Кандидату в водители приготовиться!

Авто, 08:30, 10 февраля 2018

В одном из недавних номеров «Экстры» в статье «Хождение за правами» я рассказывал, с какими трудностями при сдаче экзамена в ГИБДД сталкиваются сегодня люди, желающие получить заветное водительское удостоверение. Это и большие очереди, с которыми не помогает совладать даже запись через сайт Госуслуг, и отсутствие комфортных условий на площадке для сдачи экзамена, и отношение к ученикам со стороны автошкол. Публикация, судя по откликам, вызвала резонанс. Поэтому мы решили пойти дальше и узнать, что думают о происходящем в ведомстве, отвечающем за данную государственную услугу. В итоге, в ходе беседы с начальником межрайонного экзаменационного отдела (МЭО) ГИБДД УМВД России по Забайкальскому краю, подполковником полиции Олегом Яльцевым выяснилось немало интересного.

Поток учеников

– Олег Викторович, как такое возможно, что кандидаты в водители в Чите, которые записались на сдачу экзамена на определённый день через сайт Госуслуг и пришли на площадку организованной группой, не успевают в один день сдать оба этапа практического экзамена и вынуждены ждать до следующего месяца? Автошкола в этом винит исключительно сотрудников ГИБДД. (Говорю на примере себя и своих одногруппников).

– В конкретной ситуации обстоятельства могут быть разные. Например, в декабре, когда вы сдавали, у нас возникли трудности с численностью экзаменаторов на площадке. Но это частный случай, проблема же куда глубже и связана она как раз с деятельностью автошкол, ведь мы работаем исключительно в рамках взаимодействия с ними. Связано это с тем, что у нашего МЭО есть только один автомобиль, оборудованный и пригодный для приёма экзамена, и вообще нет собственной площадки. Поэтому машины на экзамен предоставляют образовательные учреждения, они же подают списки групп учеников, на основании которых мы формируем график приёма экзаменов с загрузкой на месяц. Казалось бы, всё просто, но вот тут и начинаются проблемы.

Во-первых, автошколы не всегда ответственно подходят к предоставлению транспортных средств. Скажем, заявляют на день экзамена четыре автомобиля, а по факту мы получаем три, а то и два – кто-то сломался, кто-то заболел. Также тратится время на проверку оборудования аудио-, видеофиксации, установленных в учебных машинах. Ведь процесс экзамена должен записываться, чтобы не было спорных моментов. Во-вторых, и это пожалуй самое главное, в Чите образовалось огромное количество, скажем так, «двоечников» – тех, кто не сдал с первого раза. Причём их становится только больше, так как некоторые образовательные учреждения готовят за раз очень много учеников. Широко известен «Забайкальский ЦВВМ» (автошкола «АБВ» – авт.), где набор может достигать порядка 200 человек в месяц. Сдают далеко не все, а потом сами ходят на экзамен, записываются «через окно» на Матвеева, вместе с группами едут на площадку. И хоть организованным группам у нас отдаётся приоритет, но мы не можем отказать и тем, кто зарегистрировался самостоятельно.

– И насколько велики показатели не сдачи экзаменов по вождению в Чите?

– У нас общегородской процент сдачи второго этапа практического экзамена по вождению, так называемый город, составляет 7,7% от общего числа. То есть только семь процентов кандидатов в водители сдают всё с первого раза. Виной тому качество подготовки учеников в образовательных учреждениях. Количество растёт, качество уменьшается. В связи с этим мы проводили рабочую встречу с автошколами. Обсуждали, в том числе, вопрос, когда некоторые недобросовестные организации не доводят своих воспитанников до логического завершения обучения – мол, не сдал – твои проблемы. И у нас возникло ощущение, что ряду автошкол выгодно, что люди не сдают, потому что это дополнительный способ заработка на «двоечниках».

И ещё, сегодня кандидаты в водители из-за огромного потока в автошколах «не выкатывают» положенные по обязательной программе часы подготовки водителей. Их должно быть за время обучения порядка 56, на деле в индивидуальных карточках водителей мы порой видим и 20 часов, а у человека уже на руках свидетельство об окончании подготовки. И эти вопросы мы задавали, но внятных ответов нет.

Пустите погреться!

– Дело ограничилось только беседами? Неужели никто не в силах повлиять на сложившуюся ситуацию?

– В декабре мы написали письмо на имя министра образования края Томских, в котором обратили внимание на низкий уровень подготовки кандидатов в водители. Дело в том, что все образовательные учреждения лицензию получают именно в министерстве. Получили ответ, что по нашему обращению провести проверку в автошколах они не могут. Нужны обращения граждан, которых бы не устроило качество предоставляемых услуг и уровень подготовки. Поэтому мы, как ведомство, которое заинтересовано в повышении качества обучения будущих водителей, сейчас готовим обращение на имя прокурора Забайкальского края. Планируем, что оно должно появиться на основе анализа сдачи экзаменов за 2017 год и первый квартал 2018-го.

– У ГИБДД когда-нибудь появится своя площадка для сдачи практического экзамена в Чите? И почему на действующей площадке на улице Генерала Белика нет ни пункта обогрева, ни туалета?

– Действительно, в настоящий момент экзамен принимается на площадке, что находится в аренде у Всероссийского общества автомобилистов и субаренде у нескольких автошкол, одной из которых принадлежит установленный там тёплый вагончик, так называемый павильон. До недавнего времени в вагончик пускали погреться только учеников автошколы-владельца, так как другие образовательные учреждения не хотели солидарно оплачивать расходы на содержание павильона – около 10 тысяч рублей в месяц. Сейчас этот вопрос решён, вагончик открыт для всех.

Что касается собственной площадки ГИБДД, то мы неоднократно обращались в адрес правительства края с просьбой выделить деньги на строительство, так как это необходимо для качественного предоставления госуслуги. Последний раз в 2017 году нам ответили, что средств в бюджете не предусмотрено, и что, возможно, вопрос финансирования будет рассмотрен в 2018 году. Также в марте 2017-го мы обращались в министерство территориального развития края с просьбой предоставить нам площадку, где когда-то находилось кафе «Ганбей», но это оказалось невозможно, так как там имеетя водозабор. В качестве альтернативы нам была предложена площадка в районе КСК, но этот вариант не подходит в виду своей отдалённости.

– Выходит, кандидатам в водители в Чите не стоит ждать перемен в этом плане?

– Вовсе нет. Ещё с ноября по опыту соседних регионов мы стали прорабатывать возможность приёма экзаменов на площадках образовательных учреждений. Могу сказать, что уже три автошколы получили от нас заключения о соответствии их материально-технической базы требованиям для приёма практического экзамена, также отработаны маршруты для второй части экзамена. Уже со второй декады февраля мы будем составлять график с учётом приёма экзамена на их территории. По сути, один сотрудник будет конкретно работать с одной автошколой и, например, день принимать «площадку», потом день отводить на «город». Это будет очень удобно. Среди таких учреждений автошкола ДОСААФ, у них площадка на Серышева, 2, соответствует всем требованиям, городские маршруты от этой точки мы тоже проверили. Также могу назвать ЗАО «Движение» на Геодезической, 45. Кроме того, готовится присоединиться к нововведению автошкола «За рулём». Насколько мне известно, также этот вопрос прорабатывает «Забайкальский ЦВВМ».

– А сотрудников для приёма экзамена хватит? В декабре же с этим возникали проблемы. И правда ли, что сокращение личного состава МВД, которое было объявлено в начале нового года, не коснулось вашего ведомства?

– Это правда, нас не коснулось. Было указание главка о сокращении, где прямо было прописано, что оно не коснётся сотрудников регистрационных и экзаменационных подразделений. Более того, у нас был недокомплект, а теперь за счёт перераспределения сотрудников ГИБДД нас укомплектовали, поэтому проблем с численностью экзаменаторов теперь быть не должно.

Статья опубликована на сайте газеты «Экстра»

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"