25 апреля, четверг, 05:57
СООБЩИТЬ НОВОСТЬ

Реально ли счастье под солнцем ТОРов?

Владимир Тихомиров / Экономика, 13:07, 27 октября 2018 /
Реально ли счастье под солнцем ТОРов?

Беспрецедентно длинная пауза в принятии отставки Натальи Ждановой и назначении нового главы нашего региона увенчалась назначением ВРИО губернатора Забайкальского края Александра Осипова. Мы знаем его послужной список, который венчает должность первого зама министра Минвостокразвития, поэтому новичком в управлении регионом его не назовёшь.

Забытое старое

Конечно, судить о стратегии нового руководителя рано – впереди разработка планов и программ развития Забайкальского края под руководством нового губернатора, решения и поручения, инициирование в Заксобрание законов и т.д. Но вот что доподлинно уже заявлено Александром Михайловичем при встрече с президентом страны – это его ставка на Территории опережающего развития края. Именно в этом он попросил поддержку Владимира Путина. Сразу видно, что новый руководитель заряжен идеями развития Дальнего Востока, где ещё недавно занимал важную должность.

Собственно, в этом нет никакого ноу-хау, ибо этой идеей были заражены в своё время и поздний Равиль Гениатулин, и ранний Константин Ильковский, и питала надежды Наталья Жданова, хотя особого рвения по данному поводу не проявляла, а жила мечтой о чудодейственном «президентском» плане Комплексного развития региона до 2030 года. Но практика показывает, как быстро и бесславно могут сегодня рушиться радужные идеи и планы.

Итак, напомним, что принятый в самом конце 2014 года федеральный Закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» состоялся без учёта интересов Байкальского региона, в том числе Забайкальского края. Изнурительная борьба наших региональных руководителей за включение Забайкальского края в этот закон напоминает битву, когда одна сторона выдвигает к исходному рубежу свои полки (аргументы), а другая и знать не знает обо всех этих маневрах. Ещё в апреле 2014 года включение Константина Ильковского в комиссию по подготовке проекта этого закона выдавалось как большая победа, а в Министерстве по развитию Дальнего Востока в то же время делали удивлённые глаза и говорили: зачем размазывать кашу по тарелке, у нас есть конкретные проекты по ТОРам, денег в обрез и рассчитывать на большее нерационально.

У Константина Ильковского было другое мнение:

- Государство придумало новый механизм развития — это Территории опережающего развития. И сегодня есть два системных подхода — либо это Дальний Восток и только туда будет распространятся этот механизм, либо это вся Россия. Но нельзя забывать, что в государственной программе развития нет только Дальнего Востока, есть Дальний Восток и Байкальский регион. Это Иркутская область, Республика Бурятия и Забайкальский край.

Тогда, помнится, в коллекции предложений по данному вопросу появилась ещё одна рекомендация. Она состояла в том, что правительству было предложено дополнить Перечень приоритетных проектов в Дальневосточном федеральном округе, уже утверждённый председателем правительства. В нашем крае забрезжила надежда, стали говорить о включении в ТОРы некоторых объектов Краснокаменского и Каларского районов. Но все, конечно, ждали, что скажет по данному вопросу президент страны. И вот в очередном Послании Федеральному собранию Владимир Путин дал кое-какие рекомендации. В частности, он предложил распространить режим ТОРов на новые проекты в тех моногородах страны, где социально-экономическая ситуация наиболее сложная, и не ждать три года, как это было предусмотрено законопроектом, а внести в него изменения и начать работу.

Конечно, это далеко не то, что хотели бы услышать руководители нашего края и других субъектов, входящих в Байкальский регион. Согласен ли он с тем, что закон о ТОРах надо распространить на весь Байкальский регион или он всё-таки имел в виду только Дальний Восток? Все эти вопросы висели в воздухе, пока не был принят закон о ТОРах, в котором ни Забайкальскому краю, ни всему Байкальскому региону не нашлось места.

Вопрос не в ТОРах, а в деньгах

Позже нашему активному депутату Госдумы Николаю Говорину удалось обратиться на «прямой линии» к Владимиру Путину с просьбой включить, наконец, Забайкальский край в программу по Территориям опережающего развития.  Президент не стал рубить с плеча и подтвердил, что «это действительно вопрос, который требует дополнительного исследования». Он подтвердил и то, что Забайкальский край «не попал в те программы, которые предусмотрены для Дальнего Востока».

  Но следом случилось неожиданное. Дальнейшее умозаключение президента как бы вообще ставило под сомнение сам по себе такой механизм хозяйственного управления как ТОРы в нашем крае и нивелировало весь смысл данной идеи: «Но вам нужно не включение в эту систему – вам деньги нужны, а эти деньги уже расписаны между регионами Дальнего Востока». Но надежду он всё-таки до конца не убил: «Тем не менее, это не значит, что нужно забыть проблемы Забайкальского края, здесь я с вами согласен. Нужно определиться не с тем, куда Забайкальский край включить – либо в территории Дальнего Востока, либо куда то в другую территорию, - а важно, чтобы средства были найдены для решения злободневных вопросов. Я знаю об этом».

Дайте ключ от ТОРов

Но если президент считал, что определиться надо не с тем, куда Забайкальский край включить, а найти деньги на развитие, то руководство нашего региона непременно желало в ТОРы. Разговор об этом в крае вёлся годы и население всё время убеждали, что вопрос «уже почти решён», «будет решён в ближайшее время», «правительство приняло решение» и т.д.  Законодательное собрание края приняло постановления о включении субъектов Байкальского региона в программу территорий опережающего развития (ТОРов), которое, с точки зрения депутатов, позволит Забайкальскому краю привлечь инвестиции федерального центра для улучшения экономического климата в регионе. В общем, «дайте ключ от ТОРов, где деньги лежат».

В октябре 2015 года в г.Краснокаменске состоялось выездное заседании рабочей группы по модернизации моногородов при федеральной правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. Совещание прошло под руководством заместителя председателя государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», руководителя рабочей группы Ирины Макиевой. И тогда были даны очень оптимистические обещания насчёт включения отдельных районов края в ТОРы. Подчёркивалось, что на территории Забайкальского края расположены 8 моногородов, основные претенденты -  Краснокаменск и Первомайск. Самое главное - это обеспечить будущее Приаргунскому производственному горно-химическому объединению на десятилетия вперед.

И вот тогда же Ирина Макиева отметила, что для того, чтобы запустить новые проекты, нужна современная инженерная инфраструктура.

- Мы договорились с губернатором Забайкальского края о том, что правительство региона подготовит информацию о новых проектах, сколько рабочих мест они образуют, какая новая инженерная инфраструктура для них нужна, - сказала тогда Ирина Мокиева. - Думаю, в ближайшее время эти материалы будут подготовлены. Второй базовый вопрос – это возможность создания территорий опережающего развития. Для того, чтобы стать ТОРом, нужно иметь устойчивые новые инвестиционные проекты. После того, как правительство Забайкальского края подготовит всю информацию о новых инвестпроектах с указанием объема инвестиций, участников реализации, будет скорректирована заявка на создание территории опережающего развития в Краснокаменске. Все шансы на получение ТОРа у Краснокаменска есть.

Чёрные дыры ТОРОв

Ну, а летом 2016 года появилось сообщение, что правительство страны по поручению президента РФ должно было прекратить работу особых экономических зон (ОЭЗ) и территорий опережающего развития (ТОРов) в стране.  Для нашего края это сообщение крайне неприятно –  надежды на ТОРы стали призрачными. Но факт остаётся фактом. В то время глава контрольного управления президента Константин Чуйченко представил Владимиру Путину доклад, в котором говорилось, что с 2006 года на 33 ОЭЗ в стране потрачено 186 млрд. рублей (122 млрд. из них - бюджетные средства), а налоговые и таможенные платежи из самих зон за это время составили 40 млрд. рублей. Создание одного рабочего места в ОЭЗ обошлось бюджету в 10 млн. рублей – то есть в среднюю зарплату в РФ за 25 лет. По его словам, «несогласованность управленческих решений» приводит к «неэффективному использованию бюджетных средств» — вплоть до того, что работу десяти ОЭЗ можно прекратить досрочно.

Конечно, это вызвало резкую реакцию президента – в условиях тогдашнего огромного дефицита бюджета такая расточительность была абсурдна. Поэтому Владимир Путин поручил правительству разработать единую стратегию работа ОЭЗ и ТОРов, а также обеспечить оптимизацию бюджетных инвестиций и механизмов их передачи под управление субъектам РФ. Кроме того, в поручении шла речь о приостановке создания подобных экономических образований – по крайней мере, до разработки новых единых подходов к их созданию. Работа неэффективных зон прекращалась.

Кроме того, было не ясно, что значит поручение о передачи подобных экономических образований «под управление субъектам РФ». Не является ли это на практике освобождение федеральных структур по финансированию ТОРов? В этом случае весь смысл создания таких структур теряется, ибо наш региональный бюджет недееспособен, и все наши прежние надежда связывались с большими бюджетными инвестициями и помощью федерального центра в поисках частных инвестиций.

Забыли про овраги?

Сегодня, говоря о данном законе, и исполнительная власть, и депутаты Заксобрания видят выгоду только в одном – возможности получить от федерального центра немалые бюджетные деньги на реализацию проекта.

В частности, депутат коммунист Николай Мерзликин по случаю очередного обращения в Госдуму с нижайшей просьбой о включении всё же Забайкальского края в закон, что смысл такого шага именно в финансовой поддержке проектов и даже назвал один из них- рудник №6 в г.Краснокаменске.  Ему вторила и председатель Заксобрания Наталья Жданова, которая тоже видит в ТОРах источник бюджетного потока из центра.

И только один голос - депутата Госдумы от Забайкальского края коммуниста Владимира Подзнякова – прозвучал по этому случаю диссонансом.

- Закон по ТОРам только что принят, он начал развиваться, и мы тоже были немного очарованы этими территориями опережающего развития, - сказал он. - А, оказывается, «хорошо было на бумаге, но забыли про овраги», и под хорошим, благополучным названием «территории опережающего развития», пошло – ну, не столь позитивное, не столь правильное.

Что имел в виду депутат Поздняков под «оврагами» и «не столь правильным» - он не уточнил. Обращает на себя внимание, что даже два коммуниста – депутата разных уровней власти разошлись во мнении, что бывает в этой партии не часто.

И вот тут, очевидно, надо заглянуть в сам закон с целью увидеть его в комплексе, а не только как источнику некоего золотого дождя для тех, кто в него попадёт. Он, как выясняется, не так прост и таит в себе некие подводные камни, которые, возможно, и имел в виду депутат Поздняков.

С одной стороны, на ТОРах будет действовать особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, который заключается в особом режиме землепользования, установлении льготных ставок арендной платы, налоговых льготах и льготах по страховым платежам, особом режиме государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля, льготного подключения к объектам объектов инфраструктуры, предоставление государственных услуг, применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны и др. меры. По мнению разработчиков законопроекта, его принятие позволит обеспечить резидентам ТОР лучшие (конкурентоспособные) условия ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности по отношению к аналогичным территориям, функционирующим в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

С другой стороны, набирает силу протестное движение, участники которого видят в новом законе нарушение конституционных норм страны. По их мнению, на территории России создаются анклавы, наделенные правами субъектов РФ, которые не только выводятся из-под действия законов Российской Федерации, но могут быть переданы под управление иностранных субъектов. Под видом ТОРов фактически формируются новые субъекты РФ, что противоречит ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования нового субъекта Федерации». Кроме того, они считают, что нарушаются границы субъектов Федерации, которые могут быть изменены только с взаимного согласия субъектов через волеизъявление граждан этих субъектов. Усмотрели в нём возможность произвольного захвата территорий ныне существующих субъектов Федерации решениями руководства ТОРов и распространение на них особого порядка управления, не предусмотренного Конституцией РФ. В законе, как они указывают, произвольно вводятся гражданские права для неграждан-гастарбайтеров, что нарушает Конституцию и др. нарушения.     

Есть и некоторые детали данного законопроекта, которые, касаются социальных вопросов. На некоторые «подводные камни» уже сегодня обращают внимание профсоюзы РФ. В частности, тогдашний секретарь Федерации Независимых Профсоюзов РФ, руководитель Департамента социально-трудовых отношений и социального партнёрства ФНПР Олег Соколов говорил:

- Закон о ТОРах фактически отменяет действие всех государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях (в нашем крае такие районы есть – авт.). Отменяются не только районные коэффициенты и районные надбавки к заработной плате, но и дополнительные оплачиваемые отпуска, гарантии при увольнении и другие права. Учитывая, что в этой же статье содержится норма, разрешающая работодателям в ТОРах привлекать на работу иностранных мигрантов без каких-либо ограничений, чётко видно, какое опережающее развитие готовит для Дальнего Востока «родное» министерство. Снятие ограничений на привлечение иностранной рабочей силы с одновременной отменой северных гарантий и компенсаций, ведущее к существенному занижению заработной платы работников, приведёт к заселению регионов Дальнего Востока выходцами из Юго-Восточной Азии и возможному вытеснению из данных регионов наших граждан.  

Таково положение вещей. Пока неясно, дал ли президент нашему ВРИО губернатора обещание о поддержке по созданию в регионе ТОРов? Видимо, мы скоро об этом узнаем. А также о том, что конкретно даст региону эта спорная пока идея и как она будет практически осуществляться?

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
КОММЕНТАРИЕВ: 9
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 1040504
    Новому губеру надо основательно перетряхнуть команду, а то сейчас опять набегут всякие доброхоты, типа Сыромяток, этим только дай добраться до бюджета
    Ответить
  • 1038635
    Какие ТОРы, какие программы? Чушь все это! Делают это для одной цели - украсть еще больше у народа!
    Ответить
    3
    3
  • 1038532
    Не надо никого опережать, создайте нормальные условия для всех людей.
    Ответить
    6
    0
  • 1038247
    для страны и ее жителей, которые будут становиться рабами чужестранцев на своей земле (почитайте, в законах все написано, как нас будут эксплуатировать и изгонять с насиженных мест новые хозяева), или вы еще не поняли, на кого работает банда путина, уничтожая страну и народ?
    Ответить
    7
    4
    • 1038666
      Рабами китайцев
      Ответить
      0
      2
  • 1038154
    только атомная энергостанция в краснокаменске
    Ответить
    2
    2
  • 1037937
    создание свободной экономической зоны в крае, с принятием законов как в нормальной стране, со свободной добычей и обращением золота и других богатств, и за счет реализации через административно-финансовые структуры края, проще сказать легализация накопленных в стране запасов золота и т.д., дадут краю баснословные доходы, пилювать нам тогда на Москву, ну тогда может дойдет до этой Путин и К*, что и как нужно делать чтобы всему населению страны было жить хорошо , а не только близким и друзьям, а ТОРы, прав Тихомиров, это элементарное закабаление страны в интересах нашего наворованного капитала и иностранного настроенного на многократное его увеличение, и ни как не на увеличение нашего благосостояния.
    Ответить
    11
    2
  • 1037924
    Все эти ТОРы - блеф. Тем более Краснокаменск или Первомайск. Удаленность от центра, упадок последних лет - не позволит развить их как территории. Отдельные производства - может быть. Но все смотрят на гаранта, а он забыл про нас.
    Ответить
    16
    2
    • 1038438
      стратегия "ТОР" родилась как федеральная концепция развития отдельновзятых регионов страны. И ответственность за их развитие в первую очередь лежит на блоке экономразвития региона - Минэкономразвития, Корпорации развития, Забинвестфонде, Торгово-промышленной палате и т.п. А вот за кадровый состав, компетенции и дееспособность местных чиновников несет непосредственную ответственность губернатор края. Бесконечная критика в адрес местных властей будет продолжаться до тех пор, пока забайкальцы не увидят практические шаги администрации по претворению в жизнь постоянно "придумываемых" планов социально-экономического развития края. И что всем заметно - никто персонально не отвечает за срывы, задержки, невыполнения и проч. А пресс-выбросы типа "выездных" конференций известных краевых чиновников на территории Монголии, Китая, Дальнего Востока - ничего кроме раздражения и сарказма не вызывают!
      Ответить
      4
      1
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Новости -

Добраться до дач в Атамановке скоро можно будет только на байдарках

Нет, это не очередной этап соревнований водителей внедорожников – это ежедневный путь Атамановских дачников. Маршрут к участкам очень сложный – сначала несколько километров грунтовой дороги, а прямо возле дач – проезд по бурлящей речке. Александр ПУСТОВИТ, председатель СНТ №16:  «Каждый год весна и лето это мучение для проживающих здесь. В летнее время в четырез садовых товариществах проживает до 5000 народа. Та ситуация, которая сложилась с реконструкцией данного моста вышла на обсуждение Восточно-Сибирской прокуратуры Блохина. Там было совещание порядка 40-человек» Искусственное сооружение, которое является частью Транссибирской магистрали практически полностью перекрыло путь на другую сторону железнодорожной линии. Переездов нет, поэтому дачники проезжали прямо под мостом, но затем путейцы не начали ремонт. После работ ездить стало невозможно – некоторые автомобили просто не справляются с препятствиями и застревают. Александр ПУСТОВИТ, председатель СНТ №16:  «Причина здесь в том, что в своё время при развале страны чиновники администрации Читинского района «Атамановка» не передали в муниципальную собственность вот эту дорогу. И железнодорожники, когда начали реконструкцию моста, в проектном задании было предусмотрено только усиление моста и пропуск воды. Когда мы задали вопрос «А как же мы?», нам сказали, что этой дороги в природе не существует» Сейчас тут четыре дачных кооператива. Некоторые участки выкуплены и оформлены, как частная собственность, здесь прописаны люди. Вот только, судя по всему, дорога им ни к чему. Не нужна она, видимо, и экстренным службам. Один трагический случай из-за того, что скорая не смогла доехать, уже произошел… Алексей ЧЕКМАРЁВ, заместитель председателя СНТ «Им. Мичурина»:  «Мы уже не в первый год обращаемся в органы прокуратуры, в органы местного самоуправления. На что нам говорят, терпите, или не ездите в грубой форме» Такими темпами, совсем скоро, по соседству с участками появится новая достопримечательность - Атамановские пороги и тогда вместо машин, дачникам нужны будут байдарки. Иван Тимофеев, Евгений Погорелый, ЗабТВ