«Тайник красных камней»: Золото Булатова

Общество, 12:13, 6 февраля 2017

Судить любительское кино трудно. С одной стороны, понятно, что планку надо занижать, поскольку оценивать непрофессионалов по той же шкале, что и профессионалов – не совсем правильно. С другой стороны, фильмы снимают для того, чтобы их смотрели – а значит, придется применять общие лекала и снисходительность тут неуместна. По счастью, «Тайник красных камней» в снисходительности практически не нуждается.

Поймите правильно: это действительно любительское кино со всеми его проблемами, прежде всего техническими. Недостаток опыта, ограниченность ресурсов, неестественность актерской игры, резкая смена цвета, топорное наложение звука - все это очевидно начиная с первых же кадров. Но точно так же с первых кадров очевидно, что каким-то непостижимым образом все это не закрывает очевидного таланта, великолепной фантазии и такой же великолепной наглости создателей забайкальского вестерна. «Наглость» в данном случае оптимальное слово для людей, которые вообще додумались собрать в одну теплую компанию индейских вождей, бурят и басмачей, начертили карту и буквально из ничего, на коленке, при помощи святой любви к жанру, энтузиазма и такого-то бурхана создали мир, на который хочется смотреть и, может, даже что-нибудь про него почитать.

Никто из российских профессионалов таким достижением похвастаться не может: атмосферное приключенческое кино осталось в далеком советском прошлом. «Тайник красных камней», фильм во многом мальчишеский, заставляет вспомнить хорошие традиции – от экранизаций Купера и Мая до «Неуловимых мстителей» и «Белого солнца пустыни», которые, в свою очередь, были рождены «Золотом Маккены» и «Великолепной семеркой». И это совершенно забытое чувство одного букваря «делает» фильм Валерия Булатова не меньше, чем узнаваемые степные панорамы, Великая Гурания или знакомые лица из «Анх-Bit».

При этом у «Тайника красных камней» нет практически никаких проблем с диалогами и юмором, с постановками трюков и боевых сцен. Будь у команды больше опыта и ресурсов, они выглядели бы намного лучше, чем какой-нибудь жанровый широкопрокатник от «Инджой мувис». Отдельно надо сказать и об актерах, непрофессионализм которых, опять же, бросается в глаза. Но в случае с Синельгой Ванчуговой он с лихвой перекрывается фактурой и идеальным попаданием в типаж, а в случае с Валерием Кошелевым и Олегом Новиковым – тем же идеальным попаданием плюс ломовое обаяние и моменты абсолютной естественности. Кроме того, сценарий не дает героям очень уж много говорить – в мире контрабанды и враждебных происков им есть чем заняться. То есть налицо тот метод, который идеально сработал с Матвеем Лыковым, ни разу не актером, в фильме «Он – дракон»: все было не слишком хорошо – и это не имело никакого значения.

В конечном итоге «Тайник красных камней» вызывает очень смешанные чувства. При наличии явных и серьезных проблем смотреть его не больно и не стыдно. Удовольствие от него легко получить ценителю жанра и тому, кто способен включить внутреннего ребенка. Выключать при этом мозг совершенно не обязательно – он понадобится, чтобы узнавать цитаты и локации и радоваться безумию новых сцен. Фантастический хронометраж в час пятьдесят проходит незаметно для организма и бесследно для психики. А по окончании фильма в душе бродит смутное, но очень сильное сожаление: «Любить не учился и значит – любитель, профессионалом не стал…»

Парни, нас ведь ждет вторая серия?

Клара Хоменко

Смотрите расписание сеансов и покупайте билеты на киносеанс в «Афише Забмедиа»

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"