Грязное дело
Некоторые из них признаны культурным наследием. Некоторые – просто старые деревянные дома, в которых жили читинцы в начале прошлого века. Живут в них и сегодня. Они – как последние островки-напоминания того, что не все было в городе из кирпича, бетона и стекла. И если с улицы дома выглядят неплохо, то, зайдя во дворы, неприятно удивляешься – кучи мусора, разбуженные весенним солнышком нечистоты, целлофановые пакеты на ветру… Эту картину при положительных плюсовых температурах и отсутствии ветра дополняет соответствующий запах.
Возмущению жителей предела нет – мусор не вывозится годами. Кому-то после долгих разбирательств вывозят, но не чаще, чем один раз в год. Кто-то ждет по несколько лет. Например, жители дома по улице Забрабочего, 48 уже четыре года не видели мусороуборочную машину. По их словам, отговорка одна – двор узкий, машина не пройдет. В муниципальное предприятие «Городское жилищно-эксплуатационное управление» (МП «ГЖЭУ») куда обращаются жильцы, своих обязанностей не отрицают, однако и регулярно исполнять их не торопятся.
- Я приходил в «ГЖЭУ» мне сказали, что это их обязанность, они будут вывозить. Еще раз пришел туда осенью прошлого года, начал составлять диалог, что мусор четыре года толком не вывозили. Они спросили адрес, при мне сотрудник приемной позвонила бригаде, те сказали, что в течение трех дней вывезут. Так и не приехали... Кроме того, в предприятии мне не объясняют, за что я плачу. Мне выписали книжку в МП «ГЖЭУ», сказали: «Плати по 448 рублей», - рассказывает местный житель Андрей Миненко.
Мужчина вспоминает, что раньше машины приезжали собирать мусор, работники управляющей компании закидывали его лопатами. Позже стали приезжать на специальной технике - большая машина, зацепляла мусор ковшом и вывозила. По словам читинца, все, что падало с ковша, убирали уже сами жители. Потом визиты и вовсе прекратились.
- Копал я здесь сливную яму. Это было несколько лет назад, сделал для нее короб, но пришла управляющая компания, сказала, что по каким-то нормам ее здесь быть не должно. Короб снесли, яму закопали. И вот такая картина у нас теперь… Единственное, что сделали, когда признали объект памятником – поставили новые ворота, - сетует читинец.
Пенсионерка Эльвира Черемных в буквальном смысле ведет бой за чистоту в домах на Забрабочего, 37. Где не удается (а, с ее слов, чаще не удается) добиться работы «ГЖЭУ», она берет в руки лом и отдалбливает замерзшие нечистоты сама. Женщина юридически подкована во всех касающихся уборки вопросах.
- Убирать они должны раз в три дня. Я даже не помню, когда они здесь убирались. Нам самим убирать бесполезно – убираем, но ветром все разносит. В ноябре последний раз убирали. В тарифе заложено ежемесячный вывоз мусора. Помойку мы сами долбим. В свое время «Чистый город» поломали чашу для слива помоев. Есть методические указания по всем этим вопросам, но они не выполняются. Кроме того, они такими приписками занимаются! Мы в прошлом году осенью написали Ждановой. Она наше письмо передала в управление цен и тарифов, и прислали мне ответ – 23 июня в прошлом году они вывозили. Я им написала 6 кубов, и то это было частично. А там выписано 30 кубов! - возмущается пенсионерка.
Женщина пошла дальше и запросила в комитете городского хозяйства сводный акт по вывозу мусора:
– У меня челюсть отвисла, сколько раз у нас, оказывается, вывозили мусор. Особенно меня поразила цифра 350 кубов. Я живу здесь 40 лет и я знаю - у нас в среднем 1,5 куба в месяц! Это нереальные цифры! Я всю эту ситуацию отслеживаю. В Песчанке была, думала там что-то они вывозят, не так как у нас. Дудки, такая же картина! Была на ЗабВО - все то же самое. По Журавлева… я могу даже список составить.
Во дворе дома №40 по ул. Анохина картина не менее печальная. 18 семей, живущие в этих дворах, также признают, что машина по вывозу мусора – у них редкий гость. Однако квитанции за коммунальные услуги приходят регулярно.
- Вот наша помойка. Ее уже два года не убирают. Мы переехали сюда в 1974 году, мне было 9 лет. Этот туалет здесь уже стоял. За все время он ни разу не откачивался. Одно время даже было, что выкопали яму, помойку сдвинули, это мы относились к домоуправлению № 7… но все так и осталось. Нас начали кидать от одной компании к другой. Так ничего толком и не делают. Привезли один контейнер, его вывозят регулярно, но на 18 семей его не хватает. Очень мало, - рассказывает местная жительница Светлана Лескова.
Женщина добавляет, что пришли квитанции – за два месяца 8900 рублей за коммунальные услуги. Эта сумма для нее достаточно велика, кроме того, она не понимает, за что, и планирует идти разбираться - за какие коммунальные услуги в течение января и февраля она должна такую сумму. Платить Светлана не отказывается и платит, но хочет видеть, что делает это не напрасно:
- Вообще, мы рады платить за все это, но ведь практически ничего не выполняется. Детей в ограде много, они здесь играют, сейчас это начало таять, все побежит, это нечистоты, мухи, тараканы… И никто ничего не убирает. Также не делаются крыши, печное отопление. Подметаем и убираем мы сами.
По мнению городского депутата Валерия Афицинского, к чьему избирательному участку относится этот муниципальный жилой фонд, решение проблемы в первую очередь кроется в стабильной работе предприятия, которую только предстоит организовать.
- Решение проблемы одно - чтобы все-таки дошло до господина Галиморданова, господ из ГЖЭУ, которые этим делом должны заниматься, чтобы они занимались. А они приписками занимаются - по документам все вывозят, а на деле-то ничего нет. Нужно обязать людей заключать договоры на вывоз мусора, как только люди поймут это, все, работа пойдет. Но люди будут заключать на тех условиях, что будут вывозить, потому что если люди деньги оплатили, но ничего нет, то верить никто не будет. Потому что люди не пойдут в суды, - считает депутат.
В городском комитете ЖКХ наличие проблемы не отрицают, но полностью брать ответственность за происходящее также не намерены – ведь и от жителей зависит многое. В частности, граждане не платят, договоры на вывоз мусора не заключают. Замглавы администрации Читы Андрей Гамиморданов считает, что обе стороны найдут взаимопонимание только в случае, если каждый будет ответственно подходить к своим обязанностям.
- Действительно, проблема с мусором есть, потому что у жителей огромные неплатежи. Поэтому мы для этого создали муниципальное предприятие, которое с осени стало нормально вывозить мусор. Но за полгода это все сделать невозможно. К тому же сами жители не удосуживаются даже приехать в контору, заключить договор о вывозе мусора, хотя мы уже и контору перенесли в центр - на Кастринскую,6, чтобы удобнее жителям было, и выездные делали рейды, чтобы можно было заключать договоры. Это просто одно балабольство. Тот же «Энергосбыт» не ходит по домам книжки не выписывает, люди идут в офис. У нас уровень сбора - меньше 40 процентов. Эта проблема есть, сейчас растает, в апреле начнется вывоз мусора, когда все оттает. Главное для жителей – это заключать договора и платить деньги. Сколько предприятие не добирает, столько же мусора он не вывезет, - пояснил чиновник.
Подводя итог вышесказанному, хочется посочувствовать, в первую очередь, самой Чите и тому, как все-таки мы ее не любим. Не любят ее на Бутина, 39, в большинстве муниципального жилья, да что и говорить, частного тоже. Перекладывание обязанностей друг на друга – одни должны убрать, другие заплатить – это только вершина айсберга. Соль в том, что подобное препирательство проблемы не решает и в итоге с исторических островков города годами не вывозится мусор. Муниципальное предприятие «ГЖЭУ», в первую очередь, должно убрать все нечистоты, чтобы завоевать доверие граждан, которые после этого заключат договоры на вывоз и будут платить. Будут платить за то, что мусор вывозится.
Ответственность за чистоту в нашем городе несем мы все. Брошенная бумажка или окурок, вроде бы ничего не значат. Куча мусора во дворе деревянного дома вроде бы не видна прохожим с улицы. Грязный маленький город как будто теряется в масштабах страны... В этом живем мы с вами и растут наши дети, которые обязательно последуют нашему примеру.