«Званый ужин» к пустому столу
Планы развития Дальнего Востока и Байкальского региона поражают своей дерзостью и масштабностью. Сказано и написано об этом немало. Всё было бы грандиозно, если бы финансовая река из федерального центра на обеспечение этой программы постепенно не превращалась в заштатный ручеёк. А мелкие потоки к Забайкальскому краю из него, похоже, вообще пересохли.
Шагреневая кожа Госпрограммы
А история такова. В 2014 году была принята Государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», в которой фигурирует и Забайкальский край. В ней определены основные направления развития макрорегиона и механизмы их достижения. Хорошая программа, вселяющая надежды и начальникам, и простому народу. В августе 2016 года в Госпрограмму были внесены серьезные изменения, учитывающие все те новые инструменты развития макрорегиона, которые до этого в течение последних двух лет законодательно вводились в жизнь и доказали свою эффективность на практике.
Но вот наступил март 2017 года. Его, пожалуй, можно занести в историю реализации программных начертаний как «чёрный месяц», наподобие приснопамятного «чёрного вторника» на валютной бирже. Именно в это время правительство РФ опомнилось и внесло в программу такие изменения, которые могут если не нивелировать все усилия по её реализации, то удлинить на неопределённое время.
Вот что произошло. Через четыре месяца после принятия Госбюджета РФ на 2017-й и два последующих года, правительство увидело в программе большие расхождения с главным финансовым документом страны и решило привести программу в соответствие с ним. Таким образом, общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы был сокращен с 511,8 млрд. рублей до 422,7 млрд. рублей, то есть на 89,1 млрд. рублей. По годам картина выглядит ещё более печальней. На 2017 год ассигнования сократились с 46,7 млрд. рублей до 17, 9 млрд., то есть на 28,8 млрд. рублей. На 2018 год - с 46,7 млрд. рублей до 20,9 млрд., сокращение на 25,8 млрд. рублей. На 2019 год - с 46,7 млрд. рублей до 20,5 млрд. рублей – меньше на 26,2 млрд. рублей. Ну, не программа, а просто шагреневая кожа!
Но и это ещё не все сюрпризы для Байкальского региона, в том числе и для Забайкальского края. Этой огромной территории в Госпрограмме отводится второстепенная роль, и даже те жалкие крохи, которые ранее предусматривались документом, стали испаряться. По меткому замечанию сенатора от Забайкальского края Степана Жирякова, присутствие в программе мероприятий по развитию Байкальского региона носит «транзитный характер».
«Идеи наши, деньги ваши»
Вот характерный пример. В состав Госпрограммы впервые вошла отдельная подпрограмма «Поддержка реализации инвестиционных проектов в Байкальском регионе». Как указано в паспорте подпрограммы, результатом ее реализации должно стать формирование на территории Байкальского региона конкурентоспособных на внешнем и внутреннем рынках производств в различных отраслях экономики, превышение доли инвестиций в основные фонды ВРП по Байкальскому региону над средней долей по Российской Федерации, а также создание новых и модернизация имеющихся рабочих мест.
Как видим, серьёзные задачи ставит эта подпрограмма, для Забайкальского края их решение означало бы реальный существенный прорыв в социально-экономическом развитии. Всё бы хорошо, но вот «маленькая» деталь: ассигнования из федерального бюджета на реализацию данной подпрограммы в Госпрограмме не предусмотрены. Получается как в известном сатирическом произведении про Остапа Бендера его ходячий лозунг: «Идеи наши – деньги ваши». Но денег у нашего региона нет, об этом хорошо известно в правительстве страны. Выходит, подпрограмма записана в Госпрограмму просто для «красного словца»?
А ведь как готовились к выполнению данной подпрограммы! На протяжении 2015 и 2016 годов в рамках основных мероприятий был проведен первый этап отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Байкальского региона. Правительством Российской Федерации в ноябре 2016 года утвержден перечень из двух отобранных инвестиционных проектов: освоение Холтосонского вольфрамового месторождения в Республике Бурятия и освоение Аргунского и Жерлового месторождения урана в Забайкальском крае.
Проект по разработке уранового месторождения должен быть реализован в 2016-2025 годах в Краснокаменске градообразующим предприятием ПАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» - дочерним предприятием акционерного общества «Атомредметзолото» (входит в структуру государственной корпорации «Росатом»). Цель проекта – строительство внешней инфраструктуры, позволяющей предприятию обеспечить запуск и последующий выход на мощность в 350 тыс. тонн ураносодержащей руды в год и сохранить действующий уровень производства урана. Без его реализации возможна остановка предприятия, что может привести к сокращению работников и росту социальной напряженности в регионе. В связи с этим предполагается строительство горнодобывающего комплекса по добыче ураносодержащей руды (рудник № 6), которое включено в инвестиционную программу Росатома.
Для финансирования указанных инвестиционных проектов в рамках Госпрограммы правительственной подкомиссией по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе было принято решение перераспределить 650 млн. рублей бюджетных средств в 2016 году с Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока на Министерство экономического развития Российской Федерации. Однако это решение до настоящего времени не исполнено. На два последующих года – 2018 и 2019 – финансирование этой подпрограммы тоже не предусмотрено. А вот на аналогичную подпрограмму в Дальневосточном округе предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 178,24 млрд. рублей. Да и цифры ставящихся задач несопоставимы. В результате этих подпрограмм во всём Байкальском регионе предусмотрено создать 2,63 тыс. новых рабочих мест, а в ДВО – 25 тысяч. Почувствуйте разницу.
Можно и дальше приводить подобные примеры, сопоставление двух регионов будет не в пользу БР, в том числе Забайкальского края. Остаётся только удивляться тому, как слабо отстаивали наши руководители интересы своего региона, что они практически почти выпали из федеральной Госпрограммы. Но, помнится, пропагандистского шума на стадии её формирования у нас было немало.
Так же много, как и сейчас, по поводу плана социально-экономического развития Забайкальского края до 2030 года.
3I/ATLAS: загадочная древняя комета или артефакт инопланетян?
Прогноз погоды на 8 декабря 2025 года
В Забайкалье продолжат обновлять общественный транспорт
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
Прогноз погоды на 7 декабря 2025 года