Эйфория в свободном пике

Экономика, 13:53, 5 апреля 2017

Социально-экономическое положение Забайкальского края просто отчаянное. Но региональная власть почему-то всё время старается приукрасить картину.

Министр финансов исполняет романсы

Вот губернатор края Наталья Жданова, очевидно, пытаясь вселить оптимизм в жителей региона, говорит: «Нам удалось добиться заинтересованного и позитивного внимания федерального центра. К нам перестали относиться как просто к проблемному региону, который вечно приезжает за тем, чтобы клянчить деньги и рассказывает, как здесь всё тяжело и плохо. К нам стали относиться как к имеющему потенциал роста, перспективному, интересному региону».

Ну, разумеется, по её же словам, нельзя так до бесконечности жить в позиции просящего, сводящего концы с концами и ожидающего только помощи из федерального центра региона, хотя, подчеркнула при этом «на сегодня для нас это ещё очень актуально».

В другом случае, министр финансов Марина Кириллова публично обещает, что нынешний год станет годом погашения госдолга Забайкальского края. Хотелось бы верить, но… Если на начало текущего года госдолг составлял 26,46 млрд. рублей, то на 1 марта – уже 26,57 млрд.

Что сказать? Вряд ли поможет региональным властям так понравиться федеральным властям за счёт безропотного выполнения требования Минфина РФ почистить карманы ветеранов, многодетных матерей и заслуженных работников сельского хозяйства с помощью скандального закона о «критериях достаточности». Тем более что Минфин всё-таки в основном требовал повысить эффективность экономической политики, увеличения количества работающих, малых предприятий, уменьшения безработицы и т.д. Но улучшение в социальной сфере пока под вопросом. Денег в бюджете нет даже на своевременную выплату зарплаты работникам образования, здравоохранения и проч. В настоящее время, например, в 72 школах края заблокированы счета, поскольку имеются большие долги по налогам и ЖКХ – учителям края только по зарплате задолжали более 78 млн. рублей. Наталье Ждановой и в настоящее время приходится приезжать в Москву с протянутой рукой, но это у нас в крае не считается чем-то постыдным.

Думаю, здесь случился некий перекос в оценке деятельности регионального правительства и первых лиц края. Губернатор и её помощники оценивают свою работу не по реальным делам и способности выполнить обязательства за счёт собственных доходов, а по кабинетным подвигам в коридорах федеральной власти. Вот, например, руководитель администрации губернатора Забайкальского края Дмитрий Кочергин с восторгом говорит о деятельности Натальи Ждановой: «В прошлом году в результате взаимодействия с правительством России нашему региону была выделена дополнительная дотация в объеме 2 млрд. рублей, которые направлены на выплату зарплаты. Кроме того, Забайкальскому краю были предоставлены кредиты из федерального бюджета в сумме 7,8 млрд. рублей. Эти средства в полном объеме были направлены на погашение долговых обязательств края.

Объем дотации Забайкальскому краю на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета на 2017 год увеличился по сравнению с прошлым годом на 3,3 млрд. рублей, составив 11,6 млрд. рублей. Считаю, что это результат систематической, целенаправленной работы с федеральным центром».

Ну да, Москва пока под нового губернатора кое-что даёт из федерального бюджета. Но может ли это продолжаться долго? Вряд ли. Выделение денег их средств федерального бюджета должно подкрепляться какими-то реальными усилиями региональной власти в плане повышении эффективности собственной социально-экономической политики. Что же мы имеем в реальности?

Светлое будущее на песке

Итоги работы регионального правительства столь плачевны, что о каком-то прогрессе говорить не приходится. Вот констатация Забайкалкрайстата итогов 2015 года: «Снижение (производства) отмечалось по видам деятельности: обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, сельское хозяйство, строительство, оборот розничной торговли, оборот общественного питания, объем платных услуг населению. Сократились реальная заработная плата и реальные денежные доходы населения».

Теперь сравните эту печальную констатацию с итогами 2016 года: «Отмечалось снижение по видам деятельности: обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, сельское хозяйство, оборот розничной торговли, оборот общественного питания, объем платных услуг населению. Сократились реальная заработная плата и реальные располагаемые денежные доходы населения».

Откуда же в таком случае вывод губернатора края, что к нашему региону перестали относиться как к проблемному, поверили в нас и т.д. Ах, да! И губернатор, и её помощники всё время ссылаются на некий комплексный план, который вот-вот утвердят в федеральном правительстве. И тогда, дескать, всё изменится, министерства страны откроют свои кубышки и выделят деньги. И, как уверяет главный пропагандист светлого будущего Забайкальского края г-н Кочергин, увеличение валового регионального продукта в два раза к 2030 году просто неизбежно.

Не будем спорить. Просто логика подсказывает: в федеральном правительстве, прежде чем выделить деньги на какие-то проекты, спросят: а как вы сами собираетесь увеличивать свои финансовые возможности? И что ответят наши пламенные пропагандисты светлого будущего?

Может быть, скажут о том, что в 2015 году объем инвестиций в основной капитал в крае составил всего 99,6 % к уровню предыдущего года (это при инфляции в крае в 16%), а в 2016 году – инвестиции составили 104,4 % к 2015 году, что, учитывая инфляционную составляющую, в реальном выражении объём инвестиций меньше, чем в 2015 году. Или то, что в структуре доходов консолидированного бюджета 2016 года доля безвозмездных поступлений составила 31,9%. А расходы консолидированного бюджета края на 1 января 2017 года сложились в размере 95,7% от бюджетных назначений и составили 96,8 % к уровню 1 января 2016 года.

Есть ли какие-то подвижки в промышленном и сельскохозяйственном производстве, поинтересуются в федеральном центре? И что ответить? О промышленности мы сказали выше, в сельском хозяйстве в 2016 году объем производства валовой продукции во всех категориях хозяйств составил 98 % к уровню 2015 года.

На какой же основе, экономической и финансовой базе, мы будем удваивать валовый региональный продукт и строить своё светлое будущее, о котором всё время говорят руководители края? Вот на это хотелось бы получить внятные ответы. Но получаем пока некие утопические прожекты о фантастических перспективах края. И в прекрасном настроении, не выполняя даже обязательств по зарплате бюджетникам, летим в пике вниз.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности