Загадочный начальник ЗабЖД

Общество, 09:33, 4 июля 2017 / 6
Загадочный начальник ЗабЖД

Инженер-путеец Александр Свентицкий, назначенный начальником Забайкальской железной дороги в относительно спокойный период, занимал эту должность меньше четырёх лет. Но какие это были годы! Война, потом революция. А он оставался на своём посту, обеспечивая движение на бурлившей дороге. Ему давали прямо противоположные характеристики. Отстраняли от исполнения обязанностей и награждали. Но всё это время Свентицкого как будто кто-то оберегал.

Путеец с военными корнями

Интересно, что даже с его происхождением есть вопросы. 23 июля 2009 года в статье «Царская благодарность начальнику дороги», опубликованной в газете «Забайкальская магистраль», директор в то время дорожного музея Ирина Макрицина написала, что «Александр Андреевич Свентицкий происходил из старинного польского рода, верой и правдой служившего русскому царю. Его отец Андрей Карлович Свентицкий дослужился до полковника гренадерского полка».

А вот пермские краеведы утверждают, что его отец, генерал-лейтенант, был дворянином Калужской губернии, православным. На польские же корни наталкивает лишь фамилия.

Может возникнуть вопрос: «А какое значение имеет его происхождение?». Дело в том, что, когда во время Первой русской революции на железных дорогах возникли беспорядки, во главе многих революционных и забастовочных организаций оказывались либо евреи, либо поляки, что не могло не вызывать раздражение императора. Поэтому, казалось, что уже сама фамилия должна была «работать» против начальника ЗабЖД. Но, возможно, военные корни отца оказались весомее.

В 1873 году Александр Свентицкий окончил институт инженеров путей сообщения, получил звание инженера и чин коллежского секретаря. За пять лет совершил мощный карьерный скачок. Начал с должности «сверхштатного сотрудника без содержания» в Министерстве путей сообщения, а в 1877 году поступил на солидную должность на Уральской Горнозаводской железной дороге. И там «застрял» почти на четверть века, став в итоге начальником службы пути и первым заместителем начальника Пермской железной дороги, так с 1897 года она стала называться.

Под командой «Американца»

В сентябре 1903 года Александр Свентицкий был назначен начальником Забайкальской железной дороги. Через четыре с небольшим месяца мирный и относительно спокойный ход Истории прервался, начался бег, переходящий вскачь.

27 января 1904 года грянула русско-японская война. Войск у России в Маньчжурии было недостаточно, надо было срочно перебрасывать их из европейской части страны. Недавно сданный в эксплуатацию Транссиб был ещё одноколейным, а через Байкал, к которому дорога подошла с двух сторон, грузы и людей вообще перевозили на пароходах. Решением проблемы резкого повышения пропускной способности ЗабЖД и занялся новый начальник. Ему повезло. Организацию работ лично курировал министр путей сообщения, князь Михаил Хилков, имевший прозвище «Американец».

Ещё в 1864 году князь уехал в Америку, где четыре года работал на сооружении Трансатлантической железной дороги. Начинал простым рабочим, был машинистом, дошёл до должности заведующего службой подвижного состава и тяги. В 1895 году он стал министром путей сообщения Российской империи.

Именно князь Хилков лично вбил последний костыль на Забайкальской железной дороге, открыв в 1904 году движение по Великой Сибирской магистрали. Всю зиму 1904 года он пробыл в Забайкалье. Когда, наконец, встал Байкал, приказал проложить рельсы прямо по льду и… сам повёл первый поезд. Такой вот был князь! В то время английская «Таймс» написала, что он для Японии был более опасным противником, чем военный министр генерал Куропаткин, командовавший русскими войсками в той войне.

В июне 1904 года министр Хилков заявил: «Считаю долгом отметить, что в деле перевозки войск на Дальнем Востоке Забайкальская железная дорога с полным успехом выполнила и продолжает выполнять все предъявляемые к ней требования».

В марте 1905 года император Николай II выразил начальнику ЗабЖД Свентицкому благодарность. Но в сентябре того же года русско-японская война бесславно закончилась, а Россия вступила в полосу революционных потрясений. В октябре, после Всероссийской забастовки, в которой главную роль сыграли железнодорожники, в отставку ушёл Хилков.

В союзе с революционерами

Известно, что контроль над Забайкальской железной дорогой уже в декабре 1905 года был взят забастовочным комитетом, в котором лидерами были социал-демократы. Но все требования снять Свентицкого, шедшие преимущественно из так называемой «Читинской республики», в Иркутске не принимались.

30 ноября иркутский комитет вроде бы тоже потребовал от Свентицкого ухода в отставку, но начальник дороги заявил, что добровольно отказаться он не может, а если его сместят насильно, он не будет подписывать…платежные ведомости. Странно, но это заявление комитет вполне устроило. Правда, теперь все распоряжения начальника дороги выполнялись только после подписания их председателем исполнительного бюро Хаммером.

Поезда, прежде всего с войсками, тогда вывозимыми из Китая в европейскую Россию, продолжали идти. Революционерам было важно быстрее пропускать их туда. Была надежда, что именно эти войска «разожгут огонь революции» в центре империи. Так что начальник дороги в тот момент работал в союзе с революционерами.

Когда в начале 1906 года для наведения порядка на Транссибе, в том числе и на ЗабЖД, были направлены карательные экспедиции генералов Ренненкампфа и Меллер-Закомельского, могло достаться и Свентицкому. 5 марта 1906 года газета «Забайкальские областные ведомости» сообщила о том, что «начальник Забайкальской железной дороги инженер Свентицкий устранён генералом Ренненкампфом от должности». Но вскоре Александр Андреевич был возвращён на свой прежний пост. Кто тогда и почему вступился за начальника дороги, остаётся тайной.

«Воровство имеет союзников везде»

Новый министр путей сообщения Клавдий Немешаев при помощи военных успешно справился с наведением порядка на железных дорогах, восстановив движение по всей сети. «Генеральная репетиция», как назвал Первую русскую революцию Владимир Ленин, отбушевала. Свентицкий продолжал руководить ЗабЖД.

И тут на дорогу нагрянула ревизия. Дело в том, что воровать здесь масштабно начали ещё в 1904 году, об этом откровенно писали многие современники. Но сначала война, потом революция откладывали ревизию. Наконец в 1907 году её всё же направили.

В книге «Преступление и наказание. Золотой век русского криминала» А. Гиляровский (под этим псевдонимом объединились несколько популярных авторов) писал, что «до столиц дошли слухи о тамошнем казнокрадстве». Во главе специальной комиссии поставили инженера Андрея Горчакова, которого, как указано в книге, была репутация человека честного, с которым не договоришься «по-человечески». По началу «покровители» из министерства попытались включить в состав этой комиссии самого начальника дороги. На это Горчаков шифрованной телеграммой 17 мая 1907 года из Иркутска на имя министра путей сообщения возразил: «Своей забывчивостью, слабым отношением к ближайшим подчиненным и не глубоким вниканием в дело, Свентицкий не способствует даже работам особой комиссии, а в Управление дорогой полезной активности уже не вносит».

«Поднялся переполох, - отмечал Гиляровский, - стали уничтожать документы… Груду документов выкинули в Ангару… Горчаков выяснил точное место, и бумаги достали все до одной. Оказалось, что только в одной службе движения разворовано 10 миллионов казенных денег».

Казалось, начальнику дороги пришёл конец. И за меньшие прегрешения гнали взашей. Но не тут-то было. За начальника вступились серьезные люди. Комиссию Горчакова отозвали, самого же Свентицкого всё же с должности сняли и направили… начальником его родной Пермской железной дороги. И вскоре его ещё и наградили орденом Святого Владимира 2-й степени. А вот сменивший его на посту начальника ЗабЖД Фёдор Кнорринг из 17 человек командного состава дороги уволил 14 - практически всю команду своего неприкасаемого и «непотопляемого» предшественника.

Родной брат Петра Столыпина известный в те годы журналист Александр Столыпин в газете «Новое время» написал об этой истории: «По-видимому, воровство имеет союзников везде, имеет сильную руку в таких местах, что громы отводятся в сторону и негодующие крики застывают на устах».

Кем же он был, самый загадочный начальник ЗабЖД Свентицкий? Масоном? Революционером? Коррупционером, делившимся с высокопоставленными покровителями? А может просто везунчиком и «олухом царя небесного»? Нет ответов на эти вопросы.

Александр Баринов

Статья опубликована в газете «Экстра» №26 от 28 июня 2017 года

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
КОММЕНТАРИЕВ: 6
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию
Вы отвечаете на комментарий №
avatar
captcha
Введите число, изображенное на рисунке
CTRL + Enter
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 846727
    Кабы знать, куда упасть, мне б соломинку подкласть
    Ответить
  • 846034
    "во время Первой русской революции на железных дорогах возникли беспорядки, во главе многих революционных и забастовочных организаций оказывались либо евреи, либо поляки.." ???? г-н Б. теперь стал записным антисемитом или он всех не любит?
    Ответить
    6
    1
    • 847134
      г-н. Б. пристраивается
      Ответить
  • 845768
    Фигня! Зарабатывание денежек и не более. Напишите про Калиничева- Начальник Заб.ж.д., Начальник Бам Ж.М. .Зам. министра. Стадион "локомотив" Дорожная больница, детская железная дорога, это его заслуги.
    Ответить
    7
    0
  • 845483
    И зачем эта статья? Вот про современных руководителей ЗАБЖД будет в тему! Там такооое творится!
    Ответить
    17
    0
    • 845488
      Скучно читать
      Ответить
      6
      0