Хождение за правами
Во все времена журналисты пытаются примерить «шкуру» представителей разных профессий или просто испытать что-либо на себе, чтобы потом рассказать читателю о своих набитых шишках, дабы предостеречь его, или просто просветить своим рассказом. Возможно, этот материал и не появился бы на страницах «Экстры», но я просто не могу не поведать о том, с какими трудностями пришлось столкнуться при получении водительского удостоверения, ведь, поверьте, проблемы эти касаются (или коснутся в будущем) многих.
Арифметика с подвохом
Приближаясь к 30 годам, вдруг осознал, что пришло время освоить навыки вождения и стать автолюбителем. Раньше, почему-то, никогда особо не стремился к этому, но жизненные обстоятельства менялись, а фразы окружающих «лучше сдавай сейчас, потом сдавать ещё сложнее будет» подталкивали к более решительным действиям.
С чего начать? Конечно же, с выбора автошколы. Прочитав отзывы, коих почему-то на просторах Сети оказалось не так много, об организациях, предоставляющих нужные мне услуги обучения в Чите, пришёл к выводу, что мнения у людей разные, и сложно выбрать истинное, поэтому решил действовать по принципу «больше всего на слуху». Под такую характеристику подходили две автошколы, имеющие в своём названии запоминающиеся сочетания букв. Набрав указанные в интернете номера телефонов, узнал расценки. В одной организации (наверное, наиболее «раскрученной» в городе) заявили, что всё обучение обойдётся примерно в 20 тысяч рублей (курс теории и 20 практических уроков вождения), во второй назвали сумму повыше, но и практических занятий посулили больше. По неопытности решил, что 20 уроков вполне достаточно, поэтому в целях экономии выбрал первый вариант. Только потом узнал, что всё не так просто, как кажется на первый взгляд, но об этом ниже. А пока – заключил договор, оплатил 9 900 за теоретический курс, позже внёс кассу 4 000 за бензин и приготовил 6 000 на 20 практических занятий (по 300 рублей за урок в руки инструктору). Такая подробная арифметика важна, чтобы в конце вывести «итого».
Но прежде чем начать обучение, необходимо было получить медицинскую справку. На самом деле, это несложно. Примерно за 3 часа прошёл всех необходимых врачей. Благо, в ряде больниц города процесс прохождения медосмотра и выдачи справок будущим автолюбителям отлажен до автоматизма. Обследование делается не по полису, а на платной основе, поэтому за все необходимые процедуры пришлось отдать что-то в районе 1 500 рублей. Пришло время, и я, как когда-то в школе или вузе, снова сел за парту. Три вечерних занятия в неделю, опытный преподаватель, который за 2,5 месяца крайне доходчиво объяснил правила дорожного движения и тонкости их понимания. Без шуток, к преподавательскому составу вопросов нет, учат на совесть, так, что потом на теоретическом экзамене в ГИБДД чувствуешь себя как рыба в воде. А вот с практикой есть интересные моменты. Схема такая. Те 20 занятий, о которых вежливый оператор рассказывает тебе во время ознакомительного звонка, разбиваются по схеме 3/17. То есть три занятия сразу уходят на освоение «тренажёра», во время которых на автомобиле с автоматической коробкой передач тебя учат, грубо говоря, «крутить баранку», а оставшиеся 17 на занятия с инструктором на машине с коробкой передач, которую ты планируешь освоить. В моём случае «механика». На 20-м обязательном занятии случается промежуточный экзамен по вождению. И если ты его не сдаёшь, то должен взять ещё минимум шесть уроков, стоимостью уже по 500 рублей каждый (инструктору). Только тогда тебя допустят до внутреннего экзамена, проводимого самой автошколой. И вот если ты и его сдашь, а также внутренний тест по теории, то все «отличники» вместе с тобой группой централизованно отправятся на экзамены в ГИБДД.
Время вышло
На 20-м занятии я сдал промежуточный экзамен, но было очевидно, что без шести дополнительных занятий к моменту наступления внутреннего экзамена в автошколе навык вождения будет потерян. К слову, о том, что без доп. уроков сдать «внутряк» практически без шансов, тебе напомнят не раз. Действительно, странно с этим спорить. К 20-му занятию ты прекрасно понимаешь, что проведённого за рулём времени совершенно недостаточно для того, чтобы более-менее уверенно чувствовать себя на дороге в большом городе. Соответственно, заплатишь ты всё равно больше, а озвученные автошколой при поступлении приемлемые суммы – не более чем маркетинговый ход. Поэтому прибавляем ещё 3 тысячи рублей (6*500).
И вот тут начинается самое интересное. Экзамен в ГИБДД. Будущий обладатель прав должен обязательно зарегистрироваться на сайте Госуслуг, чтобы записаться на экзамен, а если быть точнее, на предоставление услуги «Получение водительского удостоверения после прохождения профессионального обучения на право управления транспортными средствами». Стоит услуга 2 000 рублей, но при оплате через сайт Госуслуг действует скидка, поэтому я заплатил 1 400. Все документы собраны, все зарегистрировались, кто-то внутренние экзамены сдал, кто-то нет. Из группы численностью более 20 человек на экзамен в МЭО, что на улице Матвеева, 1а, с утра пришли только 12 соискателей.
По процедуре прохождения теоретического экзамена вопросов нет. Всё понятно и прозрачно. Из 12 сдававших «засыпался» только один. Остальные 11 отправились на площадку ГИБДД, которая теперь находится около улицы Генерала Белика. Тут, как говорится, всё для людей. Зима, минус 30, ожидайте. Более предприимчивые группы нанимают маршрутные такси, чтобы ожидать в них своей очереди, кто-то сидит в машинах приехавших поддержать близких людей, а тот, кому повезло меньше, ищет тех, кто «приютит» и поделится теплом. Пунктов обогрева для экзаменующихся на площадке не предусмотрено. Правильно, зачем? Будущий водитель должен максимально прочувствовать на себе, как непросто ему достались права.
Через какое-то время до нашей группы доходит очередь сдачи так называемой «площадки». Всё просто: гараж, горка, стоп-линия, разворот, парковка, змейка. Прошёл – молодец, жди выхода «в город». К завершающему этапу нас осталось всего семеро. Казалось бы, группа же сдаёт. Нас ещё на занятиях стращали, что лучше идти централизованно, со всеми, так как одному пробиться в очередь тяжелее. А что в итоге? В 17:00 экзаменаторы собрались и уехали. Я, мои одногруппники и ещё с десяток других коллег по несчастью, не успевших сдать «город» в этот день, побрели по домам. А на следующий день в личный кабинет на портале Госуслуг пришло уведомление «услуга предоставлена». В автошколе потом объяснили, что так происходит постоянно, мол, в ГИБДД лежат кипы жалоб, но ничего не меняется, поэтому экзамен придётся досдавать в следующем месяце. А пока продолжаем ходить на практические занятия, чтобы навык не терять. Конечно же, за отдельную стоимость.
Решив закрыть эту тему до конца года, я не стал дожидаться следующего месяца и сдал экзамен в другом городе. Да, всё заново: теорию, «площадку», а затем, наконец-то, и «город». Пришлось заново оплатить госпошлину, потратиться на проезд, на пару уроков вождения для знакомства с новым для себя населённым пунктом, но, по сути, те же деньги я бы потратил на вождение в Чите, пока в очередной раз не подошла бы дата экзамена. И не факт, что очередь опять дошла бы до меня (поэтому смело плюсуем ещё 5 000).
Экзамены я сдал, теперь услуга действительно была предоставлена, но не в Чите, а, значит, первая госпошлина оплачена впустую. К слову, там, где я сдавал в итоге, практический экзамен принимал всего один экзаменатор. Как ни странно, успели все.
Послесловие
Мы в «Экстре» пытались разобраться в сложившейся ситуации через представителей краевого УГИБДД, отправив запрос с интересующими вопросами в группу пропаганды безопасности дорожного движения ещё в середине декабря, но ответа на него не получили до сих пор. Очевидно, что в системе сдачи экзамена на право управления транспортными средствами в Чите назрели серьёзные проблемы, которые доставляют массу дискомфорта гражданам. Запись на предоставление государственной услуги носит формальный характер и не гарантирует, что эта услуга будет предоставлена. Практический экзамен превращается в волокиту, но контроля за этим нет никакого. А некоторые автошколы, прекрасно видя ситуацию изнутри и «перекидывая» тех, кто не успел сдать (либо пересдаёт) из месяца в месяц, из очереди в очередь, не останавливают конвейер приёма новичков. Тем самым они обрекают их на хождение по мукам в будущем. Сдашь ты или нет – дело второе, главное – больше учеников (денег). Вот уж точно говорили: «Сдавай сейчас, потом сложнее будет». Страшно представить, что же нас ждёт впереди. К слову, моя итоговая сумма: более 30 тысяч рублей.
Статья опубликована на сайте газеты «Экстра»