Игра на камеру. Часть 2

Авто, 13:25, 16 января 2018

В продолжение беседы с корреспондентом Заб.ру начальник Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД, подполковник полиции Сергей Чаплыгин рассказал о "подводных течениях" работы его ведомства с другими организациями. Главное - едва ли не впервые удалось открыто и обстоятельно поговорить о финансовой подоплеке работы камер в Забайкалье. Начало интервью читайте в разделе "Статьи".

Консессия в деталях

- Сергей Львович, скажите, как распределяются доходы от работы комплексов фиксации?

Игра на камеру. Часть 2- Как я уже говорил, в 2014 году был объявлен конкурс на заключение концессионного соглашения по развитию системы автоматической фиксации нарушений ПДД. По его условиям концессионер (им стало ПАО «Ростелеком», которое выиграло конкурс) должен был вложить не менее полумиллиарда рублей на выполнения ряда условий по установке комплексов, строительства Центра обработки данных, установки камер наблюдения АПК «Безопасный город» и дальнейшему полному обслуживанию созданной системы в течение семи лет. Взамен, согласно этому же концессионному соглашению, Забайкальский край производит с компанией расчет в сумме 350 рублей за каждое вынесенное постановление. Сумма могла быть и ниже, но две компании, принимавшие участие в аукционе, свои заявки отозвали. Тогда для Забайкальского края выгода была очевидна, поскольку минимальный штраф составлял 500 рублей, а бюджет края не вкладывал в создание системы ни копейки. Как минимум по 150 рублей поступало в бюджет с каждого нарушения абсолютно без каких-либо финансовых вложений. Но потом появилась 50-процентная скидка на оплату штрафа в течение 20 дней. Остальное можно посчитать.

- О каких суммах речь?

- В 2017 году было вынесено 408 915 постановлений, из них оплачено 317 тысяч постановлений на общую сумму 168 млн 897 тыс. рублей. Несложно посчитать, что даже с учетом 50% оплаты штрафов край в убытке не остался. Деньги, которые останутся в бюджете региона, пойдут на те же зарплаты учителям, врачам и другим работникам бюджетной сферы. Вообще же в бюджет края в 2017 году от оплаты штрафов по постановлениям за 2014-2017гг суммарно поступило 207 млн 942 тыс рублей.

Я не собираюсь ни в коей мере защищать интересы ПАО «Ростелеком», но с учетом тех денег, которые они потратили, система для них окупится лет через двадцать-тридцать. На капитальное строительство компания потратила 1 млрд 29 млн рублей из собственных средств.

- Ну, это взгляд на ситуацию с точки зрения экономики. А что с безопасностью дорожного движения? Эффект есть?

- К сожалению, результаты не совсем такие, какие бы мы хотели видеть. В Чите в 2017 году, по сравнению с 2016 годом, произошел рост аварийности по всем показателям. Хотя если сравнивать показатели с 2014 годом, снижение всё таки значительное. Например, за 2017 год ДТП унесли вдвое меньше жизней, чем в 2014 году, но на восемь человек больше, чем в 2016-ом. Это, безусловно, нельзя напрямую связать именно с нашей работой. Дело, скорее, в пьянстве за рулем и в безнаказанности отдельных категорий водителей, например, мотоциклистов. Как бы мы не хотели, но технические возможности комплексов фиксации не позволяют определять пьяный водитель или нет.

Нетрезвые и привластные

- Мы видим, что в некоторых районах города и на трассах чаще всего происходят смертельные ДТП. С чем это связанно?

- Анализ ДТП показывает, что много людей в 2017 году погибли и получили на участке трассы между перекрестком «Застепь-ГРЭС-Ивановка» и развязкой двух федеральных автодорог. Там хорошее покрытие, люди разгоняются, летят, часто ночью, и, как результат, попадают в ДТП, нередко смертельные. По-прежнему больше всего людей гибнет в Черновском районе. Можно вспомнить недавнее ДТП, в котором погибло сразу четыре человека. Трое скончались на месте ДТП, а позднее в больнице скончался и водитель.

- И что делать с этими участками?

- Планы есть. Открою небольшой секрет. У нас есть стационарные комплексы, которые вообще на протяжении месяца могут не зафиксировать ни одного нарушения. Хотя вешали их в свое время на тех участках не просто так. Соответственно, свою задачу они выполнили. Если «Ростелеком», как концессионер пойдет нам навстречу, можно будет из двух комплексов «Вокорд» сделать один по фиксации средней скорости на том участке дороги. Эта мера, думаю, подействует.

- А какие районы самые благополучные по аварийности?

- В Центральном районе ДТП с пострадавшими или погибшими – большая редкость. В центре города много камер, много оборудованных перекрестков.

- Но ведь вы сказали, что именно пьянство за рулем является основной причиной ДТП с пострадавшими. Каким тогда образом большое количество комплексов в Центральном районе влияет на статистику аварий?

- Давайте разберемся. У нас есть конкретные цифры. В разные годы доля ДТП по вине водителей в нетрезвом состоянии колебалась от 10 до 20%. Но ведь оставшиеся 80% попадают в аварии совершенно трезвыми. Зачастую, это водители с большим стажем вождения. Происходят аварии из-за выезда на встречную, превышения скорости, проезда на красный свет и другого. Камеры как раз и повлияли на эту, самую большую часть людей. За счет комплексов по ряду показателей произошло снижение. Но часть ДТП по вине водителей в нетрезвом состоянии сильно усугубляют ситуацию. Комплексы на них воздействовать не могут. Им, к сожалению, всё равно.

- Сергей Львович, теперь хотелось бы остановиться на мнении об избирательности системы фиксации правонарушений. Доводилось слышать, что большим чиновникам, силовикам, прокуратуре и работникам других ведомств предпочитают не выносить постановления. Что скажете?

- Если мы прямо сейчас зайдем в базу зафиксированных нарушений, то можем найти там много знакомых фамилий. Есть там и чиновники, хотя сейчас многие регистрируют машины на родственников, чтобы себя, таким образом, не компрометировать. Но в целом, конечно, есть чиновники, есть сотрудники полиции, есть родственники сотрудников Центра, есть, кстати и сами сотрудники. Например, за выезд на полосу встречного движения был выписан штраф на служебную машину нашего подразделения, штраф оплачен.

- То есть, для вас разницы нет?

- Понимаете, все эти разговоры, дескать, мы фильтруем что-то, далеки от правды. Ладно, сейчас много нарушений нет. А летом у нас было до трех тысяч нарушителей в сутки. Где там кого искать? У меня ещё ни разу не было такого, чтобы я зашел в сегодняшнюю обработку информации и не встретил там знакомых или просто известных людей.

- А что со спецавтомобилями?

- Скажу так. Девять постановлений на водителей автомобилей ДПС в 2017 году были оставлены в силе. Были и постановления на скорую помощь, которые оставлены в силе. Я понимаю, что есть ситуации, когда существует крайняя необходимость. Допустим, в медучреждение везут больного. Но когда машина возвращается с вызова на место стоянки или едет за лекарствами, ни о каких вынужденных нарушения ПДД речи и быть не может. Это касается вообще всего спецтранспорта. Кстати, единственными, у кого 100% постановлений было прекращено в 2017 году, были водители спецтранспорта МЧС. У них с этим достаточно строго.

Игра на камеру. Часть 2

Карта размещения стационарных комплексов автоматизированной фиксации нарушений ПДД в Чите (2ГИС)

- Кто-нибудь контролирует отбракованные постановления?

- Нас постоянно проверяет Управление ГИБДД по Забайкальскому краю. У руководства, в том числе у контрольно-профилактического отделения (аналог ОСБ в Госавтоинспекции), есть специальный доступ в базу. По необходимости проверку могут провести следственные и надзорные органы. Поэтому никто здесь ничего фильтровать не будет. Зачем? Чтобы, извините за выражение, сесть в тюрьму из-за 500 рублей?

- А в целом процент отбраковки большой?

- По некоторым нарушениям очень большой. Почти 90% срабатываний техники по выезду на встречную полосу мы отбраковываем. Это связано с нюансами работы комплексов фиксации.

Дайте жалобную книгу!

- Сергей Львович, в последние годы автомобилисты в Чите сталкиваются с сильным накатом на дорогах. Разметку заносит снегом. Сложнее работать в таких условиях?

- Это сказывается. В Чите вообще складывается парадоксальная ситуация после выпадения снега. Понятно же, когда дороги становятся скользкими, от водителей требуется концентрация, внимательность и четкое соблюдение ПДД. У нас же ситуация почему-то обратная. Люди начинают чаще нарушать, превышать скорость, перестраиваются с нарушениями, встают в четыре ряда. Да, часто за это мы не имеем права наказывать, разметки не видно. Но ведь это риск попасть в ДТП. То же самое было и в новогодние праздники, когда прошел снегопад. Несмотря на скользкие дороги, почти 60% всех нарушений – превышение скорости. Вот, думаю, вполне ясное подтверждение парадокса.

- Выше вы упоминали технические нюансы работы подведомственного вам центра. Насколько часто случаются сбои?

- Эта система, как и любая другая, иногда дает сбой. Часто это происходит на федеральном уровне, иногда в банках. Мы зачастую даже не знаем, в чём дело, почему, например, банк не может принять оплату по постановлению. А люди всё равно идут жаловаться на это к нам. Бывают проблемы и на нашем, местном уровне.

- Насколько жалобы - вообще распространенное явление в Забайкалье?

- Всего к нам поступило 6 260 заявлений за 2017 год. Большую часть из них составляют заявления от экстренных служб, ведь если комплекс фиксирует нарушение, мы должны выписать постановление. В итоге, мы одной рукой штрафуем, допустим, машину скорой помощи, а другой рукой через день это постановление прекращаем. Это проблема. Сейчас мы стараемся её решить.

- Есть обоснованные жалобы?

- Безусловно. Не стоит забывать, что фиксацией нарушений занимается техника. Тот же комплекс «ПаркРайт», который фиксирует нарушение правил парковки. У него очень точная система позиционирования. Комплекс определяет свое местоположение с погрешностью всего 1,5 метра. Зная его возможности, мы заложили в его память зоны, где остановка запрещена. Но в какой-то момент в районе перекрестка Амурской и Профсоюзной эта точная система начала «врать». Те машины, которые стояли уже за пределами действия запрещающего знака, стали классифицироваться как нарушители. Мы в результате эту зону вообще исключили.

Игра на камеру. Часть 2

- А что со стационарными комплексами?

- Бывают ложные срабатывания на перекрестках. Это даже заложено в технических характеристиках устройств. Но тут с прекращением постановления нет никаких проблем. Есть жалобы, связанные с вынужденными нарушениями. Например, выходит на дорогу военный регулировщик, чтобы провести колонну техники. Водители останавливаются, в том числе и за стоп-линией или, подчиняясь сигналам регулировщика, проезжают на красный. Колонна проходит, водители продолжают движение и вскоре получают постановление. Техника расценивает это как нарушение. Когда происходит предварительный просмотр полученных материалов, бывает тяжело увидеть этого человека в жилете (регулировщика), который вышел из-за столба, пропустил колонну и сразу ушел. Такие случаи бывают и тогда, когда водитель нарушает правила проезда перекрестка, чтобы пропустить скорую помощь. В основном такие фотоматериалы мы, конечно, отбраковываем, но иногда бывает и пропускаем.

- Как происходят разбирательства?

- Вообще, водителей можно разделить на несколько групп. Есть те, кто нарушил, пришел к нам в центр ругаться, получил объяснения, перечитал ПДД и больше не нарушает. Подавляющее большинство таких людей. Но есть и те, кто вместо изучения Правил дорожного движения идут в Интернет и читают там комментарии всевозможных адвокатов, экспертов и правозащитников. Специалисты ведь есть и в Москве, и у нас. Граждане часто не понимают, что на самом деле эти люди в основной своей массе зарабатывают деньги. Как правило, нет в этом попыток защитить автомобилиста, только пиар, чтобы потом заработать на своем имени. И люди читают эти порой безграмотные комментарии. С этим приходят к нам. Есть даже те, кто переписывает слова этих экспертов в заявлениях под копирку.

- Судя по всему, в основном жалобы касаются именно ПДД и работы комплексов?

- В основном, да. Однако часто жалуются и на «Почту России». Люди сообщают, что постановления не то, что долго доходят - бывает, человек вообще не получает никаких документов о совершенном нарушении. Много людей приходят с такими жалобами, хотя ГАИ не может ни отвечать за работу почты, ни контролировать её.

- И что делать в этом случае?

- Рассматривали мы этот вопрос, разговаривали с «Почтой России». К сожалению, какого-то конкретного пути решения пока не удалось найти. Самое неприятное, что человек за некоторое время может накопить штрафов на большую сумму. В этом случае пропадает скидка на штраф, он получает исполнительное производство и лишается права выезда за границу или части своего дохода. А узнает он о своих штрафах только в тот момент, когда от его очередной пенсии уже ничего не осталось. Такие возмущения по поводу работы почты выливаются прямо к нам. Жалобы по доставке писем в Чите и Читинском районе принимает Контрольно-справочная службы Забайкальского УФПС. Она находится на втором этаже главпочтамта.

За ценой не постояли

- Раз уж мы заговорили о почте, давайте остановимся на «письмах счастья». Всегда было интересно, сколько стоит отправка, кто за нее платит?

- В рамках концессионного соглашения оплатой почтовых расходов, как и всех других, связанных с работой комплексов, занимается «Ростелеком». Они платят от 1,5 до 2,2 миллиона рублей в месяц «Почте России» за отправку писем. Отправка каждого письма стоит около 60 рублей.

- Вы сказали, что «Ростелеком» оплачивает все расходы на работу «Безопасного города». То есть, "коммуналку" за здание центра фиксации, содержание серверов и всего остального бюджет не платит?

- Не платит за это ни федеральный, ни региональный бюджеты. Весь «Безопасный город» хоть и принадлежит Забайкальскому краю, но находится в аренде у «Ростелекома». Компания несет все расходы на эксплуатацию системы.

- Вы знаете, во сколько это им обходится?

- Не могу точно сказать. Знаю лишь, что одной из самых болезненных тем для «Ростелекома» является аренда столбов у троллейбусного управления Читы. За одну точку подвеса комплекса или камеры «Безопасного города» приходится платить по 1,5 тысячи в месяц. С учетом того, что многие камеры, в том числе камеры наблюдения АПК «Безопасный город» располагаются именно на этих столбах, сумма, согласитесь, получается немалая даже для «Ростелекома». По-моему, дело уже дошло до обращения в Федеральную антимонопольную службу. Для сравнения, "Горсвет" за ту же точку подвеса берет почти в пять раз меньше.

- Неужели нет выхода?

- «Ростелеком» был готов даже вкопать свои столбы для установки комплексов. Они бы за два года окупились. Но не разрешили.

- Можно ли говорить, что у читинского руководства конфликт с «Ростелекомом»?

- Не думаю. В 2017 года город сделал многое для нормальной работы комплексов. Несколько раз обновлялась дорожная разметка, в некоторых местах были нанесены стоп-линии из термопластика. Есть позитивные вещи. Хотелось бы дальнейшего развития удобства улично-дорожной сети.

- Сергей Львович, подходя к концу нашей объёмной беседы, прошу вас прокомментировать ещё одно расхожее утверждение. Часто слышу, что основная цель работы комплексов фиксации – зарабатывание денег. Что вы можете сказать об этом?

- Я тоже много раз слышал эту фразу. Могу сказать одно - на нас никто не давит, не просит увеличить количество нарушений. Какого-то определенного количества выявленных нарушений, некоего плана, сейчас не требуют ни с инспекторов, ни с нас. Руководство требует одного – чтобы мы работали. И пока жители нашего города, жители Забайкальского края продолжат нарушать ПДД, садиться пьяными за руль автомобиля, превышать скорость и совершать другие необдуманные поступки, работы у нас будет предостаточно. В этом сомнений нет, хотя, если честно, хотелось бы поменьше.

P.S.

- В завершении попрошу дать пару советов забайкальским водителям. Скажите, что нужно сделать, чтобы всё-таки не "попасть" на штраф?

- На самом деле, те нарушения, которые фиксируют комплексы, не допустить достаточно просто – притормозить заранее и не пересечь стоп-линию, не трогаться на сочетание красно-желтого сигналов светофора, не разгоняться в надежде проскочить перекресток на желтый после зеленого, смотреть на светофор, а не на других участников движения. Быть внимательнее к пешеходам и пропускать их на переходах, обращать внимание на дорожные знаки и разметку. Знаете, очень много людей, которые постоянно ездят за рулем, вообще не допускают нарушений, или одно-два за год. Когда говорят, что невозможно ездить не нарушая – это не правда. А есть те, кто за год умудряется получить по 100-150 штрафов, оплачивает их, даже не пытаясь обжаловать, и продолжают ездить как попало. Не могу сказать, что эти водители производят впечатление таких уж зажиточных людей.

Кому-то стоит просто перечитать ПДД с комментариями какой-нибудь хорошей автошколы, внимательно изучить, в конце концов, прийти в Центр, чтобы ему рассказали суть допущенного нарушения, чтобы больше такого не допускать. Кому-то может, есть смысл поездить с инструктором, чем постоянно допускать нарушения, а потом оплачивать штрафы. Да, даже такое бывает, когда навыки вождения изначально выработаны не верно. В остальных случаях, если, действительно, произошла какая-нибудь ошибка, мы всегда примем сторону водителя.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"