Мёртвый актив Усманова
На прошлой неделе Алишер Усманов ввязался в судебную тяжбу с политиком Алексеем Навальным. Он опроверг его заявления о своем участии в приватизационных сделках, назвав единственным активом, приобретенным у государства, месторождение Удокан.
Удокан хорошо, а «Арсенал» лучше
По данным журнала «Forbes», Алишер Усманов не раз был признан самым богатым человеком России - его состояние оценивается более чем в 18 млрд. долларов. В Чите миллиардера пока не видели. Но наслышаны весьма. Дело в том, что ещё десять лет назад совладелец горно-металлургического холдинга «Металлоинвест» Алишер Усманов стал известен как главный претендент на разработку Удоканского месторождения меди. Мечта осуществилась. Михайловский ГОК (подразделение холдинга) был признан победителем в тендере по Удокану 10 сентября 2008 года. В борьбе за это право он потеснил столь мощного конкурента как консорциум «Русская медь», в числе участников которого значились ОАО «РЖД», Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) и Внешэкономбанк (ВЭБ). Однако, если «Русская медь» планировала реализовать проект мощностью 210 тыс. тонн катодной меди в год в течение 25 лет, вложив около 1,9 млрд. долл., то Усманов заявлял о планах вывести на рынок комплекс мощностью 474 тыс. тонн катодной меди уже в 2016 году, потратив на это 4,2 млрд. долларов. К тому же его партнером стала «Ростехнологии» с её мощным административным ресурсом. По условиям лицензии добыча на Удокане должна была начаться в 2014 году (переработка 12 млн тонн руды в год), а выход на проектную мощность (36 млн тонн руды) - в 2016 году.
С тех пор немало воды утекло. Время от времени на месторождении появляются представители Михайловского ГОКа, которые берут какие-то пробы, делают заявления для прессы, дают интервью журналистам. Но вот что-то конкретного по времени освоения месторождения, зримых очертаний будущих предприятий проекта пока не видно. Да и сам миллиардер как-то не очень спешит в Забайкалье, чтобы собственными глазами взглянуть на проект, который значительно пополнил объём капитализации его средств.
Волокита дала о себе знать. В 2014 году правительство России утвердило перенос сроков начала добычи медной руды на Удоканском месторождении на 2022 год, а выход на проектную мощность - на 2024 год. Как объяснили в Минприроды, перенос сроков связан с необходимостью изменения технологий разработки месторождения по итогам проведения геологоразведочных работ, а также синхронизацией сроков лицензионного соглашения со сроками строительства энергетической и транспортной инфраструктуры.
Так что до Удокана нам ещё далеко. Похоже, что голова у Алишера Усманова болит совсем по другому поводу. По сообщениям прессы со времени окончания тендера по Удокану он прикупил себе еще пакет акций лондонского футбольного клуба «Арсенал». Недорого - «всего» за несколько миллионов фунтов. Это и правда «мелочь», ведь долгов на Усманове в то время было на несколько миллиардов. Известно также, что Алишер Усманов – один из центральных участников скупки Интернет-ресурсов, на что он тратит немалые деньги.
Напомним, что Удокан - крупнейшее в России и третье в мире месторождение меди, расположенное на севере Забайкальского края. Его запасы по классификации JORC (Joint Ore Reserves Commettee, австралийская организация, устанавливающая стандарты публичной отчетности в горнодобыче) оцениваются в 26,7 млн тонн металла.
Олигарх или «скупой рыцарь»?
Потом была странная ситуация с оформлением тендера. Как отмечали эксперты, победитель аукциона долго не подписывал лицензию и не оплачивал остаток взноса в 10,5 млрд. рублей. Эксперты заявляли, что победитель конкурса рассчитывал начать разработку Удокана с помощью госбанков. То есть был намерен купить актив у государства за госсредства, что порождает аналогии с началом 90-х годов, когда на беззалоговых аукционах по приватизации крупнейших активов побеждали приближенные к власти люди, получавшие деньги на приватизацию от самого государства. И мы, по сути, получили назначенных правительством олигархов.
Удоканское же месторождение остаётся крепким орешком. И, судя по новым данным, обнародованным на Байкальском международном экономическом форуме, капитальные затраты на его освоение (без учета затрат на энергетику) составляет около 150 млрд. рублей. Об этом сообщил тогдашний генеральный директор ООО «Байкальская горная компания» Андрей Варичев. Он рассказал, что БГК начала процедуру отбора генерального подрядчика по подготовке технического проекта и Международного банковского ТЭО разработки Удоканского месторождения. Ранее компания подготовила пред-ТЭО, выполнила технико-экономические расчеты для выбора оптимальной технологической схемы, провела опытно-промышленные испытания (получена катодная медь). Вместе с тем, Варичев отметил низкую инфраструктурную подготовленность Северного Забайкалья, где находится Удокан, и выразил надежду на помощь государства в развитии инфраструктуры.
Государственные затраты на развитие инфраструктуры, как рассказал Варичев, оцениваются в 74,5 млрд. рублей. Для реализации проектов по развитию инфраструктуры необходимо, по мнению главы БГК, выделить объекты инфраструктуры в отдельную подпрограмму в рамках ФЦП «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья» (до 2018 года); внести изменения в инвестиционную программу ОАО «ФСК ЕЭС» с включением работ по строительству и модернизации объектов электросетевого хозяйства, необходимых для электроснабжения Удоканского ГМК и других предприятий района.
В общем, как видно из этих данных, в проекте требуется большое участие со стороны государства бюджетными средствами, особая подпрограмма Федеральной целевой программы, серьёзные изменения в других программах. При этом о реальных результатах можно говорить только к 2024 году.
Здесь вот какие мысли приходят. Создаётся впечатление, что наши миллиардеры, накопив на природных достояниях страны несметные личные богатства, ведут себя как «скупые рыцари», не желающие в полной мере вкладывать деньги в проекты. Имея миллиарды, они вечно ждут каких-то займов от государства под льготные проценты, что-то выторговывают себе.
В общем, сверхбогатые люди у нас есть. Но делиться они своими богатствами не спешат. Мы, конечно, от наших богачей такого подарка не ждём. Даже на лечение больных детей собираем с миру по нитке. Но вот почему бы тому же Алишеру Усманову, не дожидаясь участия государства, самому не профинансировать Удоканский проект, тендер по которому он выиграл, и завершить его как можно раньше. Ведь в переводе на доллары весь проект стоит «всего» 5 млрд. долларов. Вполне по карману Усманову. А потом и прибыль получать. Всем будет лучше.