Сухие земли
Сложно, когда живешь прошлым. Просто не успеваешь адаптироваться к новым условиям, вовремя принять действительность и идти в верном направлении. Сложно, когда оказываешься один на один со своей бедой. Особенно, если ты – житель отдаленного района Забайкалья, селянин. Центр далеко: кричи – не услышат. Но принцип Магомета никто не отменял, и в отдаленные районы края выехала губернатор Наталья Жданова, а поскольку все они по сей день живут в большинстве своем сельским хозяйством, с главой региона приехал и министр Михаил Кузьминов.
Засуха на полях
Руководство края сразу поставило себе многокилометровую задачу – посетить сельхозтоваропроизводителей в Приаргунском и Краснокаменском районах, узнать об их проблемах и своими глазами увидеть результаты засухи.
В Приаргунском районе поля изголодались по влаге. Потраченные на посевную миллионы в прямом и переносном смыслах сгорают на солнце. Холодный май и засушливый июнь сделали свое дело. Сейчас посевы племенного завода «Дружба» Раисы Баженовой, в котором только она работает более 27 лет, под угрозой.
- Чего ждать-то? Напрасный труд. Такие затраты. И в этом году если мы зерна не соберем, сена не будет… куда живность то девать? Нужно решать вопрос каким-то образом, - говорит Раиса Баженова, стоя на одном из полей, где всходы лишь ненамного показались из земли.
- А «минералка» (минеральные удобрения) тут есть? - спрашивает у фермера министр Кузьминов.
- Здесь нет. В этом году нигде нет. Последействия есть - к овсяному полю мы подъезжали, там есть, - поясняет Баженова.
Министр делает вывод, что урожайность земель с минеральными удобрениями гораздо выше и приводит в пример поле, на котором все сгорело – тут не было удобрений. Баженова возражает министру – нет финансирования, и вспоминает о 63 млн рублей, которые были внесены в бюджет именно для нужд забайкальских аграриев.
- Я вам ничего не обещал,- говорит министр, - прекратите, прекратите. 63 миллиона предполагалось выплатить только в том случае, если бы не пришла ЧС. Но в апреле у нас уже появились симптомы, что мы получим ЧС-ку и 18 мая, если вы помните, было принято положительное решение о выделении этих средств. 63 миллиона мы распределили 37 миллиона - на эпизоотию, и 27 миллионов отдать задолженности за технику 2013 года.
- Я просто хочу сделать замечание, что в сельском хозяйстве сегодня все архиплохо. Я привожу в пример свое хозяйство. Работали мы всегда стабильно, на небо я никогда не смотрела - будет дождь или нет, всегда стабильная была погода. В связи с тем, что китайцы у нас забрали наши озера, вода ушла и конденсата нет, и нет у нас влаги. Мы третий год страдаем от засухи, - пожаловалась Баженова.
Она предложила представителям правительства остаться на неделю у нее в хозяйстве, чтобы увидеть своими глазами, как сложно выживать.
Сомнительные инвесторы
Далее дорога правительственной делегации лежала в село Староцурухайтуй Приаргунского района. Там высоких гостей ждали не за накрытыми столами, а с проблемами, которые никак не могут найти решения.
Первая – острая эпизоотическая ситуация. В результате заболеваемости скота некоторые селяне не только лишились подворья, но и вынуждены были сдать скот по предельно низкой цене. Они обратились к губернатору с просьбой – доплатить им за сданный скот. Жданова заверила, что разберется. В правительстве пообещали решить вопрос и о снятии карантинных мероприятий.
Заинтересовало другое – странная ситуация вокруг пытавшихся «зайти» на территорию инвесторов. Славный некогда колхоз «60 лет СССР» сейчас испытывает не самые лучшие времена, но живет. Женщина, которая представилась как Наталья Николаевна, работающая в кооперативе, обратилась к Ждановой с просьбой повлиять на сложившуюся ситуацию:
- У нас к вам такая просьба – беспокоит дальнейшая судьба нашего кооператива. Сейчас непростая ситуация – избран новый руководитель. Люди оживились, и у нас появилась надежда. Но в чем причина - весь сыр-бор начался с того, как пришел инвестор. Когда было общее собрание, на наш вопрос – кто учредитель, нам ответили: «ребята из Иркутска». Нашему колхозу нынче будет 85 лет, это одно из ведущих хозяйств края, не только района.
- Вы озабочены тем, что в ваш колхоз, которому нынче будет 85 лет и вдруг откуда ни возьмись пришел так называемый инвестор. Но вы же общим собранием решили - этого инвестора не будет. Как пришел, так и ушел. Или проблемы остаются? - спросила Жданова.
- У нас они остаются. И мы ожидаем, что они еще не закончились, эти проблемы, - сказала женщина.
- Назовите. Мне трудно так судить, - попросила губернатор.
- Мы написали обращение к вам. Хотели через газету, но узнали, что вы приезжаете, и решили передать лично.
- Все, я принимаю обращение. Но суть в том, что вы не согласны, чтобы к вам пришел инвестор? – уточнила глава региона.
- Почему, мы согласны. Это неплохо. Но вот как он зайдет, и как будет работать, на каких условиях…
- Я разберусь непременно.


По словам самих жителей и работников кооператива, инвесторы отказались назвать своих учредителей, не хотели заключать договоры, хотели забрать всю прибыль в размере 100%, мотивируя это тем, что в колхозе итак ничего нет, и требуются большие вложения. А после того, как им отказали – сразу же пришла проверка из регионального Минсельхоза. Жданова едва слышно произнесла «очень мудрый поступок». Очевидно, это было адресовано министру.
- Почему нас после этого стали «давить»? Мы избрали нового руководителя, который хочет работать, отказались от сомнительного инвестора. И нам хочется услышать – дальше будут такие проверки нашего хозяйства или не будет, - призвала женщина к ответу правительство.
Министр попытался объяснить сложившуюся ситуацию, попросив возмущенных селян «быть поаккуратнее с выражениями и поточнее с датами». Рассказал, что в кооперативе была выявлена недостача, отсутствие соглашений и ряд других «минусов». Весь разговор постепенно превращался в перепалку, пока губернатор не вмешалась в этот разговор.
- Давайте я отвечу. Министр объяснил. Вот вы, сколько дней как избрали нового руководителя? С 30 числа – всего ничего прошло времени. Немного. Поэтому сейчас в вашем присутствии отвечаю на ваше обращение: я поручаю министру сельского хозяйства временно прекратить проверочные действия и дать человеку поработать. Это первое. И по поводу инвестора, которого сюда завели: он к вам больше сюда не зайдет. Я вам отвечаю, - закрыла тему губернатор.
Интернет в селе
Затем к главе региона и министру Кузьминову обратилась собственник КФХ Нина Квашнина. Женщину интересовало субсидирование сельхозтехники, которую она приобрела в 2013 году – купила трактор, но по сей день ни одного рубля субсидии ею получено не было.
Диктофон лежит на столе и поэтому слышно, как Жданова спрашивает министра сельского хозяйства Кузьминова: «Что у нас с субсидированием?». Он поясняет, что 28 миллиона выделено именно на эти цели и до 1 октября они будут выплачены.
- До 1 октября будет выплачено, - тут же сообщает губернатор женщине. - Нам министр с вами ответил, до 1 октября.
Кузьминов тут же начинает объяснять, что деньги есть и в настоящее время идет процедура подготовки документации.
- Я взял этот срок, потому что могут быть всякие задержки. Но до этого времени выплаты будут. 28 млн - общая корзина долга по 2013 году, - пояснил министр.
Воодушевленные ответом селяне тут же задали Кузьминову вопрос по средней закупочной цене в этом году, на что он посоветовал им чаще смотреть открытые источники и статотчетность.
- Поднимайте, в Интернет заходите. Понимайте. Людям, им что делать-то? Только на сайт Минсельхоза заходите и смотрите сутками: сколько закупочная цена. Больше же нечего людям делать, КФХшникам-то, Михаил Николаевич, - с иронией заметила Жданова.
-Дак, а как быть то, Наталья Николаевна?
-Вы им рассказывайте! - учит министра глава региона.
- А мы им рассказываем.
- А что они тогда спрашивают?




… Делегация из правительства, поговорив с жителями села, отправляется на важное совещание в Приаргунск, оставив их со своими чаяниями наедине, и, возможно, подарив надежду на улучшение ситуации. В отдалении от краевого центра жизнь неспешная, подверженная своему ритму, где рабочий день начинается с петухами – ведь у всех есть хозяйства. Здесь не любят лентяев, здесь не жалуют чужих, и, возможно, практически не верят в обещания. Но надеются, что станет лучше. Да, живут былыми заслугами своего колхоза, былыми всходами и достижениями. Но готовы идти вперед. Главное, чтобы пыль уехавших джипов правительства, не стерла из памяти обещаний. Потому для селян этот визит – событие, о котором забудут не скоро. А для первых лиц региона – лишь одна из запланированных встреч.

Читинцы жалуются на обслуживание управляющей компании

ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Власть заплутала в критериях

Пьяный водитель врезался в дерево на Агинском тракте

Грязь и лужи больше всего не радуют забайкальцев весной

Набережная Читы как решение городских проблем
