Мнение читинского обывателя
«Или ты делаешь политику, или политика делает тебя» - хорошее, на мой взгляд, выражение, правильное. Ни в одно время, каким бы прекрасным оно не было, непростительна позиция «моя хата с краю». Тем более, согласно Конституции, каждому гражданину гарантируется свобода мысли и слова. Своим мнением о некоторых решениях нынешней власти и событиях в Забайкальском крае с корреспондентом «Забмедиа» поделился читинский общественник, специалист по внешнеэкономической деятельности (действующий аттестат выдан Федеральной таможенной службой) Дмитрий Баранов.
- Дмитрий Валентинович, Забайкалье уже больше года возглавляет Наталья Жданова. Как вы можете оценить работу нового губернатора и правительства?
- Мне сложно судить о решениях Натальи Николаевны, потому что в ее работе нет абсолютно никакой публичности. Взять, к примеру, закон о критериях нуждаемости. Официального заявления власти не было, брифинг никто не проводил. Наталья Николаевна не выступала по этому поводу. Как можно оценить ее деятельность в этом плане, если мы не знаем ее точку зрения? Работу же правительства могу оценить на твердую двойку.
- Но ведь она неоднократно высказывалась о спорном законопроекте на разных площадках…
- Опубликованные в СМИ высказывания были обращены или к правительству, или к депутатам, но не к обществу. Никто толком не объяснил: с какой целью нужно вводить критерии нуждаемости, на каком основании это делается, какая методика расчета критериев нуждаемости будет, чем эта методика отличается от той, которая применяется в других регионах. Судя по тому, что мы видим в СМИ, критерии нуждаемости введены, чтобы сэкономить бюджетные деньги, но фактически все, кто получал соцвыплаты, будут продолжать ее получать. Мы рискуем оказаться в ситуации, когда люди не откажутся от льгот, а станут предпринимать какие-то шаги, чтобы соответствовать критериям нуждаемости. Опять же есть безусловные льготники и этим законом мы делим всех людей на две категории – до и после, а это формирует социальную несправедливость.
На мой взгляд, в случае, если законопроект вызывает мощный общественный резонанс, его необходимо максимально публично обсуждать. У нас есть площадка, на которой это должно было быть сделано – это Общественная палата, но от нее никаких предложений не поступило. Простые люди оказались в информационном вакууме. И я считаю, что в данном случае персональную ответственность за сложившуюся ситуацию несет руководитель администрации губернатора, в нашем случае это Дмитрий Кочергин, который курирует, в том числе, работу с Общественной палатой и взаимодействие со СМИ.
- Кочергин не так давно отвечал на вопросы читателей «Забмедиа». На мой взгляд, это хороший опыт взаимодействия власти и общества и прекрасная возможность сделать работу администрации губернатора более прозрачной…
- Признаюсь честно, мне жаль Кочергина. И само интервью и статья, которая за ним последовала – это серьезный удар по его репутации. После такого удара сложно будет оправиться. Сама критика, которая высказана в статье, пусть и мягкая, но по существу. Надеюсь, он сделает выводы из этого.
- Правильно я понимаю, что после этого интервью в работе администрации губернатора должны пройти какие-то изменения, направленные на установления диалога с обществом?
- Не думаю. Взять, к примеру, отрешение от должности главы администрации Оловянной Александра Кочерги. Я увидел только две новости: первая новость о том, что его отрешили, и вторая - оценка юриста администрации, который утверждает, что это было законно.
На мой взгляд, здесь нарушена хроника событий: первоначально должно было быть заявление лица, курирующего такие вопросы, в данном случае Дмитрия Кочергина, о том, что губернатор принял решение об отстранении от должности того-то и того-то по тем-то и тем-то причинам. Если бы была официальная позиция губернатора, то этого не произошло.
- В чем вы видите причины отсутствия адекватного диалога между властью и обществом?
- Мне кажется, что это человеческий фактор. Нежелание брать на себя ответственность, страх. Я помню высказывание Ильковского о том, что он несет за все происходящее в крае ответственность, и он делает все возможное, чтобы избежать негативных событий. Аналогичного заявления от Ждановой я не помню.
Сейчас активно обсуждается принудительная госпитализация общественника Лиханова. Общество у нас разделилось: одни считают, что мы возвращаемся в 37-й год, когда людей хватали на улицах и помещали в психушки, другие просто смеются над сложившейся ситуацией. Это произошло, опять же, потому что не была озвучена официальная позиция губернатора или, по крайней мере, руководителя администрации губернатора. И сейчас, вероятней всего, власть попытается «замылить» проблему, «замолчать» ее, выждать до тех пор, пока о ней не забудут. Власть у нас абсолютно непубличная, с ней очень сложно общаться, потому что у нас слабый руководитель администрации губернатора.
- Есть какие-то пути решения сложившейся ситуации?
- Решение этой проблемы – только публичность. Это прерогатива и воля только Дмитрия Кочергина. Он должен принять решение, как и с кем вести диалог. Инициатива в этом направлении должна идти от руководителя администрации, который поставит точку в этом вопросе. Но пока никаких изменений с момента его назначения на должность я не вижу.
Я считаю, что все решения – будь то обсуждение законопроекта или отрешение от должности – должны проговариваться публично. Никто не оспаривает правильность или неправильность принятия решений губернатора, его права принимать такие решения, но из-за отсутствия официальной позиции и его отношения возникает повод засомневаться в происходящем – для чего это все делается? Во всяком случае, люди, которых эти решения непосредственно будут касаться и влиять на их жизнедеятельность, должны понимать, за что они страдают. Когда люди этого не понимают, появляется отчаяние, оно порождает стремление к суициду или бегство из нашего региона. Или, хуже всего, это создает основу для роста протестных настроений. Открытость быть должна. В администрации губернатора не должно быть не публичных должностей – чиновники всех уровней, в пределах своих компетенций, должны быть открыты и публичны.
Я часто слышу, что СМИ призывают писать позитивные материалы, но при этом ничего позитивного в реальности не происходит. Хочется обратиться к власти с просьбой наладить диалог с обществом и перестать замалчивать проблемы и пути их решения.
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
Крупная махинация со стройкой школ на Дальнем Востоке
Кочегарам выплатили зарплату после вмешательства прокуратуры
270 миллионов на 39 общественных территорий, а жители Соснового Бора ждут спорткомплекс
Почему так трудно получить водительское удостоверение — взгляд изнутри системы