Ответ протянутой руке
Мне попало в руки одно интересное письмо, которого не найдёшь в официальных источниках. Это ответ министра финансов А.Г.Силуанова на просьбу об оказании Забайкальскому краю дополнительной финансовой помощи. С такой просьбой в правительство РФ обратились члены Совета Федерации и депутаты Госдумы от Забайкальского края.
И хоть ответ датирован декабрём 2016 года, а межбюджетные отношения федеральный центр - регионы, по моему мнению, весьма далеки от совершенства, есть в этом письме очень важные моменты, указывающие на главное:
- правительство Забайкальского края так и не научилось оптимизировать расходы и мобилизовать доходы. Доходы падают, расходы растут.
- в краевом правительстве нет специалистов, способных признать, что увядающая экономика стагнирующего региона в преимущественной мере является результатом его, правительства, деятельности и/или бездействия. Результатом кумовского и коррупциогенного подхода к выстраиванию отношений с инвесторами, монополистами и крупным бизнесом. Некому не только это признать, но и в категорической форме выдать губернатору и депутатам рецепт шоковой терапии, ибо ничто другое не спасёт ситуацию, не сдвинет экономику и не добавит привлекательности Забайкальскому краю для развития бизнеса и проживания граждан.
- правительство края по прежнему печётся о себе любимом, продолжая существовать (именно существовать, а не работать) в виде чрезмерно раздутого штата региональных и муниципальных чиновников (преимущественно - региональных, на мой взгляд). Оно до сей поры не научилось работать меньшей численностью служащих, окружив себя бесчисленным числом откровенно бесполезных советников, помощников и прочих должностных лиц, позволяющих вышестоящим чиновникам поменьше работать и создавать масштабную видимость бурной деятельности.
- правительство продолжает практику бесполезных и неэффективных расходов по оплате и содержанию объектов и мероприятий, не приносящих никакой пользы ни экономике края, ни его населению.
- в деятельности правительства продолжает превалировать выстраивание отношений с федеральным центром и политика протянутой руки. А также сохранение комфортных условий для работы чиновников, упадка экономики и дальнейшей стагнации.
- нормальной экономики в стране попросту нет, но даже в таких условиях можно начать заниматься решением именно экономических проблем региона, а не увеличивать аппетиты при выпрашивании дотаций и не погрязать в бесконечных бюджетных кредитах.
Это письмо полностью развеивает миф о дискриминационном подходе к решению финансовых вопросов Забайкалья по сравнению с другими регионами.
Обратимся к тексту:
Правительство РФ регулярно оказывает бюджету Забайкальского края дополнительную финансовую помощь. В 2016 году общий объём нецелевой финансовой поддержки составил почти 20 миллиардов рублей, что на 9% или на 1,589 миллиарда больше, чем в 2015 году.
Забайкальский край занимает 3 место среди двенадцати регионов Сибирского федерального округа по уровню обеспеченности финансовой поддержкой из расчёта на душу населения. Впереди только высокодотационные Республика Тыва и Республика Алтай. Остальные регионы СФО получают подушевую финансовую поддержку в меньшем объеме, чем Забайкальский край. Некоторые - в гораздо меньшем. Это республики Бурятия и Хакасия, Алтайский край и Красноярский край, Иркутская, Кемеровская, Омская, Томская и Новосибирская области.
Уровень обеспеченности финансовой поддержкой на 1 жителя Забайкальского края в 2016 году составил 18,258 тысяч рублей, в 2015 - 16,796 тыс. руб. Тогда как в среднем по регионам СФО он составил 8,494 тыс.руб. в 2016 году и 7,358 тыс.руб. - в 2015 году. Разница колеблется в пределах 10 тыс.руб. на душу населения. Это значительное превышение над средним показателем и краевому правительству грех жаловаться на недостаточность финансовой поддержки.
К сожалению, министр финансов не приводит в своём письме данные для сравнения, а именно подушевая обеспеченность собственными доходами в Забайкалье и других регионах. Однако приводимые далее параметры регионального бюджета подталкивают к выводу, что при активной и главное - профессиональной работе правительства можно достичь финансовых и экономических показателей, при которых длина протянутой руки сможет значительно уменьшиться, а Забайкалье приобретёт вес региона с эффективным и рациональным управлением.
Забайкалье постоянно испытывает финансовый голод, тогда как бюджет на 1 декабря 2016 года исполнен с профицитом в 874 млн.руб., а к концу года остатки средств на счетах составляют почти 2,5 млрд.руб, из них целевых федеральных (и скорее всего возвратных) средств всего 356 млн.руб. Осмелюсь предположить, что это не очень большие деньги для начала финансового года, это своеобразный буфер, ведь зарплаты бюджетникам выплачиваются в основном во 2 половине месяца, то есть сразу после самой провальной по доходности декаде января - новогодних и рождественских каникул. Однако из доводов министра следует, что это считается хорошим показателем для вечно просящего региона.
Не соглашусь с министром в части крупной оптимизации социальной сферы, так как в своих рассуждениях он делает упор преимущественно на превышение оплаты труда работников. Этот вопрос сложный и многогранный, в социальной и бюджетной сфере действительно имеются крупные резервы для оптимизации и они могут быть реализованы не только за счёт сокращения фонда оплаты труда и численности контингента.
Считаю справедливыми доводы министра о том, что в Забайкалье чрезмерно раздут штат чиновников. В среднем по России на 1000 человек приходится 1,87 чиновников. В Забайкальском крае - в 1,6 раза больше - 3,06 чиновников на 1000 чел населения. Это очень много. В региональном правительстве эта цифра только растёт. При этом губернатор стремится провести оптимизацию именно за счёт муниципалитетов, навязывая почти в приказном порядке районам, округам и поселениям всевозможные методики сокращения расходов и численности контингента. Самое печальное в том, что зачастую эти меры приводят к типичной показухе - выводе из штата муниципальных служащих и переводе их на ту же работу, но уже без муниципального статуса. То же происходит и с государственными должностями. Оптимизация не ради экономии, а для замазывания глаз федеральному центру.
При всём при том, что губернатор и правительство запрещали и запрещают муниципалитетам индексировать зарплаты чиновников, себе они зарплату поднимать не забывают. При этом весьма значительно! С января 2015 года зарплата некоторых категорий государственных должностных лиц возросли на 60-70%! Расшифровываю: на шестьдесят тире семьдесят процентов! Расскажите об этом муниципалам и работникам бюджетных учреждений и спросите, когда за последние 2 года и на сколько индексировалась их зарплата?
Если посмотреть на доходы министров и высокопоставленных государственных чиновников краевого правительства, то можно сделать вывод, что их зарплаты выросли выше среднего - на 100 и более процентов. Если раньше ключевые министры получали зарплаты на пару десятков тысяч больше тех же глав районов, то с 2015 года - в пару раз больше. По моим подсчетам, зарплаты министров возросли со 100 до 220 тыс руб в месяц. При этом общие расходы на содержание органов государственной и муниципальной власти идут с превышением почти на 1 миллиард рублей в год!
Барские замашки и забота о себе любимых. А главное - за что платить такие деньги? Это выглядит как издевательство по отношению к тем, кого коснулась оптимизация, сокращение социальных выплат и другие микропотуги для оздоровления финансов... Да и вообще по отношению ко всем забайкальцам это выглядит, конечно, некрасиво.
Не удивительно, что министр финансов отказал в оказании дополнительной финансовой поддержки Забайкальскому краю. Однако уровень дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2017 году будет всё-таки увеличен.
Впрочем, читайте письмо и делайте выводы сами.
Дмитрий Плюхин