«Защитники»: Пыточная
Есть фильмы, которые очень трудно ругать – потому что просто не знаешь, с чего начинать, так это безобразно. Сарик Андреасян, самый активный, к сожалению, режиссер российского кино, снимает только такие фильмы вот уже 10 лет, и нет никаких предпосылок к тому, что когда-то это прекратится. Поэтому, когда три года Андреасян заговорил о планах на отечественное супергеройское кино – было понятно, что планы эти воплотятся в жизнь максимально чудовищным образом. Предчувствия были, разумеется, безошибочны: режиссер обманул ожидания только один раз, с «Землетрясением», который вышел хотя бы не «ужас-ужас-ужас», как это у него случается обычно. В «Защитниках» Андреасян снова верен себе, причем прямо с титров: «Нашему Другу Елене Стрельцовой Посвящается!» Да, именно так, с заглавных букв и с восклицательным знаком. Хотя по совести говоря, титры единственное, что здесь не причиняет зрителю боли. Или даже БОЛИ.
Такой пыточной машины не видано было со времен «Ограбления по-американски». Рука мастера узнается сходу: фильм начинается с угона боевых роботов, которых перед этим явно угнали из «Звездных войн», после чего всплывает название фильма. Далее следует любимый повествовательный прием Андреасяна - вводный рассказ о событиях методом деревянного монолога прямо в камеру, и снова всплывает название фильма. Чу, позвякивание пилы и дрели для трепанации – это на экране собираются герои, слепленные на скорую руку из кусков Marvel. А вот они рассказывают все по очереди свои истории деревянными голосами прямо в деревянное лицо директора ЩИ… простите, «Патриота» с зачесом под Скарлетт Йоханссон – сверло уже у вас в мозгу, оно гудит и жужжит, и пила вгрызается в кости черепа. Злодей отломил и украл останкинскую телебашню и тащит ее в Москва-сити, потому что у него иначе сигнал не ловит – вы чувствует холод металла на своих извилинах, прежде чем через них пропустят тысячу вольт?
Нет, это не стеб и не художественное преувеличение. Именно такие ощущения испытывает живой человек при просмотре «Защитников», где нет ни сценария, ни актерской игры, ни юмора, ни хорошо выполненных спецэффектов, ни режиссерской работы. Хотя о чем это мы – все вышеперечисленное и есть фирменный почерк Сарика Андреасяна. Порой кажется, что он снимает кино с единственной целью – переплюнуть собственные достижения. Еще больше безобразных реплик! Еще больше города, нарисованного на колене человеком, который видел такое в компьютерной игре 20 лет назад! Еще больше сюжетных ям и бессмыслицы! Моар, моар даже не пытающихся играть актеров – это всегда отдельный вид китайской пытки в фильмах Андреасяна. Чего стоит момент, когда грустный медведь, запряженный в пулемет, нашёл героическую невидимку Ксюшу! По идее, её лицо должно было в этот момент изобразить ужас, жалость и облегчение. Изобразило агрессивную рекламу нижнего белья.
Но самое ужасное здесь отнюдь не сам фильм – в конце концов, автор этих строк ходил на него по долгу службы, а всем остальным давно пора просматривать афишу на предмет печально известных имен, как в случае продуктов с пальмовым маслом. Тем более что вред пальмового масла – это выдумка, а эффект убийства нервных клеток Сариком Андреасяном многие уже несколько раз испытали на себе в объективной реальности. Самое ужасное – все те же титры, в которых значится Фонд поддержки отечественного кинематографа. То есть Андреасян сотоварищи снимал свое очередное чудовищное творение на бюджетные деньги, и это при том, что, повторюсь, за 10 лет он не сделал ни единого хорошего фильма!
Что-то не так в этой импортозамещающей консерватории, вам не кажется?
Клара Хоменко