Спасательный круг брошен
По оценкам экспертов, запасы урановой руды на руднике №8, где и ведётся основная добыча радиоактивного металла во втором по численности населения городе Забайкальского края Краснокаменске, иссякнут примерно в 2022-2023 годах. Статус территории опережающего социально-экономического развития пока не принёс населённому пункту желаемого количества инвесторов, а вместе с тем и необходимого количества новых рабочих мест. Поэтому Приаргунское производственное горно-химическое объединение (ППГХО) по-прежнему остаётся градообразующим предприятием, где трудятся тысячи работоспособных граждан.
Чтобы производство не останавливалось, а люди не потеряли работу, городу просто необходим новый рудник №6, который позволил бы освоить залежи Аргунского и Жерлового месторождений. Практически весь 2017 год было непонятно, когда уже начнутся работы, ведь речь идёт о миллиардных инвестициях, которые из воздуха не появятся. Губернатор Забайкальского края Наталья Жданова в августе во время встречи с президентом России Владимиром Путиным по поводу также говорила о необходимости финансирования проекта, обращалась к председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко. И вот, пресс-служба ППГХО с конца декабря 2017-го стала стабильно рапортовать – работы начаты, первые деньги есть.
Просьба на высшем уровне
В конце 2017 года был объявлен старт строительства нового уранового рудника №6 в Краснокаменске. Точнее, нашлись деньги на возведение первого объекта инфраструктуры – главной понизительной подстанции (ГПП). Корпорация «Росатом» выделила на эти цели 389 миллионов рублей.
– На эту сумму проведены все конкурентные процедуры, определены подрядчики на проведение строительно-монтажных работ ГПП, линий электропередач, поставщики оборудования. Понятно, что обеспечение стройплощадки, а затем и самого рудника электроэнергией по постоянной схеме должно быть первоочередным мероприятием. Сами работы предполагается начать в середине февраля, – пояснял в конце года генеральный директор ПАО «ППГХО» Александр Глотов.
Победителями конкурентных процедур стали российские организации, в числе которых «Атомспецстрой» и Челябинский завод электрооборудования. Кроме того, заместитель гендиректора ПАО «ППГХО» Андрей Простакишин сообщил, что «Росатом» одобрил проведение дальнейших процедур по выбору подрядчиков на строительство объектов инфраструктуры на сумму в 2,5 миллиарда рублей, а также на закупку технологического оборудования (подъемные машины, главная вентиляционная установка) на сумму в 2,17 миллиарда.
Позже, в январе 2018 года о той же сумме в 2,5 миллиарда сообщил забайкальский сенатор Степан Жиряков, который рассказал, что члены Совета Федерации на своём пленарном заседании рекомендовали правительству РФ рассмотреть возможность предоставления бюджетных ассигнований на строительство рудника №6. По словам Жирякова, рудник уже был признан инвестиционным проектом, но, к сожалению, не был обеспечен государственным софинансированием в 2017 году. При этом сенатор подчеркнул, что проект позволит сохранить около 3 тысяч рабочих мест, а также производственную инфраструктуру предприятия. По прогнозам, один только рудник №6 в состоянии обеспечить половину всей добычи урана в России.
Кругом вода
К слову, так и непонятно, кто выделит 2,5 миллиарда рублей – «Росатом» или правительство страны – но в начале февраля на склады ППГХО уже стало поступать оборудование для строительства главной понизительной станции, деньги на которую нашлись в прошлом году. Это открытые распределительные устройства, комплектное распределительное устройство наружной установки, реактор сухой токоограничивающий и многое другое. Ожидалось, что подрядчики, определённые по итогам конкурентных процедур, должны выйти на площадку после повышения температуры на улице.
По последним данным пресс-службы ППГХО от 14 февраля, на месте будущего строительства первого объекта рудника №6 – главной понизительной подстанции – уже вышли геодезисты Бюро инженерно-геодезических работ (БИГР) ПАО «ППГХО». Они обозначают границы стройплощадки.
– После подготовительных работ на площадке будет выполнена разбивка объекта – вынос в натуру проектных координат на местности. Затем мы будем сопровождать строительство подстанции. Для качественного выполнения инженерно-геодезических изысканий мы обладаем всем необходимым – квалифицированными специалистами и современными электронными приборами. Очень приятно, что сегодня, как и 50 лет назад в годы рождения нашего города, в Приаргунской степи грандиозная стройка начинается с геодезии, – прокомментировала начало работ начальник БИГР Елена Мяделец.
Общая площадь площадки подстанции составляет 3 510 квадратных метров. Помимо основного оборудования здесь установят линии электропередач. Строительство объекта для обеспечения стройплощадки, а затем и самого рудника №6 электроэнергией по постоянной схеме предполагается начать именно в текущем месяце. Дальнейшие шаги будут заключаться в строительстве первой очереди очистных сооружений шахтных вод (стволы будущего рудника сейчас затоплены – авт.). Опять же по информации пресс-службы горно-химического объединения, необходимые процедуры для закупки оборудования и услуг уже согласованы и начинаются, а завершены они будут во втором-третьем квартале 2018 года. Потом снова дело за строителями.
***
В лучшей перспективе, если всё пойдёт, как задумано, первая очередь рудника №6 должна быть введена в эксплуатацию в 2023 году, что «позволит крупнейшему уранодобывающему предприятию страны не прекращать поставки стратегического металла российской атомной отрасли». При этом содержание металла в руде Аргунского и Жерлового месторождений Стрельцовского рудного поля выше, чем в действующих рудниках, что позволяет гарантировать конкурентоспособную себестоимость производства.
Конечно, нельзя забывать, что предугадать, как будут и дальше вести себя цены на уран, которые рухнули после катастрофы на АЭС «Фукусима», невозможно. По вполне себе умеренным прогнозам экспертов, ежегодный темп роста ядерной энергетики всё-таки может составить 3%. Такой прогноз основывается на предположении о дальнейшем совершенствовании технологий, спаде влияния катастрофы на «Фукусиме» в мире и, как следствие, на постепенном снижении опасений по поводу безопасности атомных электростанций и восприятии их как экологичных. По самым пессимистичным сценариям, ядерная энергетика не будет расти вообще. Возможно, и в том, и в другом случае расходы государства и ГК «Росатом», понесённые при строительстве рудника №6, не окупятся, или принесут минимальные дивиденды, поэтому возведение объекта смело можно назвать задачей больше стратегически-социальной. Потому что финансовые и общественные последствия развала столь крупного предприятия, а за ним и целого города будут куда масштабнее, чем любые понесённые затраты. Надеюсь, что там, наверху, это понимают. А мы будем следить за развитием событий.
Статья опубликована на сайте газеты «Экстра»

Предприниматель из Читы заплатит штраф за выброс пивных кег

Как обстоят дела с бесплатным предоставлением лекарств забайкальцам?

«Спасательный круг» открывает сбор средств для реабилитации шестилетнего Потапа.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Власть заплутала в критериях

Заболеваемость гриппом, ОРВИ и COVID-19 растет в Забайкалье
