Реально ли счастье под солнцем ТОРов?

Владимир Тихомиров / Экономика, 13:07, 27 октября 2018 /
Реально ли счастье под солнцем ТОРов?

Беспрецедентно длинная пауза в принятии отставки Натальи Ждановой и назначении нового главы нашего региона увенчалась назначением ВРИО губернатора Забайкальского края Александра Осипова. Мы знаем его послужной список, который венчает должность первого зама министра Минвостокразвития, поэтому новичком в управлении регионом его не назовёшь.

Забытое старое

Конечно, судить о стратегии нового руководителя рано – впереди разработка планов и программ развития Забайкальского края под руководством нового губернатора, решения и поручения, инициирование в Заксобрание законов и т.д. Но вот что доподлинно уже заявлено Александром Михайловичем при встрече с президентом страны – это его ставка на Территории опережающего развития края. Именно в этом он попросил поддержку Владимира Путина. Сразу видно, что новый руководитель заряжен идеями развития Дальнего Востока, где ещё недавно занимал важную должность.

Собственно, в этом нет никакого ноу-хау, ибо этой идеей были заражены в своё время и поздний Равиль Гениатулин, и ранний Константин Ильковский, и питала надежды Наталья Жданова, хотя особого рвения по данному поводу не проявляла, а жила мечтой о чудодейственном «президентском» плане Комплексного развития региона до 2030 года. Но практика показывает, как быстро и бесславно могут сегодня рушиться радужные идеи и планы.

Итак, напомним, что принятый в самом конце 2014 года федеральный Закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» состоялся без учёта интересов Байкальского региона, в том числе Забайкальского края. Изнурительная борьба наших региональных руководителей за включение Забайкальского края в этот закон напоминает битву, когда одна сторона выдвигает к исходному рубежу свои полки (аргументы), а другая и знать не знает обо всех этих маневрах. Ещё в апреле 2014 года включение Константина Ильковского в комиссию по подготовке проекта этого закона выдавалось как большая победа, а в Министерстве по развитию Дальнего Востока в то же время делали удивлённые глаза и говорили: зачем размазывать кашу по тарелке, у нас есть конкретные проекты по ТОРам, денег в обрез и рассчитывать на большее нерационально.

У Константина Ильковского было другое мнение:

- Государство придумало новый механизм развития — это Территории опережающего развития. И сегодня есть два системных подхода — либо это Дальний Восток и только туда будет распространятся этот механизм, либо это вся Россия. Но нельзя забывать, что в государственной программе развития нет только Дальнего Востока, есть Дальний Восток и Байкальский регион. Это Иркутская область, Республика Бурятия и Забайкальский край.

Тогда, помнится, в коллекции предложений по данному вопросу появилась ещё одна рекомендация. Она состояла в том, что правительству было предложено дополнить Перечень приоритетных проектов в Дальневосточном федеральном округе, уже утверждённый председателем правительства. В нашем крае забрезжила надежда, стали говорить о включении в ТОРы некоторых объектов Краснокаменского и Каларского районов. Но все, конечно, ждали, что скажет по данному вопросу президент страны. И вот в очередном Послании Федеральному собранию Владимир Путин дал кое-какие рекомендации. В частности, он предложил распространить режим ТОРов на новые проекты в тех моногородах страны, где социально-экономическая ситуация наиболее сложная, и не ждать три года, как это было предусмотрено законопроектом, а внести в него изменения и начать работу.

Конечно, это далеко не то, что хотели бы услышать руководители нашего края и других субъектов, входящих в Байкальский регион. Согласен ли он с тем, что закон о ТОРах надо распространить на весь Байкальский регион или он всё-таки имел в виду только Дальний Восток? Все эти вопросы висели в воздухе, пока не был принят закон о ТОРах, в котором ни Забайкальскому краю, ни всему Байкальскому региону не нашлось места.

Вопрос не в ТОРах, а в деньгах

Позже нашему активному депутату Госдумы Николаю Говорину удалось обратиться на «прямой линии» к Владимиру Путину с просьбой включить, наконец, Забайкальский край в программу по Территориям опережающего развития.  Президент не стал рубить с плеча и подтвердил, что «это действительно вопрос, который требует дополнительного исследования». Он подтвердил и то, что Забайкальский край «не попал в те программы, которые предусмотрены для Дальнего Востока».

  Но следом случилось неожиданное. Дальнейшее умозаключение президента как бы вообще ставило под сомнение сам по себе такой механизм хозяйственного управления как ТОРы в нашем крае и нивелировало весь смысл данной идеи: «Но вам нужно не включение в эту систему – вам деньги нужны, а эти деньги уже расписаны между регионами Дальнего Востока». Но надежду он всё-таки до конца не убил: «Тем не менее, это не значит, что нужно забыть проблемы Забайкальского края, здесь я с вами согласен. Нужно определиться не с тем, куда Забайкальский край включить – либо в территории Дальнего Востока, либо куда то в другую территорию, - а важно, чтобы средства были найдены для решения злободневных вопросов. Я знаю об этом».

Дайте ключ от ТОРов

Но если президент считал, что определиться надо не с тем, куда Забайкальский край включить, а найти деньги на развитие, то руководство нашего региона непременно желало в ТОРы. Разговор об этом в крае вёлся годы и население всё время убеждали, что вопрос «уже почти решён», «будет решён в ближайшее время», «правительство приняло решение» и т.д.  Законодательное собрание края приняло постановления о включении субъектов Байкальского региона в программу территорий опережающего развития (ТОРов), которое, с точки зрения депутатов, позволит Забайкальскому краю привлечь инвестиции федерального центра для улучшения экономического климата в регионе. В общем, «дайте ключ от ТОРов, где деньги лежат».

В октябре 2015 года в г.Краснокаменске состоялось выездное заседании рабочей группы по модернизации моногородов при федеральной правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. Совещание прошло под руководством заместителя председателя государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», руководителя рабочей группы Ирины Макиевой. И тогда были даны очень оптимистические обещания насчёт включения отдельных районов края в ТОРы. Подчёркивалось, что на территории Забайкальского края расположены 8 моногородов, основные претенденты -  Краснокаменск и Первомайск. Самое главное - это обеспечить будущее Приаргунскому производственному горно-химическому объединению на десятилетия вперед.

И вот тогда же Ирина Макиева отметила, что для того, чтобы запустить новые проекты, нужна современная инженерная инфраструктура.

- Мы договорились с губернатором Забайкальского края о том, что правительство региона подготовит информацию о новых проектах, сколько рабочих мест они образуют, какая новая инженерная инфраструктура для них нужна, - сказала тогда Ирина Мокиева. - Думаю, в ближайшее время эти материалы будут подготовлены. Второй базовый вопрос – это возможность создания территорий опережающего развития. Для того, чтобы стать ТОРом, нужно иметь устойчивые новые инвестиционные проекты. После того, как правительство Забайкальского края подготовит всю информацию о новых инвестпроектах с указанием объема инвестиций, участников реализации, будет скорректирована заявка на создание территории опережающего развития в Краснокаменске. Все шансы на получение ТОРа у Краснокаменска есть.

Чёрные дыры ТОРОв

Ну, а летом 2016 года появилось сообщение, что правительство страны по поручению президента РФ должно было прекратить работу особых экономических зон (ОЭЗ) и территорий опережающего развития (ТОРов) в стране.  Для нашего края это сообщение крайне неприятно –  надежды на ТОРы стали призрачными. Но факт остаётся фактом. В то время глава контрольного управления президента Константин Чуйченко представил Владимиру Путину доклад, в котором говорилось, что с 2006 года на 33 ОЭЗ в стране потрачено 186 млрд. рублей (122 млрд. из них - бюджетные средства), а налоговые и таможенные платежи из самих зон за это время составили 40 млрд. рублей. Создание одного рабочего места в ОЭЗ обошлось бюджету в 10 млн. рублей – то есть в среднюю зарплату в РФ за 25 лет. По его словам, «несогласованность управленческих решений» приводит к «неэффективному использованию бюджетных средств» — вплоть до того, что работу десяти ОЭЗ можно прекратить досрочно.

Конечно, это вызвало резкую реакцию президента – в условиях тогдашнего огромного дефицита бюджета такая расточительность была абсурдна. Поэтому Владимир Путин поручил правительству разработать единую стратегию работа ОЭЗ и ТОРов, а также обеспечить оптимизацию бюджетных инвестиций и механизмов их передачи под управление субъектам РФ. Кроме того, в поручении шла речь о приостановке создания подобных экономических образований – по крайней мере, до разработки новых единых подходов к их созданию. Работа неэффективных зон прекращалась.

Кроме того, было не ясно, что значит поручение о передачи подобных экономических образований «под управление субъектам РФ». Не является ли это на практике освобождение федеральных структур по финансированию ТОРов? В этом случае весь смысл создания таких структур теряется, ибо наш региональный бюджет недееспособен, и все наши прежние надежда связывались с большими бюджетными инвестициями и помощью федерального центра в поисках частных инвестиций.

Забыли про овраги?

Сегодня, говоря о данном законе, и исполнительная власть, и депутаты Заксобрания видят выгоду только в одном – возможности получить от федерального центра немалые бюджетные деньги на реализацию проекта.

В частности, депутат коммунист Николай Мерзликин по случаю очередного обращения в Госдуму с нижайшей просьбой о включении всё же Забайкальского края в закон, что смысл такого шага именно в финансовой поддержке проектов и даже назвал один из них- рудник №6 в г.Краснокаменске.  Ему вторила и председатель Заксобрания Наталья Жданова, которая тоже видит в ТОРах источник бюджетного потока из центра.

И только один голос - депутата Госдумы от Забайкальского края коммуниста Владимира Подзнякова – прозвучал по этому случаю диссонансом.

- Закон по ТОРам только что принят, он начал развиваться, и мы тоже были немного очарованы этими территориями опережающего развития, - сказал он. - А, оказывается, «хорошо было на бумаге, но забыли про овраги», и под хорошим, благополучным названием «территории опережающего развития», пошло – ну, не столь позитивное, не столь правильное.

Что имел в виду депутат Поздняков под «оврагами» и «не столь правильным» - он не уточнил. Обращает на себя внимание, что даже два коммуниста – депутата разных уровней власти разошлись во мнении, что бывает в этой партии не часто.

И вот тут, очевидно, надо заглянуть в сам закон с целью увидеть его в комплексе, а не только как источнику некоего золотого дождя для тех, кто в него попадёт. Он, как выясняется, не так прост и таит в себе некие подводные камни, которые, возможно, и имел в виду депутат Поздняков.

С одной стороны, на ТОРах будет действовать особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, который заключается в особом режиме землепользования, установлении льготных ставок арендной платы, налоговых льготах и льготах по страховым платежам, особом режиме государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля, льготного подключения к объектам объектов инфраструктуры, предоставление государственных услуг, применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны и др. меры. По мнению разработчиков законопроекта, его принятие позволит обеспечить резидентам ТОР лучшие (конкурентоспособные) условия ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности по отношению к аналогичным территориям, функционирующим в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

С другой стороны, набирает силу протестное движение, участники которого видят в новом законе нарушение конституционных норм страны. По их мнению, на территории России создаются анклавы, наделенные правами субъектов РФ, которые не только выводятся из-под действия законов Российской Федерации, но могут быть переданы под управление иностранных субъектов. Под видом ТОРов фактически формируются новые субъекты РФ, что противоречит ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования нового субъекта Федерации». Кроме того, они считают, что нарушаются границы субъектов Федерации, которые могут быть изменены только с взаимного согласия субъектов через волеизъявление граждан этих субъектов. Усмотрели в нём возможность произвольного захвата территорий ныне существующих субъектов Федерации решениями руководства ТОРов и распространение на них особого порядка управления, не предусмотренного Конституцией РФ. В законе, как они указывают, произвольно вводятся гражданские права для неграждан-гастарбайтеров, что нарушает Конституцию и др. нарушения.     

Есть и некоторые детали данного законопроекта, которые, касаются социальных вопросов. На некоторые «подводные камни» уже сегодня обращают внимание профсоюзы РФ. В частности, тогдашний секретарь Федерации Независимых Профсоюзов РФ, руководитель Департамента социально-трудовых отношений и социального партнёрства ФНПР Олег Соколов говорил:

- Закон о ТОРах фактически отменяет действие всех государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях (в нашем крае такие районы есть – авт.). Отменяются не только районные коэффициенты и районные надбавки к заработной плате, но и дополнительные оплачиваемые отпуска, гарантии при увольнении и другие права. Учитывая, что в этой же статье содержится норма, разрешающая работодателям в ТОРах привлекать на работу иностранных мигрантов без каких-либо ограничений, чётко видно, какое опережающее развитие готовит для Дальнего Востока «родное» министерство. Снятие ограничений на привлечение иностранной рабочей силы с одновременной отменой северных гарантий и компенсаций, ведущее к существенному занижению заработной платы работников, приведёт к заселению регионов Дальнего Востока выходцами из Юго-Восточной Азии и возможному вытеснению из данных регионов наших граждан.  

Таково положение вещей. Пока неясно, дал ли президент нашему ВРИО губернатора обещание о поддержке по созданию в регионе ТОРов? Видимо, мы скоро об этом узнаем. А также о том, что конкретно даст региону эта спорная пока идея и как она будет практически осуществляться?

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
КОММЕНТАРИЕВ: 9
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию
Вы отвечаете на комментарий №
avatar
captcha
Введите число, изображенное на рисунке
CTRL + Enter
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 1040504
    Новому губеру надо основательно перетряхнуть команду, а то сейчас опять набегут всякие доброхоты, типа Сыромяток, этим только дай добраться до бюджета
    Ответить
  • 1038635
    Какие ТОРы, какие программы? Чушь все это! Делают это для одной цели - украсть еще больше у народа!
    Ответить
    3
    3
  • 1038532
    Не надо никого опережать, создайте нормальные условия для всех людей.
    Ответить
    6
    0
  • 1038247
    для страны и ее жителей, которые будут становиться рабами чужестранцев на своей земле (почитайте, в законах все написано, как нас будут эксплуатировать и изгонять с насиженных мест новые хозяева), или вы еще не поняли, на кого работает банда путина, уничтожая страну и народ?
    Ответить
    7
    4
    • 1038666
      Рабами китайцев
      Ответить
      0
      2
  • 1038154
    только атомная энергостанция в краснокаменске
    Ответить
    2
    2
  • 1037937
    создание свободной экономической зоны в крае, с принятием законов как в нормальной стране, со свободной добычей и обращением золота и других богатств, и за счет реализации через административно-финансовые структуры края, проще сказать легализация накопленных в стране запасов золота и т.д., дадут краю баснословные доходы, пилювать нам тогда на Москву, ну тогда может дойдет до этой Путин и К*, что и как нужно делать чтобы всему населению страны было жить хорошо , а не только близким и друзьям, а ТОРы, прав Тихомиров, это элементарное закабаление страны в интересах нашего наворованного капитала и иностранного настроенного на многократное его увеличение, и ни как не на увеличение нашего благосостояния.
    Ответить
    11
    2
  • 1037924
    Все эти ТОРы - блеф. Тем более Краснокаменск или Первомайск. Удаленность от центра, упадок последних лет - не позволит развить их как территории. Отдельные производства - может быть. Но все смотрят на гаранта, а он забыл про нас.
    Ответить
    16
    2
    • 1038438
      стратегия "ТОР" родилась как федеральная концепция развития отдельновзятых регионов страны. И ответственность за их развитие в первую очередь лежит на блоке экономразвития региона - Минэкономразвития, Корпорации развития, Забинвестфонде, Торгово-промышленной палате и т.п. А вот за кадровый состав, компетенции и дееспособность местных чиновников несет непосредственную ответственность губернатор края. Бесконечная критика в адрес местных властей будет продолжаться до тех пор, пока забайкальцы не увидят практические шаги администрации по претворению в жизнь постоянно "придумываемых" планов социально-экономического развития края. И что всем заметно - никто персонально не отвечает за срывы, задержки, невыполнения и проч. А пресс-выбросы типа "выездных" конференций известных краевых чиновников на территории Монголии, Китая, Дальнего Востока - ничего кроме раздражения и сарказма не вызывают!
      Ответить
      4
      1
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
До больницы за 1, 200 р. Таксисты -нелегалы заняли запрещенную парковку на вокзале
Общество -
До больницы за 1, 200 р. Таксисты -нелегалы заняли запрещенную парковку на вокзале

Первая полоса движения от Вокзала Чита-2 - излюбленное место таксистов, вот только парковаться тут нельзя. Но правила работают не для всех.  «На первой стороне постоянно стоят таксисты, нелегальные, которые или которые, я бы сказал даже – бомбилы они, не таксисты. Потому что у них и цены огромные, мне рассказывали знакомые, что до академии здоровья практически 1200 с людей они сдирают - Люди, которые лечиться приезжают, как я понимаю? - Да, приезжают, видимо люди, которые собирают последние деньги на лечение, районники, которые вот очень пугаются нашего города. Практически не могут сориентироваться и попадают вот к этим таксистам, и они с них сдирают такие бешенные деньги. Ну и смысл в том, что первая полоса запрещена вообще для движения легковых автомобилей, а они там стоят свободно уже практически десятилетиями. Я думаю, что ГИБДДэшники это все знают, просто чистой воды скорее всего коррупция., потому то кто-то от этого имеет - Ну они, стоят, никуда не уезжают - Да, они стоят – смысл то в чем – почему одним можно проехать на этот знак, стоять безбоязненно. Ну вот мы можем сейчас увидеть там таксистов, стоят. Вот особенно они встречают вот эти поезда дальнего следования - Вот сейчас в 09.11 будет поезд - Да. Владивостокский. Это до Москвы, особенно утром будет таксистов достаточно много и все они будут на первой полосе вот сейчас мы видим таксист пристроился под часами, никого не боится» «Здравствуйте - Здравствуйте - Извините, вопрос такой, а вам тут можно стоять как такси? - Можно - Можно? А у вас лицензия есть? - Да - Можете показать? - Зачем - Пресса, спрашиваем, у нас по обращению, что обычные такси не пускают и стоят разные - Нету с собой - Нету с собой? Но стоите все равно? - А сколько у вас будет стоить извоз до Академии Здоровья? - Рублей 200» «- А сколько у вас будет до Академии Здоровья доехать? - 350 - Сколько? - 350 - 350, а вам здесь можно стоять? - Нет - Нельзя? - А почему стоите? - Платим - Платите? - А кому платите? - ГАИ - ГАИ платите? - Да - Серьезно? - Да - И давно у вас продолжается такое? - Ну платим, да и все. Поймают оштрафуют и все - А ну штрафы платите? - Да штрафы платим, что уехать надо? - Да» «Скажите, а за сколько договорились уехать? - 200 - За 200? За 200. Стоять нельзя» Движение, да еще и остановка при запрещающем знаке. Впритык к пешеходному переходу. Один такой «заезд» для обычного водителя несет целый букет нарушений. Но не для избранных. С которыми особо даже никто и не борется. «Один раз за всю свою жизнь видел, что они их выгоняли. Это может быть рейд был какой-то. Вот две машины стояло – выгнали. Но, как правило, кончился рейд, через два-три часа, они опять стоят. На завтра опять стоят. Видимо они не боятся их или не трогают - Сколько штраф за постоять пот таким знаком? - 500 рублей, ну я помню мне как-то хвалился один таксист, я говорит три ходки делаю, три тысячи имею и все – больше не работаю. Ну 500 рублей, видимо раз в месяц заплатить это - Необходимый риск? - Ну это не большие деньги, он все это потом возьмет с пассажиров» Стоит признать – необходимость в транспорте, который расположен максимально близко к вокзалу, безусловно есть. Пассажиры с детьми, тяжелобольные, пожилые люди. Как правило именно они и попадаются на особый тариф. Алексей СТРЕЛЬНИКОВ, государственный судебный эксперт по ДТП: «Данный участок дороги является уже довольно таки продолжительно время проблематичным поскольку в данном месте пересекаются конфликтные точки пешеходов и водителей. Собственно, так называемые такси, хотя они не являются таковыми, но по факту постоянно стоят там и создают небезопасные дорожные условия. Прежде всего для пешеходов, а как мы знаем пешеходы являются самым незащищенным участником дорожного движения. Поэтому хотелось бы чтобы более часто там делали какие-то рейды наши коллеги из ГИБДД. Безусловно мы как со стороны общественности. Можем тоже дать какую-то свою оценку в этой части необходимости ну в целом на сегодняшний день небезопасно и не удобно как минимум» Кто же поставит финальную точку в этой истории про огромный тариф для особенно уязвимых? Забтв готовит запрос в ГИБДД, подробности в ближайших выпусках новостей. Вячеслав Бортницкий, Виталий Литвинцев, Николай Шунков. ЗабТВ

Куда купили билеты Сапожников и Ярилов, забыв про Суздальницкого?
Общество -
Куда купили билеты Сапожников и Ярилов, забыв про Суздальницкого?

 В троллейбусном управлении Читы – неожиданное пополнение! И, надо же! Сразу – шестерня и все богатыри! Именно столько новых муниципальных автобусов вышли сегодня на маршрут №17 сообщением «Верхоленская – Грэс» в Чите . Водитель Иван Вологдин такому прибавлению счастлив вдвойне. И людям хорошо, да и сам на работу устроился! Иван ВОЛОГДИН, водитель: «Автобусы хорошие, качественные. А что касается пассажиров: не все садятся, сомневаются: куда идем, как идем. А которые садятся- довольны тем, что салон хороший - удивлялись сегодня? - Да, спрашивали, чьи автобусы, кто запустил. - стоячих пассажиров не было сегодня? - нет, не было, Ну те которые вперед нам попались КСК, ГРЭС, те шли полными, мы отсюда шли. 17-й маршрут- один из самых длинных в Чите. Автобусы проезжают 14 остановок: Кафедральный Собор, Рынок, Пожарка, и конечно, ГРЭС. Кстати, транспорт предназначен и для маломобильных людей. Александр Сапожников, исполняющий обязанности сити-менеджера города, решил лично проверить как открывается пандус. Ну как лично…не без посторонней помощи, конечно. Александр САПОЖНИКОВ, и.о. сити-менеджера Читы:  «Водителю нужно выйти, опустить пандус – это какое-то время займет у населения. Я думаю, мы должны все-таки должны терпение проявлять . Маломобильные группы тоже должны ездить по городу. Очень удобно и комфортно. Иван ВОЛОГДИН, водитель: Все - равно это же будет не каждый день, не каждый час. Ну раз в неделю попадется, ну два раза. Стоимость проезда- 26 рублей. Оплачивать можно как картой, так и наличными. К слову, проехать зайцем в таком автобусе не получится. Перед водителем установлен специальный планшет, где отображается пассажиропоток: сколько человек вошло, сколько оплатило. Александр Сапожников рисковать не стал. Купил два билета. Себе и Евгению Ярилову. Александр САПОЖНИКОВ, и.о. сити-менеджера Читы: «Мы на сегодняшний день изучаем пассажиропоток. Конечно, это цена меньше, чем в транспорте маршрутных перевозок. Ну вопросов много, мы всех секретов не будем выдавать. Будем продумывать вопрос по льготной категории граждан. Евгений ЯРИЛОВ, глава городского округа «Город Чита»: «Чаще езжу на маршрутных такси. На автобусах такого класса езжу редко. Поэтому сегодня даже приятно, проехать в таком автобусе, красивом автобусе» Суздальницкому Сапожников билет не купил. Впрочем, безбилетному председателю комитета городского хозяйства это не помешало сесть на самое почетное место- и проехаться зайцем. Константин СУЗДАЛЬНИЦКИЙ, заместитель руководителя администрации, председатель комитета городского хозяйства: «Всего у нас до конца года в планах запустить на маршруты всего 42 автобуса. Мы определили 9 автобусов, по которым самое большое количество жалоб от населения. Охвачены будут КСК, ГРЭС- самое большое количество жалоб, микрорайон Сенная падь, сейчас пытаемся дорогу в нормативное состояние привести». Все автобусы получены в рамках дальневосточных субсидий. До нового года выйдут на маршруты и остальные 36 автобусов. Хочется верить, что простым смертным в них будет также комфортно, как сегодня - чиновникам. Гуля Алхасова, Евгений Погорелый, ЗабТВ.