Между бизнесом и властью
Обидное наименование «депрессивный регион», кажется, уже намертво приклеилось к нашему краю. Народ бежит, казна пустеет, бизнес чахнет. А ведь именно развитие предпринимательства смогло бы сгладить ситуацию и по оттоку населения, и по наполняемости бюджета. Так есть ли путь развития для забайкальского бизнеса, помимо тупикового, и как обстоят дела с правами предпринимателей в нашем крае? Об этом «Экстре» рассказала забайкальский бизнес-омбудсмен Виктория Бессонова.
Игра со ставками
– Виктория Викторовна, в чём именно состоит работа бизнес-омбудсмена? И как к вам могут обратиться предприниматели, которым нужна помощь?
– К бизнес-омбудсмену обращаются тогда, когда нарушения закона происходят со стороны публичной власти. Сюда относятся органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица. Если нарушение произошло со стороны другого предпринимателя, гражданина, банковской сферы – это уже не наша компетенция. Здесь зачастую мы сталкиваемся с непониманием предпринимателей, потому что считается, что если это защита, то это защита во всех сферах. Однако даже если вопрос лежит не в области наших полномочий, мы можем подсказать, куда следует обратиться.
Обратиться к нам можно по-разному – начиная от личного приёма, заканчивая телефонным звонком или же через сайт. Кстати, именно с помощью сайта к нам в основном обращаются предприниматели из районов. Что отрадно – на связь выходят не только представители бизнес-сообщества, но и главы поселений, районов, с просьбами разъяснить, как именно регулируется та или иная сфера, как поступить, не нарушая прав предпринимателей. Также, поскольку не во всех районах есть интернет, мы сделали возможным обращение через МФЦ.
– По каким вопросам чаще всего обращаются предприниматели, и есть ли какие-то особенности у нашего, забайкальского бизнеса?
– Обращаются по самым разным вопросам – нет такой сферы, в которой бы бизнес не искал содействия. В прошлом году, например, первое место можно было смело отдать теме налоговых правоотношений. Вообще Забайкальский бизнес очень активен в плане отстаивания своих прав, тем более, когда они нарушаются по-крупному. Яркий пример прошлого года – введение ставки 2% по налогу на имущество физических лиц. Во введении этого налога есть очень интересный момент. По факту – это не нарушение действующего федерального законодательства. Налоговый кодекс позволяет органам местного самоуправления устанавливать максимальную ставку в 2%. То есть этот предел не превышен. Но к любому решению, которое затрагивает налогоплательщиков, должно прилагаться экономическое обоснование. И поэтому у предпринимателей появился закономерный вопрос – почему именно 2%, где тот расчёт, который бы показал, что это допустимая нагрузка? Когда пришли налоговые уведомления с суммами в десятки раз превышающими те, что были ранее, стало ясно, что такая нагрузка просто неподъемна. При этом повышение налога произошло в сложных экономических условиях как в крае, так и по всей стране. Предприниматели говорили об этом на самых разных площадках, обращались во все инстанции, и определённый положительный эффект был достигнут – органы самоуправления пошли на пересмотр. Речь идёт не только о Чите, но и о других муниципалитетах – где-то пришли к ставке в 0,5%, где-то установили льготную площадь в 150 квадратов по аналогии с юридическими лицами. Но есть и те, где не услышали доводы и оставили ставку 2%. В основном аргументация такая – Налоговый кодекс разрешает, и мы этим правом воспользовались. Не нарушили же законодательство – не нарушили. В бюджете денег нет, соответственно, оставляем 2%.
– А по какому пути пошла читинская власть?
– В Чите на прошлый год приняли ставку 0,5%, на этот год 1%. Создана рабочая группа, где в данный момент обсуждается вопрос, насколько эта ставка приемлема. Можно ли её сохранить на уровне 0,5% или нет. Не так давно проходило публичное обсуждение этого вопроса. На сайте администрации было размещено описанное выше решение и предложение всем участникам высказать свою точку зрения, как изменение ставки сказалось на налогоплательщиках. Пока неизвестно, к какому выводу придёт комиссия. Но есть информация о том, сколько заплатили налога по ставке 0,5%. И, исходя из этого, уже понятно, что микробизнес платит исправно, а вот для тех, у кого большие площади, уплата повышенного налога стала проблемой.
Бизнес в депрессии
– Бытует мнение, что бизнес в Забайкальском крае находится в крайне депрессивном состоянии. Так ли это? И что в первую очередь этому способствует?
– Если говорить о количестве малых предприятий на 10 тыс.населения, то этот показатель у нас в 2 раза ниже, чем в среднем по России. Бизнесу в Забайкалье точно не легче, чем бизнесу в других регионах. На это влияет множество факторов – наша отдалённость от центров производства, поставок, неразвитая логистика, инфраструктура, при этом не используемое в полной мере приграничное положение с Китаем.
Конечно, тарифы - это одна из основных причин, которую называет бизнес в ответ на вопрос: «А что вам мешает более активно развиваться?» Насколько это важно для предпринимателей мы видели, когда произошло повышение платежей за услуги ресурсоснабжающих организаций на 35%. Если говорить об этом моменте, то повышение складывается из двух составляющих – региональной и федеральной. Согласно постановлению правительства Российской Федерации № 354, бизнес должен платить по нормативам, а не по счётчикам, которые бизнесмен установил у себя в помещении. Это постановление действует по всей стране, но такая негативно острая реакция предпринимателей была характерна именно для нашего региона. Но справедливости ради стоит сказать о том, что в последнее время тарифы не поднимались выше предельного уровня, либо был нулевой рост. Многие ставят в пример Бурятию, но нужно иметь в виду, что там в свое время ушли от перекрёстного субсидирования. То есть тариф один для всех – и для предпринимателей, и для населения. В настоящий момент работа над уходом от перекрестного субсидирования ведётся и в Забайкальском крае. Нужен переходный период, тариф для населения нельзя увеличивать кратно в силу целого ряда причин. В этом есть и социальный момент, и экономический.
У нас высокий уровень налогообложения - налог на имущество организаций максимальный, налог на имущество физических лиц также высокий, большие затраты на коммунальные и другие обязательные платежи и низкая реальная платёжеспособность населения. А в последние годы наблюдается не только её снижение, но и переход граждан к сберегательной модели поведения. А так как основной микробизнес у нас в регионе – это торговля и услуги, соответственно, снижение финансовой активности населения тяжело сказывается на предпринимательстве. Для многих уже стоит не вопрос развития бизнеса, а хотя бы сохранения того, что есть.
– В этом году минимальный размер оплаты труда (МРОТ) был повышен до 16 тысяч 163 рублей. На эти цели средств в бюджете края нет. Отсюда появляются слухи, что дефицит будет «добираться» за счёт повышения налогов. В том числе и для предпринимателей. Правда ли это?
– В отношении бизнеса не было на рассмотрении таких проектов, которые бы увеличивали уже существующие ставки. Потому что на самом деле они уже предельны во многих случаях. С этого года налог на имущество организаций – максимальный, налог на имущество физических лиц пока составляет 1% в городе, в других районах – по-разному. Но совокупная нагрузка большая. Про повышение ставки НДФЛ в прессе много писали, потом перестали. Периодически появляется та или иная информация, но без подтверждающих материалов.
Повышение МРОТ почему-то ассоциируется с бюджетниками. Но этот закон распространяется на всех – предприниматель тоже должен платить не меньше установленной суммы. И если для социальной сферы есть помощь из бюджета, то для предпринимателей такой поддержки нет. Вопрос по МРОТу очень серьёзный по отношению к бизнесу, так как зарплату в 16 тысяч предприниматели во многих районах просто не в силах платить. Как мы с вами уже говорили, успешность бизнеса зависит от многих факторов, в том числе и от покупательской способности граждан. Естественно, что в районах она ниже, чем в Чите. И многие предприниматели звонят нам, спрашивают, что делать, потому что таких денег нет. К тому же с 1 июля этого года предприниматели, у которых есть сотрудники, обязаны поставить онлайн-кассы. Это ещё дополнительные затраты, но ведь никто не спрашивает, откуда на это возьмутся деньги. Эта задача целиком и полностью ложится на плечи предпринимателей.
– И что же делать в таком случае, закрываться?
– Мы видим такую тенденцию. И, к сожалению, она сохраняется не первый год. По сравнению с первым января 2017 года, в этом году количество хозяйствующих субъектов стало ниже на 1800 единиц. Сюда, конечно, относятся не только действующие предприниматели, у некоторых бизнес находился в «замороженном» состоянии, но они тоже входят в эту цифру.
От экономики к «Зимней вишне»
– В январе этого года прошел первый экономический форум «Инвестируй в Забайкалье». Какова будет ваша оценка данного мероприятия – услышала ли власть бизнес?
– Прошедший форум – это та площадка, которую бизнес очень ждал. Был важен диалог именно с первым лицом региона. И по итогам отзывы были самые положительные. После форума уже прошло заседание по результатам поручений, которые были сформированы Натальей Николаевной. На сегодняшний день некоторые уже выполнены. Так недавний съезд товаропроизводителей и представителей торговых сетей «родом» как раз из форума. Он, кстати, тоже получил положительные отклики от участников. Буквально вчера общалась с предпринимателем, который говорил, что многое для себя почерпнул и приобрел полезные контакты. Было найдено понимание, что именно нужно, чтобы попасть на прилавки в торговых сетях. На примере одной из самых крупных торговых сетей товаропроизводители услышали, что не нужно делать упор на полуфабрикаты и выпечку, особое внимание уделить упаковке товара. Ведь покупатель всегда встречает по одёжке. Казалось бы, очевидные вещи. Возможно, именно после этого диалога дело сдвинется с мёртвой точки.
– Одна из проблем, которая также обсуждалась на форуме «Инвестируй в Забайкалье» - это запрет продажи алкоголя после 20.00. Как вы считаете, отмена этого ограничения положительно скажется на бизнесе или это будет как «капля в море»?
– С этой проблемой к нам обращаются многие предприниматели. И мы направляли аргументированные предложения на площадку законодательного собрания и органов исполнительной власти о пересмотре времени. Объясню это не столько экономической эффективностью, сколько необходимостью борьбы с теневым бизнесом. Потому что если бы этот закон привел к тому, что после 8 часов никто не продаёт и не пытается приобрести алкоголь, мы бы увидели положительный эффект. Однако мы видим другую картину - легальные продавцы (которые заплатили государству за лицензию, приобрели оборудование, предоставляют рабочие места, несут затраты, уплачивают налоги) после установленного времени соблюдают ограничения, а вот теневой бизнес чувствует себя вольготно. Их не пугают ни санкции, ни ответственность, ни проверки правоохранительных органов. Они не платят налоги, ни перед кем не отчитываются, а о качестве продукции и говорить не стоит. Конечно, социальный фактор тоже имеет место, поэтому Губернатор во время подведения итогов форума обозначила, что это комплексная проблема, её нужно обсуждать со всеми заинтересованными лицами. И уже решить – либо переходить на федеральные нормы, либо установить другое время продажи (например, многие предприниматели предлагают с 10 до 22), либо уже закрыть этот вопрос и больше к нему не возвращаться.
– Виктория Викторовна, а есть ли какие-то проекты и инициативы, с которыми вы выходили к власти и которые были услышаны?
– У нас есть предложения, с которыми мы обращались и на федеральный, и на региональный, и на муниципальный уровни. Например, на федеральный уровень мы выносили предложение, связанное с регулированием контрольно-надзорной деятельности. Предприниматели жаловались на то, что не понятно, на каком основании к ним приходят проверяющие органы – неясно, кто и на что пожаловался. А, может быть, на самом деле никаких недовольных и нет, а проверка проводится абсолютно с другой, может быть, даже с корыстной, целью? Обсудив этот вопрос с другими региональными уполномоченными, стало понятно, что эта проблема носит масштабный характер. Теперь по жалобам от лица, которое невозможно достоверно установить, проверки не проводятся. Это законодательный запрет.
Или еще один пример. Появилась такая мера воздействия, применяемая к предпринимателям, как предупреждение. Нам, Уполномоченным, долго пришлось доказывать надзорным органам, что такая мера действительно возможна и действенна. Потому что раньше действовали следующим образом: выявили нарушение - назначили штраф. Но реформа контрольно-надзорной деятельности как раз и заключалась в том, чтобы исключить карательную составляющую и сделать упор на предупредительные меры. Сейчас, в случае если нарушение было выявлено впервые и нет материального ущерба или ущерба для здоровья, предпринимателю выносится предупреждение. Это тоже законодательные изменения. К сожалению, в ряде случаев видим, что некоторые надзорные органы крайне неохотно применяют данную практику, действуя по старой схеме «нарушение – штраф». Пока предприниматель обратится к нам (если ещё обратится), возможно, уже все возможные сроки для оспаривания решения надзорных органов пройдут.
Или ситуация с контрольно-кассовой техникой. Когда этот закон был принят, к нам от предпринимателей стали поступать обращения с просьбой отсрочить введение онлайн-техники для тех, у кого небольшой бизнес. Работа была проведена, в том числе и с «Опорой России», и на региональном и федеральном уровне и отсрочка была предоставлена. Для тех, у кого есть работники – до 1 июля 2018 года, а для тех, у кого нет работников – до 1 июля 2019 года. Перечень видов деятельности, которые освобождаются от требований этого закона, также расширился. Бывают и отдельные случаи, которые тоже нужно учитывать в законе, но при его принятии этого не было сделано. Например, проводили мы в Сретенске семинар по вопросам онлайн контрольно-кассовой техники, и один из предпринимателей поднял такую проблему. Его бизнес – это подвоз воды. Как он, согласно закону, должен работать с онлайн контрольно-кассовой техникой? Законодатель этот вид деятельности не учёл и, если его не исключить из списка, то, по идее, этот предприниматель тоже должен пользоваться кассой наравне с другим бизнесом. Мы направили предложение федеральному уполномоченному с просьбой обозначить те сферы, где невозможно применять онлайн-кассы. И наши доводы оказались убедительны. Или вот вопрос, который подняла на совещании уполномоченных коллега из Якутска. Во время ярмарок обязательно применение онлайн-техники, но при температуре -20 она замерзает, что делать? На что московские коллеги, конечно, были удивлены – какие ярмарки в такую температуру? То есть, законотворцы не всегда могут представить все аспекты работы своего проекта, поэтому контроль со стороны общества, предпринимателей и уполномоченных необходим.
– После событий в «Зимней вишне» в обществе активно обсуждается увеличение числа проверок среди предпринимателей. Мол, если бы всё вовремя проверяли, то и трагедии не случилось бы. И сегодня мы с вами говорим о том, что большое количество проверок как раз «душит» бизнес. Как быть в этом вопросе?
– Я считаю, что изначально нужно исходить из тех требований, которые содержатся в нашем законодательстве. Предприниматель должен чётко знать, по каким правилам он работает и по каким правилам государство его работу готово принять. Не так как происходит, к сожалению, сейчас – открывайтесь хоть где, делайте хоть что, а потом мы придём к вам с проверкой и накажем, если что не так. Проверки должны быть понятны, и последствия также должны быть понятны. Сейчас стали проверять все детские и торговые центры и выявлять нарушения. Я у предпринимателей спрашиваю: «А у вас до этого были проверки со стороны тех же органов, что сейчас к вам пришли?». Говорят, что были, но нарушения, которые нашли сейчас, раньше выявлены не были. Что изменилось? Если одни и те же строительные нормы действовали и раньше, но почему-то при предыдущей проверке не было указано, что размещать детскую игровую зону выше 2 этажа нельзя, например? Или сейчас эти же нормы стали как-то по-другому применять? Тогда вопрос – почему? Можно, конечно, на бизнес всю ответственность сложить, но он существует в тех условиях, которые есть на сегодняшний момент. Из года в год количество проверок растёт, а уменьшается ли количество предотвращенного ущерба, несчастных случаев? Снижения нет. Поэтому в вопросе проверок я бы обратила более пристальное внимание не на предпринимателей, а на качество и результативность работы проверяющих инстанций.
Статья опубликована на сайте газеты "Экстра" 06.05.2018