот прямо сейчас оно, возможно, шепчет вам что-то про большие деньги, бесполезные усилия, распилы, откаты и все сволочи. Не слушайте его. Во-первых, «российский блокбастер» это уже давно не ругательство: вот вам «Экипаж», «Ледокол», Дуэлянт» - и все это только за прошлый год. Во-вторых, Бондарчук снял действительно хорошее кино. Правда, тут надо оговориться, что это кино подростковое. Да-да, в центре происходящего одна школьница, один хороший парень из Чертаново и один инопланетянин. Здесь предубеждение снова шепчет, что только очередных «Сумерек» нам и не хватало, да еще на отечественном материале – но только слепой и глухой поставит «Притяжение» в один ряд с этим выкидышем Голливуда, потому что фильм Бондарчука раз в десять лучше любого среднего зарубежного счастья, которое посетило нас опять же за прошлый год.

«Ну хорошо, - очень громко спрашивает предубеждение, - но ведь есть же там недостатки, а? Поди-ка опять и сценарий бредовый, и спецэффекты косые». А вот ничего подобного! То есть история, конечно, оказывается несколько неожиданной после трейлера, который продавал нам по сути «Район №9». Но кто предупреждён, тот вооружен – а мы вас предупредили: девчонка, два парня, строгий папа. Другое дело, что фильм к этому отнюдь не сводится и бунта, бессмысленного и беспощадного, зрителю тоже отмерят полной мерой. А вместе с ним – механизм возникновения любого бунта: через личный страх и действие зомбоящика до полной утраты человеческого облика. Актуальная штука, да?

Что касается спецэффектов, то их тут не так уж и много – что объяснимо при несчастных 5,5 миллионах долларов. Для космической фантастики это не бюджет, но при этом все, что должно было быть нарисовано – нарисовано отлично. Основной же упор Бондарчук делает не на спецэффекты, а на актерские работы, а на них поистине стоит посмотреть. Олег Меньшиков не появлялся на экране 15 лет – но хуже от этого не стал, как и сроднившийся уже с каждым Гармаш. Однако настоящее украшение фильма это молодежь. Риналь Мухаметов и Никита Кукушкин играют невероятно разные характеры, и полезно помнить, что вот этот нелепый интеллигент и типичный парень с раёна - звезды театра «Гоголь-центр», которые, черт побери, явно должны сниматься как можно чаще. То же самое касается Александра Петрова, который невероятно убедителен в нисхождении своего героя, и Ирины Старшенбаум – той самой девочки, дочки сурового и очень потерянного отца-полковника.

Кажется, недавно интернет полнился страстями на тему «сколько можно Козловского». Ну, так вот они, незасвеченные лица в недорогом проекте, который на самом деле дорогого стоит. Вот она – российская фантастика, для которой у нас до сих пор нет даже традиции, если не считать таковой единичные случаи вроде «Через тернии к звездам». И вот он, Федор Бондарчук, который снял действительно хорошее кино, состоящее на 90% из достоинств. Оставшиеся 10% голливудскому фильму прощаются легко и непринужденно. Да что там – прощаются и пятьдесят.

Клара Хоменко

Смотрите расписание и покупайте билеты в «Афише Забмедиа»

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"