У горизонта строгого ЕГЭ

Политика, 16:48, 10 сентября 2017

Критерии эффективности для оценки губернаторов всё усложняются, а динамика развития края не утешительна.

Если бы губернаторов построили на ЕГЭ уже сегодня, Наталья Жданова провалила бы его с треском. Но новыми критериями эффективности предлагается оценивать работу глав регионов в динамике трехлетнего развития с опорой на собственный экономический потенциал. А вот динамика-то развития и вызывает тревогу.

Интеграл по климату

Это не то ЕГЭ для школьников, которое все ругают. Это госэкзамен для губернаторов, который правительство РФ пытается ввести уже более 10 лет. Формально он есть, но то и дело обсуждается, корректируется и, по большому счёту, почти не работает. Но, похоже, он всё же скоро будет действовать. За дело взялось Минэкономики страны. Ведомство предлагает, кроме трёхлетнего периода для оценки, поощрять успешные регионы грантами в форме межбюджетных трансфертов. При этом оно считает правильным не учитывать неналоговые доходы на оценки, чтобы исключить влияние имущественного положения субъектов, а также ликвидировать заинтересованность администраций в сохранении в госсобственности избыточных активов.

Новшеством станет контроль за выполнением региональными властями расходных обязательств бюджетов. Помимо этого, в предложениях ведомства есть пункт об оценке губернаторов по «интегральному индексу региона в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ», который составляется Агентством стратегических инициатив. Нацрейтинг учитывает усилия по созданию благоприятных условий ведения бизнеса. Кроме того, губернаторов будут оценивать по уровню преступности в регионах.

Хотя, собственно, экзамен для губернаторов придуман в правительственных коридорах федеральной власти давно. Ещё Дмитрий Козак, будучи зам. главы администрации президента РФ, высказывался за то, чтобы оценивать работу губернаторов, отталкиваясь от бюджетных показателей подведомственного им региона. Он предлагал внести 30 оценочных показателей. Такие, например. Если в течение двух лет бюджет региона более чем на 50% формируется за счёт трансфертов, то контроль над расходованием средств переходит к Федеральному казначейству. А заместители губернатора, отвечающие за экономический блок, могут быть назначены и сняты с должности только по согласованию с федеральным центром. Среди оценочных критериев: годовой темп изменения валового регионального продукта, объём инвестиций в основной капитал в расчёте на одного жителя, темп поступления в федеральный бюджет налогов и сборов в расчёте на одного жителя, темп изменения реальных денежных доходов жителей, площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя, уровень безработицы, коэффициент рождаемости и смертности и др. Именно таким образом, полагал Козак, можно уйти от нынешней системы, когда «кто больше порогов обивает – тот больше и получает».

Следующий этап ведёт отсчет с августа 2012 года, когда Владимиром Путиным был подписан Указ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», которым утвержден перечень из 11 показателей. Среди них численность населения, объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств), оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, уровень безработицы в среднем за год, реальные располагаемые денежные доходы населения и др.

С чем идём к экзамену?

Если говорить об инвестиционном климате, то в Забайкальском крае он явно не соответствует критериям. На развитие экономики и социальной сферы, например, в первом полугодии текущего года отмечает Забайкалкрайстат, направлено 29,4 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или 94,3% к соответствующему периоду предыдущего года. Малый бизнес (один из основных критериев) в регионе тоже не на высоте. Забайкальский край фактически превратился в некую продовольственную рыночную колонию. В неё из других регионов и из-за границы бизнесмены везут свою продукцию на реализацию, хорошо зарабатывают при этом, а наши власти – начиная от губернатора и заканчивая главами муниципалитетов - с некой обречённостью наблюдают за этим и разводят руками: дескать, а что мы можем сделать, у нас нет денег на поддержку местных бизнесменов. В результате львиная доля доходов от предпринимательской деятельности достаётся другим регионам – они идут в их бюджеты в виде налогов и в карманы тамошних предпринимателей. Как говорили участники «круглого стола», они вынуждены завозить до 80-90% продукции из других регионов. Позор, но доля, например, собственной молочной продукции в Забайкальском крае на прилавках магазинов не превышает 10%. И это в крае, где молоко в своё время было марочной продукцией. До сих пор, в отличие от других регионов, у нас в крае нет ни одного современного молочного рынка – бездеятельность чиновников в этом направлении потрясающая.

Наши предприниматели становятся изгоями на собственной земле. Даже тех, кто что-то производит – например, Маккавеевский пищекомбинат или Нерчинский мясокомбинат - зачастую не допускают до крупных торговых сетей, вводят на их продукцию (мясо, колбасы, деликатесы) огромную ценовую надбавку, и она становится неконкурентоспособной.

Поэтому не удивительно, что в первом полугодии текущего года по данным Забайкалкрайстата, производство пищевых продуктов в крае снижено на 10,6%. Это произошло за счет уменьшения объемов производства мяса (говядина и телятина) на 35,9%, колбасных изделий – на 13,1%, мясных консервов – на 18,9%, переработанной и консервированной рыбы – на 22,8%, молока – на 9,9%, муки – на 41,4%, хлебобулочных изделий – на 7,9 %, изделий макаронных – на 29,1%. Всё это мы покупаем в магазинах, но произведена продукция в других регионах.

Ну, какую оценку по критериям эффективности здесь можно получить? А ведь в деле развития малого бизнеса, в вопросах производства продуктов питания трудно сослаться на какие-то «объективные» причины – нехватку денег, например. Здесь просто нужда серьёзная организаторская работа региональных министерств.

Что касается критерия, смысл которого в том, что будут поощрять не тех, кто «больше порогов обивает, тот больше и получает», а тех, кто добивается эффективности, в том числе в финансовой сфере за счёт собственных внутренних возможностей, то здесь пока наше региональное правительство не дотягивает даже до двойки. Наш губернатор только и делает, что просит денег у федерального правительства, а государственный долг края растёт. Да и как ему не расти, если экономика региона в глубокой рецессии. Итоги первого полугодия говорят о том, что допущено снижение объёмов производства в обрабатывающих производствах, обеспечении электрической энергией, газом и паром, водоснабжении и водоотведении, сельском хозяйстве, обороте розничной торговли и общественного питания, объеме платных услуг населению, грузообороте автомобильного транспорта. Сократились реальные денежные доходы населения. Поэтому нельзя удивляться, что население региона снижается год от году (а это серьёзный показатель для оценки эффективности губернатора).

В общем, для новой команды губернатора даётся ещё два года, чтобы все эти показатели направить в сторону повышения. Иначе положительной оценки по ЕГЭ для губернаторов ждать нельзя.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности