Дорога смерти
Смертельные ДТП в Забайкалье явление достаточно распространенное. Сообщения о таких происшествиях регулярно появляются в новостных лентах. Однако мало кто из жителей нашего края знает, какого труда стоит сотрудникам компетентных органов «разгребать завалы» после той или иной трагедии на дороге. «Экстра» побеседовала с государственным судебным экспертом по ДТП Алексеем Стрельниковым, который не раз принимал участие в расследовании подобных дел. Опираясь на свою богатую практику, он рассказал о тонкостях этого нелёгкого процесса, а также о том, какие из резонансных дорожных дел пытались «замять» за последнее время в крае.
Истина в подвеске
Рассадниками смертельных дорожно-транспортных происшествий в Забайкалье являются трассы, предназначенные для скоростного движения, которые пролегают вне населённых пунктов и имеют хорошее техническое состояние. Ровное асфальтовое покрытие без выбоин и трещин и отсутствие комплексов фото-, видеофиксации нарушений ПДД на данных участках буквально искушает недобросовестных водителей: они разгоняются по ним до таких пределов, что сложно представить. А, если к этому бонусом ещё идёт алкоголь или наркотики, то нарушитель вовсе не видит перед собой никаких границ. Как итог, велик риск, что на дороге произойдёт авария, и она не обойдётся без человеческих жертв. По данным УМВД по Забайкальскому краю, в 2017 году на территории нашего региона в ДТП погибло 220 человек (в 2016-ом было 207 погибших – авт.). Львиная доля этих инцидентов – больше 80% – произошла не на оживлённых дорогах, а именно на тех, где наблюдается минимальное автомобильное движение. Отметим, что каждое автотранспортное происшествие, в котором серьёзно пострадали люди, досконально расследуется правоохранителями. Как только в дежурную часть полиции поступает сообщение о подобной аварии, на место незамедлительно выезжает следственно-оперативная группа (СОГ): её членами являются следователи, сотрудники ГИБДД и автоэксперты. В задачи данной группы входит осмотр зоны происшествия и установление конкретных обстоятельств случившегося.
– Главным в этом непростом деле выступает фактор своевременности. Специалистам необходимо оперативно пребыть на место трагедии, чтобы улики, по которым в дальнейшем придётся воссоздавать картину ДТП, оказались нетронутым. В ходе качественного осмотра зоны происшествия сотрудниками компетентных органов проводится ряд операций. Во-первых, они определяют конкретную точку, где, допустим, произошло столкновение автомобилей. При её обнаружении и последующем изучении становится возможным предварительно определить виновника аварии. Огромную роль здесь играют следы, оставшиеся после удара – это осколки подвески, стекла, пластика, тормозной путь и так далее. Вот вам наглядный пример, прошлой зимой на улице Гайдара в Чите произошла резонансная авария с тремя погибшими. Ими оказались военнослужащие. Я тогда, кстати, выезжал на место ЧП в составе следственно-оперативной группы в качестве автоэксперта. Прибыв туда, мы увидели страшную картину – автомобили марок Toyota Soarer и Toyota Mark II после столкновения представляли собой, грубо говоря, груду деформированного металла. Точку удара нам посчастливилось установить по царапине на асфальте от отвалившейся подвеске одной из машин. Однако перед этим мы столкнулись с некоторыми сложностями: участок дороги в том районе был покрыт снегом. Сначала мы попытались расчистить его обычной метёлкой, но поняв, что это займёт много времени, нами было принято решение связаться с городской администрацией и заказать снегоуборочную машину, – поделился судебный эксперт по ДТП Алексей Стрельников.
Субъективные решения
По словам собеседника издания, в итоге удалось выяснить, что столкновение допустил 23-летний водитель, недавно получивший права: он не справился с рулевым управлением и выехал на полосу встречного движения. Интересный момент: при расследовании автопроисшествий со столкновениями транспортных средств подчас сложно установить их истинных инициаторов. Так что, когда дело доходит до суда, то наказание, нередко получают обе стороны. На это влияет целый ряд факторов. Даже, если, казалось бы, однозначно установлено, что причиной трагедии стали действия конкретного водителя и тому в полной мере свидетельствует составленная специалистами схема ДТП, с прилагающимися к ней доказательствами, то праздновать победу потерпевшей стороне рано.
– Ход событий в суде определяют и показания участников инцидента. К примеру, предполагаемый виновник заявляет, что он заехал на встречную полосу, так как хотел обогнать идущий впереди автомобиль, и тут в него неожиданно вписалась машина, хотя за несколько мгновений перед этим на горизонте всё было чисто. Соответственно здесь напрашивается вывод, что потерпевший мог значительно превысить скорость. Если на том участке дороги отсутствовали камеры, то объективно подтвердить или опровергнуть этот факт, по сути, невозможно. В результате всё отдаётся на откуп служителям Фемиды. Исходя из своих внутренних убеждений, они уже определяют, кто и в какой степени виноват. В общем, в подобных случаях, судебные решения сводятся к тому, что происшествие произошло по обоюдной вине. Таким образом, стороны получают наказание 50 на 50, либо 80 на 20 и так далее, – добавил Стрельников.
К слову, в разряд таких может попасть и ДТП, в котором погиб абсолютный чемпион Забайкальского края по бодибилдингу Алексей Забелин. 1 августа он вместе со своим другом врезался на мотоцикле Suzuki GSХ-R 750 в автомобиль MMC Pajero в центре Читы. По первоначальной версии, водитель машины при развороте налево не предоставил преимущество в движении мотоциклу. Однако сейчас инициатор ДТП утверждает, что, перед тем, как он хотел поворачивать, обзор был чист. Мол, Алексей в последний момент прибавил скорость и столкнулся с ним. При этом по записям с камер видеонаблюдения затруднительно установить данный факт, так как они не дают полной картины произошедшего.Доподлинно сейчас известно лишь то, что участников аварии отделяли от сокрушительного столкновения доли секунд. В теории, если бы скорость у кого-то из них была чуть пониже, то они бы могли разъехаться, либо удар бы пришёлся вскользь.
ДТП с паломниками «замяли»?
Однако не только внутренние убеждения суда становятся камнем преткновения при установлении истины в дорожных делах. Некоторые из них вовсе пытаются откровенно «замять» на этапе следствия или в суде в силу определённых обстоятельств. Аналогичная ситуация, например, прослеживается с громким ДТП, произошедшим на участке дороги в районе села Хохотуй Петровск-Забайкальского района в июне 2017 года. Тогда, напомним, автобус марки Kia Grandbird, который перевозил 51 человека – это были паломники, возвращающиеся после крестного хода из села Урлук Красночикойского района в Читу – слетел в кювет во время манёвра на так называемом «тёщином языке». В результате аварии погибло 14 человек, включая водителя, и около 40 пострадало.
– Всю вину следствие вменяет погибшему водителю. Тот не справился с управлением, возможно, из-за превышения скорости, вылетел с трассы и допустил опрокидывание транспортного средства. При этом никаких ограждений на участке дороги в зоне происшествия по непонятным причинам не имелось (по официальной версии компетентных органов, ограждения были сняты из-за того, что производился их гарантийный ремонт – авт.). За их установку отвечало Бурятское подразделение Росавтодора «Южный Байкал». То есть реально к ответственности никого не привлекли. По моему мнению, а со мной солидарны в этом вопросе потерпевшие и их родственники, одной из основных причин трагедии стало отсутствие вышеупомянутого ограждения. Если бы оно было установлено, то автобус, исходя из моих расчётов, вряд ли бы слетел в кювет: прочность таких ограждений значительна. Так что многочисленных жертв вполне можно было избежать. Но служители Фемиды проигнорировали этот факт и сделали крайним водителя. Благо, родственники потерпевших начали подавать жалобы на подобное решение суда. В итоге дело в ближайшее время будет пересматриваться, – рассказал Алексей Стрельников.
По практически такому же сценарию, по утверждениям судебного эксперта по ДТП, развивались события после чудовищной аварии на перекрёстке улиц Угданская и Бутина в Чите в конце 2016 года. Тогда автомобиль марки BMW с тонированными стёклами в тёмное время суток не уступил дорогу двум мотоциклам. В результате столкновения тяжёлые увечья получили водители мотоциклов и пассажир одного из них. Это дело спустили на тормозах, хотя доказательств, свидетельствующих о виновности инициатора происшествия, было достаточно. Возможной причиной в данном случае могло оказаться то, что за рулём иномарки находилась родственница судьи.
Статья опубликована на сайте газеты "Экстра"