22 сентября, суббота, 15:18
СООБЩИТЬ НОВОСТЬ

Больная Чита

Анна Казак / Общество, 10:28, 22 июня /
Больная Чита

Есть категория проблем, о которых вспоминают, когда уже поздно думать о предупреждении, а нужно бороться с последствиями. Бороться долго, болезненно и очень затратно. В этой категории первое место, пожалуй, занимают экологические проблемы. Согласитесь, в России такой менталитет – пока гром не грянет, мужик не перекрестится. А проблемы есть, даже если усиленно закрывать на них глаза и делать вид, что все хорошо. О масштабах экологического бедствия в столице Забайкальского края и возможных путях их решения порталу Заб.ру рассказали сотрудники Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН.

Воздух

- Воздух над Читой находится в плохом, критическом состоянии. Зимой Чита, особенно центр города, фактически непригодны для проживания, тем более в безветренную и морозную погоду. Причин здесь несколько. Ежегодно растет количество антропогенных выбросов – это большое количество частных котельных и выбросы от автомобильного транспорта. Число котельных, которые используются безнадзорно и, естественно, никакой системы очистки не имеют, растёт из-за дорогостоящего подключения к центральным теплосетям. Отапливаются таким образом все – начиная от крупных торговых центров и частного сектора, заканчивая маленькими киосками. И никто не может проконтролировать, чем эти объекты, на самом деле, топятся. По количеству автомобилей на душу населения мы, как это ни парадоксально, в стране занимаем вторую позицию, проигрывая Владивостоку и опережая Москву. Причем у нас много устаревшего транспорта, за состоянием которого тоже никто не следит, - рассказал директор Института, д.т.н., профессор Николай Сигачев.

Есть еще один фактор, негативно влияющий на экологическое состояние, это точечная застройка.

-  Точечные застройки, которые проектируются в угоду застройщикам,  «колодцами», не продуваются. Многоквартирные дома собирают в своих дворах  круглосуточно дымящие автомобили. Отмечу, что самый вредный выброс осуществляется, когда машина работает на холостом ходу, т.е. это неполное сгорание топлива, выбросы бензапирена увеличиваются, - добавляет Сигачев.

Удивительно то, что достоверной информации о структуре загрязнения читинского воздуха на сегодняшний день нет. Да-да, именно так. Последние серьезные исследования в этом направлении, когда на одной карте ученые обозначили все источники загрязнений, проводились в 1997 году. И не то, чтобы не было возможности получить достоверные сведения, это просто никому не нужно.

Сотрудники института, здесь в Чите, создали реально действующую математическую сценарную модель, с помощью которой можно определить самые грязные участки города,  и которую можно использовать при проектировании застройки, строительстве детских садов, спортивных площадок и т.д. Эта математическая модель прошла апробацию в других городах Сибири, но применить её в Чите и провести реально необходимые исследования, местные власти не хотят.

- Мы проводили конференции, круглые столы, даже приглашали коллег из Японии, но ни нас, ни зарубежных специалистов никто не услышал. В итоге мы имеем то, что имеем: все вздыхают и говорят, что экология у нас плохая, но никто ничего не делает. В настоящий момент в городе нет ни единой системы наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, ни целостной системы управления, - сказал директор Института.

Надо отметить, что экологи не просто озвучивают проблему, они готовы дать рекомендации, которые позволят изменить ситуацию к лучшему. Одно из предложений – избегать точечной застройки «колодцами». Еще одно предложение: максимально убрать из города котельные (в частности, котельную бывшего Машзавода, которая загрязняется добрую половину города) и перевести жилые и нежилые объекты на центральное отопление. Есть еще один вариант: максимально ввести в использование местного населения газ вместо бензина – он в 10 раз меньше загрязняет воздух и примерно в два раза дешевле. Экономичность его использования на 30-40% выше, чем бензинового топлива. Но здесь не обойтись без волевого политического решения – забайкальцы медленно переходят на газ, потому что газозаправок мало, а количество их не растет, так ка нет спроса.  Безусловно, экологическое состояние города поправило бы и озеленение, но и тут возникает ряд проблем…

Лес

- В Чите, к сожалению, нет комплексного плана по озеленению. Мы – сотрудники института – предлагали его создать, разработка документа даже была включена губернатором края Натальей Ждановой в план работы на 2017 года, но руководство Читы заявило, что  городские власти справятся с задачей самостоятельно. В настоящий момент озеленение в городе заключается в обрезке деревьев, уборке сучьев и высадке цветов, - отметил начальник центра по инновационной деятельности Игорь Тепляков.

А по словам Николая Сигачева, в Чите есть хорошая «зелёная» база, но её в настоящий момент не развивают. В краевой столице даже нет питомника, который бы осуществлял  высадку многолетних деревьев. Самое страшное, что нет зон, отведенных под озеленение.

- Обрезка тополей в центре города приводит к гибели деревьев, уменьшению площади листьев, которые снижают пыление и загазованность воздуха,  дают тень. В результате увеличиваются повторные выбросы вредных веществ в атмосферу, что приводит к повышению концентрации бензапирена. В итоге центр города в летние месяцы представляет собой раскаленную сковородку, а автомобильные выбросы, которые мы вдыхаем, приведут к серьезным проблемам со здоровьем лет через 10-15, - добавляет Тепляков.

Мы будем не правы, если скажем, что проблема озеленения никого не волнует – отдельные общественники и целые организации ежегодно высаживают сотни деревьев, но проблема в том, что, действуя по зову сердца, добровольцы действуют безграмотно. В итоге саженцы оказываются не приспособлены к условиям, без ухода и погибают. Добровольцам необходима профессиональная поддержка. Есть ещё одна проблема – сохранение имеющегося зелёного фонда: если вокруг города есть вероятность создания «зелёного щита», то в черте города, например в районе ул. Таежная,1 градоначальники вольны распоряжаться земельными участками так, как считают нужным.  И не всегда они принимают экологически ответственные решения.

Со временем существует вполне реальная вероятность опустынивания территории, на которой находится Чита.

- По Забайкальскому краю идет смещение лесорастительных зон с лесостепной на степную - хвойные леса отступают. К концу этого века мы можем оказаться в зоне пустыни. Из-за тяжелых климатических условий и ежегодных пожаров идёт тенденция к увеличению мягколистных лесов. Принцип такой: мягколистные леса возникают на участках, однократно пройденных пожарами – они создают определённые микроклиматические условия, чтобы возрождались хвойные леса. Если на этой территории пожар прошел дважды – растительность восстанавливается кустарниками и мягколистными лесами и только потом хвойными. Если участок горел трижды, восстановление начинается с травянистой растительности. В наших условиях рассчитывать только на естественное возобновление лесов – неразумно. Природе надо помогать, - говорит кандидат с/х наук, старший научный сотрудник Института Лариса Пак.

Специалист отмечает, что лесная служба выращивает материал для озеленения, но приживается в новых условиях незначительная часть саженцев – за посаженными деревьями первое время нужно следить, заботиться о них, а это происходит далеко не всегда. 

В качестве возможного решения проблемы озеленения экологи видят создание комплексного плана по озеленению, с выделением спальных районов и промышленных зон. Но здесь, как мы понимаем, тоже важна жесткая градостроительная политика и постановка конкретной задачи.

Если говорить о значении вечнозеленых сосновых лесов в черте города, то вот некоторые показатели: участок вечнозеленого соснового леса площадью 10 тыс. м2 (один гектар) снижает уровень шума на 5-8 дБ, поглощает за один час 8 кг углекислого газа, который вдыхают за это же время 200 человек, а за день выделяет 180-200 кг кислорода; снижает запыленность воздуха на 40%; улавливает 70-80% аэрозолей и пыли; снижает температуру на 0,2-9,33 кал/см2, скорость ветра - на 2,6 м/с; участвует в организации территории и формировании архитектурно-художественного облика города.

Вода

- На самом деле, в вопросе обеспечения водными ресурсами в Чите все поменялось, причём в лучшую сторону. В первую очередь это касается крупного водоема в черте города – озера Кенон. Несмотря на то, что озеро испытывает большую техногенную нагрузку за счет ТЭЦ-1, экосистема водоема приспособилась к этим условиям. Получилось это, по большому счету, случайно – несколько лет назад ТЭЦ по экономическим соображениям снизила объем перекачиваемой воды в Кенон из Ингоды. Это совпало с благоприятными климатическими условиями, и в озере увеличился объем донной растительности. До этого в толще воды находилось большое количество мелкоклеточных водорослей, которые создавали органическое вещество, а теперь это же оргвещество производится на дне водоема. Водоросли из толще воды «ушли», эстетический вид стал лучше. По этой же причине уменьшилось взмучиваемость донных отложений. Сейчас уровень Кенона и его состояние близки к идеальным, - рассказывает Алексей Куклин, к.б.н., научный сотрудник лаборатории водных экосистем Института.

При этом специалист отмечает, что очистка озера от органического вещества не снимает проблему загрязненности тяжелыми металлами, которая происходит из-за несовершенной системы золоотвалов: зола ветром переносится в воду, там разрушается и загрязняет водоем. Через стенку дамбы в озеро также поступает вода, насыщенная тяжелыми металлами. Конечно, донная растительность в некоторой степени собирается в себе эти элементы, но, отмирая, она, опять же, возвращает всю аккумулированную грязь в воду.

Сотрудники Института и тут предлагают возможное решение.

- Нам бы хотелось, чтобы каждую осень берег Кенона очищали не только от бытового мусора, но и от отмершей растительности, которую озеро тоннами выкидывает на берег. Да, растения насыщены тяжелыми металлами, но их можно использовать для получения удобрений, которые, в свою очередь, можно использовать для рекультивации техногенных объектов, помоек и свалок, - добавляет собеседник портала.

Проблему дренажных вод можно решить за счет озеленения. Специалисты подсчитали, что для того, чтобы процесс оздоровления озеро пошёл, необходимо высадить 250 га  деревьев и кустарников. Но, как мы помним, питомника, который целенаправленно для этих целей выращивал бы саженцы, в Чите нет.

-  Наша золотая мечта – создать вокруг озера зелёный барьер, который разгрузил бы прибрежную зону и экосистема продолжала бы существовать с наименьшими экозатратами. Мы хотим решить две задачи – помочь озеру и привести в порядок рекреационную зону. Совместно со студентами, строителями и экологами мы создали эскизный проект благоустройства прибрежной территории в районе КСК, главный архитектор города Александр Михайлов нас поддержал, но кто и когда сможет реализовать эту идею, неизвестно, - говорит Игорь Тепляков.

Надо отметить, что состояние других крупных водоемов – рек Чита и Ингода – также находится в удовлетворительном состоянии. Это связано с отсутствием развитого сельского хозяйства, основанного на пестицидах и химических удобрениях. Однако после того как реки соприкасаются непосредственно с городской средой, качество воды в них резко падает. В черте города Читинка, в частности, сильно прогревается из-за недостатка  тени, отсутствие летней канализации резко снижает уровень воды, а о влиянии на экологию  выбросов с очистных сооружений в районе слияния Ингоды и Читинки и говорить, наверное, не стоит.

Эпилог

Экология города находится на грани катастрофы. Это понимают и специалисты, и сами жители. И решения у экологических проблем Читы есть – какие-то лежат на поверхности, над какими-то надо работать. Но для того, чтобы что-то сдвинулось с «мертвой точки», нужна сильная рука хозяина города и твердое решение властьимущих, которое, если и будет принято, то, похоже, слишком поздно.

КОММЕНТАРИЕВ: 16
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 986509
    Но нет худа, без добра, думаю что похоронный бизнес, ( захваченный в свое время опг групировками) будет какое то время процветать. Как говорится правительство со своими реформами , им в помощь.
    Ответить
    3
    0
  • 985347
    да валите ... отседова... пока не...
    Ответить
    4
    3
  • 985346
    Страшная статья,статистика... Спиленные тополя.... наша экология...
    Ответить
    10
    0
  • 985276
    хвойные деревья в чите почти не высаживают . наверно сложно приживаются . климат сухой . в спб сосну из леса можно посадить в любое место и она растет . дожди .
    Ответить
    10
    0
    • 985416
      Так хвойные бояться высаживать, "любящие" свой край житель на дрова спилят
      Ответить
      6
      1
  • 985054
    Я тоже люблю Забайкалье и его столицу Читу! Но за экологической катастрофой Читы предпочитаю наблюдать за 6500 км. от оной.
    Тут все элементарно: Многолетних деревьев 7-10 тысяч на город дополнительно вполне хватит. По деньгам не так и дорого. Но бронзовому Михалеву и Ждановой это на кой?! Карманчик свой набить, да очередной торговый центр торгующий китайскими тряпками открыть.
    Ответить
    31
    2
  • 984863
    "чтобы что-то сдвинулось с «мертвой точки»" к власти должны прийти "государственники" а не казнокрады ( Только пожить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе...
    Ответить
    46
    0
  • 984840
    Зимой этих кочегарог пруд пруди, особенно, по дороге на КСК от маленьких до больших труб. Ещё и частники доставляют.Это же видно, кто и где дымит! Достаточно на КСК и ГРЭС проехать.
    Ответить
    24
    0
  • 984833
    Чите ни чего не поможет..она географически так расположена что движение воздух затруднено..25 лет назад летом с литовской сопки также наблюдали что всё в дыму а тогда авто было мало
    Ответить
    9
    5
    • 985223
      Не поможет? С чего же? Провести газопровод и приемлмые цены на газ.
      Ответить
      12
      0
  • 984827
    Идет борьба с мировым терроризмом, а до этого нам говорили:
    - Это всё Обама не давал -
    Ответить
    12
    4
  • 984770
    "Состояние Кенона" близко к идеальному?! ТГК-14 заявило о критическом состоянии озера по наполняемости водой! Турбины могут быть остановлены в самой близкой перспективе! О чем вы вещаете г-н Куклин??? Вас профинансировали???
    Ответить
    24
    1
    • 985222
      И причем тут наполняемость водой?
      Ответить
      2
      3
      • 985536
        Озеро на искусственной подкачке-не слышали?
        Ответить
        2
        0
  • 984758
    те зеленые насаждения деревья и кустарники не пытается никто сохранять и ухаживать много огромных тополей с сухими ветками ильмы растут как попало бесконтрольно нет хотябы в каждой управляющей компании сотрудника который бы контролировал состояние деревьев кустарников во дворах детских площадках правильно подрезать в этом году очень много тополиного пуха страдают люди больные аллергическими заболеваниями дети никто за этим не следит а на центральной улице ленина не доходя торгового дома палермо цветники пустуют кашпо сломаны одни сорняки это же не трудно вскопать и посадить или посеять цветочки вышли в обеденный перерыв 10 минут и полили нужно чтобы наша чита была образцовой по озеленению
    Ответить
    31
    2
    • 986508
      Думаю что всем по х. на эту проблему. Решить ее может правительство и не местное, но у них вся страна такая, и им по большому на плевать. ( лучше они в болгарии, египте, индии, турции и везде кроме своей страны, будут реакторы строить.. в долг. а потом прощать долги... им так выгоднее..
      местные чиновники.. хотят просто побольше заработать.. колодцы не колодцы.. какая разница . побольше впихнуть новостроек.превратить близлежащие леса в новостройки... вот где откат..а пилить ветки. это же вечный бизнес... можно один раз вырубить тополя, и посадить нормальные деревья.. но вам приведут 1000 доводов почему это не выгодно. Проблема Кенона, это ТЭЦ, и воздуха в Чите тоже. Но пока она пылит, олигархи, кстати живущие не в Чите, богатеют... и в их интересах сохранить все как есть хотя бы лет на 500. ( и ни чего личного это просто бизнес) ...
      Ответить
      2
      0
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Новости -

ДЕЖУРНЫЙ ПО ГОРОДУ: мнение эксперта о дорогах Читы

Вячеслав БОРТНИЦКИЙ: «С сегодняшнего дня «Дежурный по городу» не просто рубрика, а целая программа и в этом выпуске мы поднимаем вторую из главных проблем в стране - дороги»  Разметка, знаки, организация дорожного движения. Только вот в жизни почему-то правила идут вразрез с реальностью. По проблемным участкам вместе с нами отправился государственный судебный эксперт по ДТП.  «Сейчас мы находимся на перекрестке Бабушкина-Богомякова здесь из-за большого трафика всегда происходит нарушение правил дорожного движения, а именно пересечение сплошной разделительной линии. Происходит это из-за того, что здесь есть парковка и люди паркуются так называемой елочкой из-за этого остальные участники движения, которые двигаются прямо или направо заезжают за сплошные лини, что является нарушением правил дорожного движения. Вот прямо сейчас даже заезжает»  «Как вам передвигаться на этом перекрестке?  - Нормально  - А вот у вас получилось только что пересечение сплошной линии. Из-за парковки справа.  - А вы имеете в виду про парковки. Конечно, не удобно. Машины ставят. Если бы поставили нормально, вот так вот, еще можно было. Поставят так, что зад торчит. Приходится пересекать линию  -А камера то что здесь снимает, не смущает вас?  - Камера конечно смущает.  - Штрафы приходят?  - Приходят. Из-за других приходится нарушать. И камера тоже из-за этого, а поступают штрафы из-за чего – из-за того, что так поставили машины»  Алексей СТРЕЛЬНИКОВ, государственный судебный эксперт по ДТП: «Противоречие разметки – сплошной линии и движение по полосам знака соответствующего. Как мы видим стоят автомобили не совсем удобно для остальных участников движения поэтому зачастую автомобилисты, которым надо двигаться прямо, либо направо в данной ситуации вынуждены пересекать сплошную линию разметки, ну а данные автомобили соответственно создают помеху для соблюдения правил дорожного движения остальными участниками движения  - Получается здесь водители нарушают не потому что злостные нарушители, в общем-то, а потому что просто другого варианта нет, я правильно понимаю?  - Абсолютно точно это технически невозможно  - Есть ли какой-то вариант как исправить данную ситуацию, мысли у вас как у эксперта по ПДД?  - Да мысли есть довольно таки давно значит мы на площадку общественной палаты Забайкалья выносили данную проблему на обсуждение это было еще в июне текущего года при этом из числа руководства администрации города Читы был представитель мы довели соответствующую информацию сделали предложение ликвидировать данный заездной карман, однако, как мы видим сегодня осень, а воз и ныне там»  «Добрый день! Снимите дороги!  - Мы это и делаем  - Лайк!»  Алексей СТРЕЛЬНИКОВ, государственный судебный эксперт по ДТП: «Сейчас мы находимся на Островского здесь ведутся работы, скажите здесь какие нарушения вы видите?  - Как минимум участок не ограничен какими-либо знаками, если картинка будет наглядная – как после бомбежки, соответственно движение открыто, однако никаких сигнальных маячков, соответствующих для темных условий движения опять же нету  - А они должны быть?  - Безусловно, поскольку. В темное время суток на случай даже если отключения мачт наружного освещения, нештатной ситуации, подобные маячки должны быть на штатном месте  - ГОСТ?  - ГОСТ»  «Самое интересное что движение идет одностороннее сверху вниз, а знак стоит в другую сторону даже если его кто-то перевернул, то рабочие, которые занимаются здесь должны развернуть его в другую сторону, а рабочий день  - никого нет»  Вячеслав БОРТНИЦКИЙ: «Мы находимся на улице Баргузинской, здесь выбоины глубиной явно более 5 см – должно быть ограждение и знак – этого здесь нет»  Такое повреждение дороги опасно - тут две полосы и машины, которые едут в правом ряду либо резко сбрасывают скорость перед ямами, либо неожиданно уходят в ряд левее. А там тоже едут автомобили.  Вячеслав БОРТНИЦКИЙ: «ГОСТ работает и в другую сторону, например, здесь на улице Журавлева очень много пешеходных переходов расстояние между ними должно быть 200-300 метров здесь конечно меньше что тоже неправильно потому что водитель не должен часто отвлекаться на пешеходов»  В зоне видимости на этом участке шесть переходов. Это и понятно – рядом школы, университеты и общежития. Но именно этот участок больше похож на широкий тротуар, нежели на дорогу для автомобилистов.  Алексей СТРЕЛЬНИКОВ, государственный судебный эксперт по ДТП: «Алексей в вашей компетенции какая работа проводилась работа по проблемам, по дорогам?  - Довольно-таки объемная объясню поэтапно – все, что мы сегодня объехали все потенциально опасные участки мы так или иначе обозначивали и доводили до соответствующих должностных лиц это, как и наши коллеги из ГИБДД, так и городская администрация. Как мы видим на сегодня механизм в оперативности отслеживания, устранения таких недостатков по сути не работает. Безусловно не хотелось бы доводить до трагичных событий. Поэтому мы предложили подписать соответствующее соглашение от общественной палаты Забайкалья с городской администрацией более того мы получили ответ, что все якобы оперативно работает, в том числе и городская администрация, в том числе и городской отдел ГИБДД, но то что мы сегодня увидели явно доказывает то что это несколько не так. Мною на правительственную комиссию было вынесено вопрос по данному обсуждению где присутствовал в том числе наш городничий Олег Васильевич Кузнецов и он все-таки дал понять, что поработает по данному направлению по соглашению на сегодняшний день ждем ответ  - Предложили – ответа нет.  - Да абсолютно точно, предложили, ответа нет и в каком виде он будет для нас тоже загадка»  Вячеслав БОРТНИЦКИЙ: «Сегодня в «Дежурном по городу» интересный случай – к нам обратились не жильцы, недовольные работами подрядчика, а сам подрядчик, которому не дают начать выполнять работы»  «У нас здесь жители четырех домов – наш Ангарская, 42, наши соседи Николая Островского, 28, Ангарская, 30, Сергей Мельник он старший по дому и представитель Столярова, 65. Мы в очередной раз собрались, потому что нам надо поставить точку в вопросе о благоустройстве наших дворов, когда мы готовили проект на благоустройство, мы представили этот проект. У нас везде были асфальтовое покрытие дворов, потом не понятно где, какими-то силами вдруг в контракте на госзаказ образовалась плитка»  «Радовались, что наш двор будет заасфальтирован. Речь шла только о асфальте и тут вдруг внезапно всплывает плитка и все пожимают плечами. Откуда это все взялось - никто ничего не знает, ни глава администрации Центрального района, ни его заместитель по ЖКХ, никто не может ответить на вопрос откуда взялась эта плитка»  Августин БАБАСЯН, подрядчик: «Августин, расскажите почему на данный момент работы не ведутся по облагораживанию территории по конкурсу?  - Не ведутся потому что решают плитку переводить на асфальт. Жильцы не хотят плитку из-за этого и стоит работа у нас. У нас все готово, если решат, четыре дня у нас все будет готово.  - Решить кто должен? Что вас задерживает?  - Решить должна администрация, ЖКХ. Они же решают, не я решаю здесь. От них зависит все.  - Звучала информация, что возможно нет средств у вас на проведение этих работ потому все задерживается. Вы улыбаетесь.  - Средств у нас столько, что на такие дома сорок-пятьдесят хватит. В прошлом году мы выиграли тендер на 50 миллионов. Мы выполнили это за полтора месяца, было около 70 тысяч квадрат асфальта, а здесь всего 6 тысяч квадратов. У нас как средств может не хватать, что мы не можем выполнить эту работу  - Жильцы эту плитку так и не хотят, даже если мы привезем вот слышали?  - Да, они целое собрание собирают не первый раз по этому поводу  - Я здесь не решаю. Им жить здесь. Они 100% голосов этого не хотят. Я могу плитку ложить, пусть решение вынесут, что ложить надо»  «Затраты большие, а два сезона и это просто деньги уйдут никуда, поэтому ложите асфальт без всяких этих  - Дорогие соседи, давайте тогда принимать решение я тут всех сфотографировала, то есть я посчитаю сколько нас было человек оформлю протокол и унесу Кузнецову, я к нему на прием записывалась который был в прошедший вторник сказали, что запись большая. Значит, мы не попадем, я попрошу еще раз, чтобы он нас принял, представителей вот четырёх домов»  «Кто за то, чтобы требовать укладки асфальта в наших дворах, прошу голосовать. Держим я снимаю. Вода камень точит»  Вячеслав БОРТНИЦКИЙ: «Программа комфортной городской среды должна быть выгодна не подрядчикам и не поставщикам, а жителям, собственникам. Именно они вынесли сегодня решение, подписали протокол и ждут реакции властей и как можно быстрее, потому что холодает»  Вячеслав Бортницкий, Анастасия Шадрина, Владимир Николаев. Дежурный по городу.