«Секретные» соглашения Ждановой с монополистами

Экономика, 17:20, 22 мая 2017

Публичные компании ТГК-14 и «МРСК Сибири» весной этого года заключили договоры с правительством Забайкалья о взаимном сотрудничестве. Власти края, которые должны работать в интересах забайкальцев, не публикуют эти бумаги и не сразу дают их по письменному запросу депутата, избранного народом. Отчего такая секретность?

- Там интересного немного, потому что «ни о чем» эти все соглашения. Но сама по себе история этого вопроса, конечно, интересная. Она характеризует уровень открытости власти. На самом деле, она не открыта, - отметил депутат Заксобрания Забайкалья Николай Мерзликин.

Председатель комитета по экономической, инвестиционной политике и собственности, заместитель председателя краевого парламента Николай Мерзликин рассказал Забмедиа, как почти два месяца пытался получить доступ к договорам с энергетическими компаниями.

Губернатор Забайкальского края Наталья Жданова 6 февраля подписала соглашение о взаимном сотрудничестве с гендиректором ПАО «ТГК-14» Виктором Мясником. Как пояснили в пресс-службе главы региона, соглашение направлено на развитие и повышение эффективности работы энергетической отрасли в Забайкальском крае, улучшение экологической обстановки в регионе и реализацию социальных проектов. Подобные договоры власти края позже заключили с ПАО «МРСК Сибири» и ООО «Байкальская горная компания».

Под грифом «ДСП»

- В марте я запросил как председатель комитета соглашение с Минфином РФ – в прессе появились сообщения о том, что оно подписано, - рассказывает депутат. - Следом запросил договоры с Байкальской горной компанией, МРСК и ТГК-14. Смысл ответа – взаимодействие осуществляет губернатор с председателем Заксобрания, поэтому «ростом вы не вышли». Я взял закон о депутатской деятельности, там черным по белому написано, что должны депутату на запрос отвечать в 15-дневный срок по вопросам депутатской деятельности. Написал вновь. Пришел ответ – скажите, по вопросам какой деятельности вам конкретно надо. Подписано это было Кочергиным (Дмитрий Кочергин, руководитель администрации губернатора Забайкальского края – ЗМ).

В своем первом ответе Дмитрий Кочергин ссылается на пункт 2 статьи 35 Устава Забайкальского края, говоря о том, что вопросы от парламента ему может задавать только председатель Заксобрания. И вот какая интересная штука получается – Николай Мерзликин как председатель комитета Заксобрания не имеет права о чем-либо спрашивать у губернатора (запросы направлялись на имя Натальи Ждановой), но в, то же время, как депутат Заксобрания на это право имеет.

«Секретные» соглашения Ждановой с монополистами«Секретные» соглашения Ждановой с монополистами«Секретные» соглашения Ждановой с монополистами«Секретные» соглашения Ждановой с монополистами

- Хорошо, - продолжает Николай Мерзликин. - Пишу «по инвестиционной деятельности, по тарифообразованию». На это обращение уже пришли материалы. По сути дела, с третьего захода. Понадобилось почти два месяца для того, чтобы получить документы, по сути, не являющиеся какими-то секретными, характеризующими деятельность органов власти. Они должны, вообще-то быть открытыми.

Анекдот из жизни:

- Дмитрий Валерьянович, доколе?

- Что вы себе позволяете?! Как председатель комитета, вы не имеете права со мной разговаривать!

- А если как депутат спрошу?

- Хорошо. Отвечаю…

Однако даже статус депутата не позволил получить все запрашиваемые документы. Некоторые бумаги являются «секретными» не только для простых людей, но и для их избранников. Доступ к ним закрыт грифом «ДСП».

- Документы пришли не все. Соглашение с Минфином РФ не дали, ссылаясь на то, что ему присвоен гриф «для служебного пользования», - говорит Мерзликин.

Что же известно об этом соглашении? В нем стороны договорились о выравнивании бюджетной обеспеченности региона за счет федерального бюджета. Согласно этому соглашению, правительство края должно снизить уровень дотационности региона, а также увеличить доходы бюджета края на 0,1% в 2017 году. Кроме того, чтобы получить дотации из Москвы, властям в Забайкалье надо увеличить инвестиции на 5,8%, численность работников в предприятиях малого и среднего бизнеса - на 1,4 %, снизить число безработных на 2%. Все это к уровню 2016 года. И все это озвучено в прессе. А вот полный текст документа, как говорится, только для «зарегистрированных пользователей».

«Пиар-акция»

Николай Мерзликин назвал эти полные общих фраз и пустые по сути соглашения с монополистами «пиар-акцией». Что должно произойти после их подписания – непонятно. Пролистывая бумаги, становится ясным, что всё это стороны, - и власть, и монополисты, - и так должны исполнять. (Открыть соглашение)

- Договор с ТГК-14 ничего из себя не представляет. Это декларация, что стороны обязуются все друг для друга выполнять. Но если говорить о тарифообразовании, то, на самом деле, все в федеральных нормативных документах описано – как и что должно быть, - считает Мерзликин.

То же самое касается и соглашения между правительством края и «МРСК Сибири»: «общие фразы, декларативный характер». Лишь один пункт там дельный, отмечает депутат. Компания при наличии финансовой возможности, на основании заключенных дополнительных соглашений, будет безвозмездно перечислять деньги на мероприятия по социально-экономическому развитию Забайкальского края. (Открыть соглашение)

- Этих дополнительных соглашений нет пока. Это то, что компания будет тратить на социальные мероприятия. Если мы возьмем ТГК-14, то это тот же футбольный клуб. Пока в этих бумагах этого ничего нет. Есть только пункт, что это возможно, и это определяется допсоглашениями, - продолжает Мерзликин.

А вот в договоре с Байкальской горной компанией, который Николай Мерзликин также запросил вместе с остальными, всё есть, расписаны конкретные мероприятия. Это соглашение было подписано еще экс-губернатором Константином Ильковским в 2014 году. Там речь идет о мероприятиях в Каларском районе на 30 млн рублей.

- Но это 2014 год. Теперь подписано соглашение в марте 2017 года. Его текст такой же. Тоже самое – 30 млн рублей и расписаны мероприятия, например, издание Красной книги Забайкальского края, туристический фестиваль в Каларском районе и т.д. Ничего не скажешь, нормальная спонсорская помощь. Но в то же время, здесь ничего нет о той основной задаче, которая стоит перед БГК по освоению Удокана. Ноль. На что это похоже? Ребята откупились от реального влияния на решение главной задачи – освоение месторождения, - резюмирует собеседник.

Почему выросли тарифы – не знает никто

Подписание всех этих соглашений происходит на спадающей информационной волне о 35-процентном повышении тарифов на тепло. Казалось бы, ситуацию удалось разрешить, но многие вопросы так и остались без ответов.

- Удалось общими усилиями всех участников этого процесса, и, прежде всего, администрации края, безусловно, уйти от тех 35-ти процентов. Это было видимое нарушение, которое признано ФАСом. Но мы до сих пор не добились обоснований: почему 35%? А почему стало 7%? Тоже непонятно. Мы не добились до сих пор правды, - отмечает Николай Мерзликин.

По его словам, сейчас системная работа по тарифам ТГК-14 ведется Общественным советом при РСТ. Однако люди там работают на общественных началах, а объем работы очень большой и сама тема весьма сложная. Специалистов, разбирающихся во всех тонкостях, найти нелегко. Например, прокуратура, которая тоже пытается разобраться в ситуации, не располагает такими специалистами. Привлекаются сторонние эксперты.

Пока же, говорит депутат, документально расчеты по 35-процентному росту тарифов никто не может подтвердить.

- Эти 35% были необоснованными и до сих пор их обосновать никто не смог. По сути дела, в режиме всеобщего умолчания. Ситуация, вроде, стихла, стабилизировалась, и никто не хочет ее будоражить вновь, - объясняет он.

Стоит вспомнить, что в феврале министр экономического развития края Сергей Новиченко после встреч с предпринимателями рассказал прессе об их чаяниях. По его словам, малый бизнес больше жалуется не на 35-процентный рост тарифов, а на изменение методики расчета за тепло, - им приходится платить по нормативам, а не по счетчикам.

- Я, конечно, считаю, что самым правильным вариантом являются счетчики – и общедомовой, и поквартирный. Тогда будет все понятно. Но даже на правительственном уровне от этого ушли, - отвечает на этот счет Николай Мерзликин. - Сначала кричали: «давайте всё будем измерять, счетчики поставим». А когда поставили, оказалось, что потребление существенно ниже, а остальное теряется где-то в сетях. У нас колоссальные потери в сетях, и по тепловой, и по электрической энергии. Пошли на попятную. Иначе вся коммуналка и все эти компании «вылетают в трубу». И тогда вообще никто не знает, что делать. Нет решения пока этого вопроса. И если вам кто-то скажет другое, то это будет неправда.

Обоснований действий, влияющих на жизнь целого региона, нет, но есть «пустые» договоры о взаимном сотрудничестве. Хотя вряд ли бы компании заключали какие-либо соглашения с властью, если бы им это было не выгодно…

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности