Сиротская доля предпринимателей
«Круглый стол» на тему «Поддержка местных товаропроизводителей и их взаимодействие с торговыми сетями» был задуман и проведён 25 мая под эгидой регионального отделения Союза журналистов России, его председателя и главного редактора газеты «Азия-Экспресс» Александра Потяева. Тема архи важная, но…
Забайкальский край - рыночная колония
И тут выяснилось: в инициативе журналистов были не очень заинтересованы высокие чиновники из числа руководителей правительства края и министерств экономического блока. Несмотря на приглашения, министр экономического развития и торговли Сергей Новиченко прислал одного из второстепенных работников своего ведомства Ларису Сверкунову, министр сельского хозяйства и продовольствия Михаил Кузьминов отправил на мероприятие своего заместителя Владимира Лоскутникова. Не появилась на заседании «круглого стола» уполномоченный по защите прав предпринимателей Забайкальского края Виктория Бессонова и даже не прислала никого из своих помощников, хотя её ведомство могло многое прояснить и подсказать. Ну, а из администрации губернатора и вообще никто не посчитал нужным принять участие в разговоре по важнейшей проблеме – чиновники больше озабочены грандиозными планами до 2030 года и пропагандистской кампанией по этому поводу на эту далёкую перспективу. Законодательную власть представляли первый зам. председателя ЗС края Сергей Михайлов и председатель комитета по аграрной политике и потребительскому рынку ЗС Элина Акулова. Они говорили правильные слова, но сами признались в том, что законодательная база достаточная, нужна грамотная работа исполнительной власти.
И верно, как показал разговор, предприниматели очень ждали откровенного разговора с представителями руководящей верхушки исполнительной власти. Дело в том, что Забайкальский край фактически превратился в некую продовольственную рыночную колонию. В неё из других регионов и из-за границы бизнесмены везут свою продукцию на реализацию, хорошо зарабатывают при этом, а наши власти – начиная от губернатора и заканчивая главами муниципалитетов - с некой обречённостью наблюдают за этим и разводят руками: дескать, а что мы можем сделать, у нас нет денег на поддержку местных бизнесменов. В результате львиная доля доходов от предпринимательской деятельности достаётся другим регионам – они идут в их бюджеты в виде налогов и в карманы тамошних предпринимателей. Как говорили участники «круглого стола», они вынуждены завозить до 80-90% продукции из других регионов. Позор, но доля, например, собственной молочной продукции в Забайкальском крае на прилавках магазинов не превышает 10%. И это в крае, где молоко в своё время было марочной продукцией. До сих пор, в отличие от других регионов, у нас в крае нет ни одного современного молочного рынка – бездеятельность чиновников в этом направлении потрясающая.
Наши предприниматели становятся изгоями на собственной земле. Даже тех, кто что-то производит – например, Маккавеевский пищекомбинат или Нерчинский мясокомбинат - зачастую не допускают до крупных торговых сетей, вводят на их продукцию (мясо, колбасы, деликатесы) огромную ценовую надбавку, и она становится неконкурентоспособной на рынке. Пробовали они пробиться на рынки соседних регионов, но оттуда их с помощью региональных органов Роспотребнадзора быстренько «попросили», затеяв несправедливые заключения по качеству продукции. Что поделаешь, и в Республике Бурятия, и в Иркутской области, в других регионах отстаивают свой рынок для собственных предпринимателей и такими методами. Всем нужно наполнение региональных бюджетов и развитие бизнеса, создание рабочих мест и социальное спокойствие. Кроме, очевидно, чиновников Забайкальского края.
Проблема в головах
Неудивительно, что разговор на «круглом столе» свёлся к продовольственному рынку. Набившая оскомину проблема сбыта продукции забайкальскими сельхозпроизводителями лежала на поверхности. Правда, ноту оптимизма внёс зам. министра сельского хозяйства края Владимир Лоскутников. Он говорил об отдельных ярких примерах создания собственного производства производителями молока и мяса, овощной продукции. Они, конечно, в регионе есть, но почему так мало? Почему они так пассивны и даже, по словам Лоскутникова, иной раз нет среди них охотников участвовать в борьбе за гранты?
На «круглом столе» звучала, как представляется, верная мысль: производитель должен производить, а продавать продукцию должны специалисты в этой отрасли. Но в крае как раз и нет таких посредников, которые могли бы осуществлять оптовые закупки продукции, сохранять её с помощью современных технологий, а затем реализовывать круглый год. Потребкооперация в крае почти не действует или работает локально с малыми объёмами, поэтому у производителя нет стимула наращивать производство продукции. И, как отмечали участники разговора, их просто подавляет конкуренция из других регионов при молчаливом равнодушии региональной власти.
Говорили, например: если наши региональные власти, включая и Министерство сельского хозяйства, считают форму заготовки с помощью потребительской кооперации устаревшей, пусть предложат что-то новое. Разговоры о необходимости такого сильного посредника в регионе идут уже десятилетия, а воз и ныне там.
Но, как подчёркивали участники разговора, изобретать ничего и не надо. В стране достаточно регионов, которые уже изобрели этот велосипед. Видимо, как говорил профессор Преображенский, проблема «не в клозетах, а в головах». Ну вот, например, как рассказывает в прессе губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, там всерьёз решили «допустить бабушку с пучком лука до торговых сетей». Конечно, Кубань – не Забайкалье, и там население производит продукции неизмеримо больше нашего. А до крупных торговых сетей им не достать, всё занято и поделено. Что решили? Там разбили край на 10 секторов, в каждом из которых действуют продуктовые элеваторы (одни строятся, другие уже наладили не только приёмку продукции, но и её переработку). Власти всё делают для того, чтобы наполнить эти элеваторы продукцией частных производителей – мясом, молоком, овощами и т.д. Любой крестьянин без проблем может сдать свою продукцию туда по рыночным ценам, где её переработают и отправят в торговую сеть – с крупными ритейлерами (торговыми сетями) у продуктовых элеваторов есть такие договоры.
Но и это не всё. Там взяли за правило, чтобы местные здравницы, школы и больницы снабжались свежей продукцией местного производства. И не только краевая власть, но и муниципальная строго за этим следит. И продуктовые элеваторы в этом играют первую скрипку.
Губернатор Кондратьев видит в этой системе не только решение проблемы импортозамещения и продовольственной безопасности, что само по себе важно, но большую социальную задачу. «Будет продукция хуторян пользоваться спросом, будут жить крестьяне, - говорит он. – И мне важно, чтобы эти родники, хутора и станицы, жили и процветали».
Не знаю, важно ли это нашим забайкальским руководителям? Судя по тому, как они отреагировали на проведение «круглого стола» по столь важной проблеме, им это не столь важно, как хотелось бы.

Госдума потребовала проверить обоснованность текущей ключевой ставки ЦБ

Жители ГРЭСа жалуются на запах нечистот

«Берегите себя и своих близких». Дорожный коллапс снова в Чите

Уход главврача, перекрытая улица, запрет курения, четырёхдневка, коррупция, экскурсии в тюрьму

ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Власть заплутала в критериях
