23 ноября, четверг, 12:44
СООБЩИТЬ НОВОСТЬ

Дневник кинофестиваля

Клара Хоменко / Кинофестиваль, 11:29, 16 сентября
Дневник кинофестиваля
Фото Забмедиа

При полной безнадеге говорят: «Нет выбора». Забайкальский кинофестиваль про другую безнадегу: приходится выбирать, успевая на фильмы конкурсной программы и спецпоказов. Так что наш ежедневный обзор картин, показанных на фестивале, разумеется, будет неполон – и совершенно точно субъективен.

«По млечному пути» - самый изруганный критиками фильм Кустурицы. И спецэффекты, мол, плохи, и Белуччи некрасива, и цирка много, и библейским символизм одолел. Да и вообще – сколько можно снимать фильмы о Балканской войне, которая давно кончилась? Но война никогда не кончается в тех, кто ее пережил. Вот и Эмир Кустурица, у которого разбомбили дом, раз в 10 лет снимает фильм о горящих деревнях, обстрелах, крови – и жизни, которая пляшет посреди всего этого под буйную и прекрасную музыку. Сербия в его фильмах - балканское Макондо, только вместо дождя из желтых бабочек тут божьи коровки, пчелы-спасительницы, часы, в которых то и дело застревают люди. Ругать эти самоповторы можно, только имея хороший вкус и не имея сердца.

«По млечному пути» - классический фильм Кустурицы, где смотрит в камеру терпеливый ослик в яркой попоне и все ждут двойной свадьбы, а дожидаются миротворцев с напалмом. Единственная неожиданность здесь – то, что режиссер в кои-то веки сам сыграл в собственном фильме и оказался замечательным актером. Чудаковатый молочник Коста, который каждый день под обстрелами возит молоко с фермы в деревню, напоминает Франциска Ассизского, только святость его земная: пожалеть живую тварь, любить всем сердцем женщину. Бабочка летит над обугленным телом, прекрасная Моника Белуччи все время смотрит «Летят журавли» и плачет. Та война закончилась. Эта – нет, и спустя 15 лет Коста все еще ждет своего рая. «Только это и имеет смысл — любить кого-то изо всех сил».

На первом сеансе конкурсного «Оралмана» было около 20 человек – в середине дня, в пятницу, на фильме никому не известного у нас казахского режиссера Сабита Курманбекова, и все досмотрели фильм до конца. Можно было бы не говорить все эти глупости, если б не бытующее у нас представление о зрителе, жаждущем только раскрученных имен да перестрелок. Кино – не только развлечение и отдых от тревог. Это еще узнавание себя в непохожем. Зеркало, отражающее чужое лицо, которое вдруг становится твоим собственным. История этнического казаха-репатрианта Сапаркула была снята к 25-летию государственности Казахстана и потому во многом, скорее всего, парадная. Но тем замечательнее та искренность, с которой она рассказана. Дулыга Акмолда, один из лучших театральных актеров Казахстана, ведет свою роль без единой фальшивой ноты. Лицо его почти неподвижно – и при этом пробуждает десятки эмоций. Неторопливое повествование обволакивает, затягивает в холодные белые степи, так похожие на забайкальские. Руина пустой мечети напоминает о десятках развалин, что стоят по всему бывшему СССР. И в конечном итоге «Оралман» - не только о возвращении к корням. Это фильм об исцелении от ран, нанесенных за сто лет, начиная с Гражданской войны и кончая Афганистаном. О том, что есть время разбрасывать камни, не думая, куда попадет – а есть время отодвинуть колючую проволоку и помочь выдолбить могилу в мерзлой земле.

Перед показом «Миссии» в кассу стояла приличная очередь. Документальное кино о Кодаре и Чарских песках, о зоне БАМа и Мраморном ущелье хотели посмотреть многие, и жаль, что в рамках кинофестиваля был запланирован всего один сеанс. Забайкальскому зрителю просто необходимо такое кино - фильм-исследование, фильм-поиск, скол нерастаявшего в мае снега. Монументальнальная красота Чарской котловины здесь не цель и не суть – обрамление для рассказа о прошлом и настоящем, для размышлений о будущем. Вот промплощадка Удокана – а вот остатки Борлага. Вот едет по бездорожью отец Александр – а вот идет через леса с клюкой одинокий странник, ища покоя своей душе. Сложная образность стихов Ингвара Аурума и обыденные, как угол сарая, мысли о будущих праздниках, где китайцы будут плясать в русских косоворотках. То и дело теряется человек в древнем космосе здешней природы и появляется вновь – сам космос, дыхание Бога. Бесконечная дорога, медитация: почему мы такие? Что мы помним? Куда идем? Александр Свешников не дает ответов – он лишь будит разум и душу к размышлению, бередя попутно очень старые и очень больные раны, которые все мы, чья жизнь пришлась на распад одной страны и создание десятков других, носим в себе по сей день. И странное чувство оставляет по себе «Миссия» - одновременно тревоги и мира, краткого внутреннего утешения: ты не один на дороге, и никогда не будешь один. У тебя нет выбора – этот путь придется пройти. У тебя есть выбор – как ты сделаешь это.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Сестры Тумасовы подарили тяжелобольным детям Читы свое творчество
Общество -
Сестры Тумасовы подарили тяжелобольным детям Читы свое творчество

Пуститься в пляс и подпеть знаменитым землячкам. В детском отделении краевого онкологического диспансера прошел день защиты прав детей. На этот раз гостьями праздника стали юные певицы, танцовщицы сестры Тумасовы.   Подростки, малыши, которые уже хорошо ходят и совсем крохи. Все они спешат увидеть знаменитых сестер Тумасовых: они впервые пришли с песнями в детское отделение больницы. Репертуар выбрали самый веселый – чтобы поднять настроение и отвлечь от болезней. А еще подарили пациентам творчество рукотворное - картины, написанные от души и для души.   Екатерина Тумасова: «Первый раз мы сюда пришли. Детишки разных возрастов. Мы решили их поздравить с этим праздником. Дети больные. Для них, мне кажется, самое главное, чтобы внимание было».  Ольга Тумасова:  «Незаметно здесь, что больница. Здесь какой-то домик светленький, радостный».  10-летняя Дильнара Зейналова от выступления сестер в восторге. Вспоминает, как до болезни и сама обожала петь. После победы над лейкозом девочка мечтает снова выйти на сцену.   Дильнара Зейналова:  «Понравилось все, потому что у них такой талант. Большой.  Когда я еще не в Чите жила, я ходила на вокал. В танцевальную школу и еще люблю просто рисовать».   Особенно нарядная на празднике ровесница Дильнары Маша. После постановки диагноза девочка оставила любимое хобби и теперь тоже с нетерпением ждет выписки.  Мария Чесных: «Лечение когда идет,очень грустно. Уколы, капельницы.  Больше всего мне запомнились танцы, потому что я сама танцую. Занимаюсь танцами».  На память о встрече со талантливым сестрами у детей останутся фотографии. Но это не последний концерт в стенах больницы. Тумасовы пообещали не забыть своих новых друзей.                                                                                 Дарья Юринская, Евгений Погорелый.    

Ведущая ЗабТВ спасла взятого в заложники сына олигарха
Общество -
Ведущая ЗабТВ спасла взятого в заложники сына олигарха

Сегодня, 21 ноября, отмечается Всемирный день телевидения. Ежедневно миллиарды человек смотрят телевизор, выросли целые поколения, которые без него уже не могут представить свою жизнь. Любимые передачи, новости из мира политики, экономики и спорта. Над каждым выпуском трудится целая команда профессионалов. А каково это - оказаться, например, журналисту в другой, не менее профессиональной команде?  Корреспондент телеканала «ЗабТВ-24» Екатерина Гаврилова непривычно начинает этот рабочий день. Сегодня она боец спецподразделения Росгвардии Забайкалья. А значит вместо творческой планерки - занятие по физической подготовке. Она здесь - основа всего.  Обучение боевым приемам, чтобы можно было остановить вооруженного ножом или пистолетом преступника. На татами - командир взвода Алексей. Как и все сотрудники спецназа, просит не показывать лицо. Биография - одна на всех. Воевал, был ранен, продолжил бой, не раз награжден.  Чтобы вот так с легкостью закрутить руки преступнику – надо самому побывать на его месте. Прочувствовать все болевые точки. Для первого раза Екатерина справляется, - противник сражен.  Алексей, командир взвода:  «Если не иметь навыка по отработке данных приемов, то, соответственно, противник может оказать вам сопротивление. В данном случае наш сотрудник молодой вполне успешно освоил данный элемент».  И если на съемочной площадке в руках корреспондента - микрофон, то здесь, в тире, - пистолет. Перед сложной спецоперацией - боец отрабатывает навыки точной стрельбы.  Все свое несу с собой. Амуниции на 16 килограммов - оружие, боеприпасы, продовольствие. Все это на плечах хрупкого бойца Екатерины. Ей предстоит освободить заложника из этого здания. По легенде два преступника захватили сына олигарха и просят многомиллионный выкуп. Оперативный штаб принимает решение о проведение операции по освобождению заложника.  Алексей, командир взвода:  «Екатерина у нас исполняла роль так называемого, второго номера, работа непосредственно за щитом – приняла участие в освобождении заложника  -Екатерина справилась со своей задачей?  -Она увидела угрозу, что один из преступников вытаскивает пистолет и направляет – она тремя выстрелами поразила цель».  Екатерина Гаврилова, корреспондент «ЗабТВ-24»: «Это надо быть постоянно в физической форме, потому что носить с собой автомат, бронежилет и очень тяжелый шлем, в нем безумно жарко, на самом деле».  Курс молодого бойца Екатерина прошла. Теперь с силовиками она встретится уже в привычной для нее профессии – будет освещать их нелегкую и подчас опасную работу.  Мария Машанова, Юлия Бабкина, Екатерина Гаврилова, Евгений Погорелый